О журнале Параллели

Татьяна Александровна Бирюкова
            Недавно, на вещевой ярмарке в нашем городе с радостью увидела среди многочисленных палаток одну с книгами. Детская литература. Красочные, различного формата: стихи, рассказы, сказки, классики и малоизвестные для меня авторы. Перебирала с восхищением книги, смотрела долго, но с сожалением произнесла вслух
            – Как жаль, что дети так мало сейчас читают
            – Так мы сами, взрослые, и виноваты в этом, – ответил продавец, – мы допустили подобное, нам и исправлять.
             Конечно согласна, но как? Как привлечь внимание ребёнка, да и взрослых оторвать от игр и разных интернетовских глупостей. Как привлечь на те страницы, где отдают предпочтение Слову и красивому могучему русскому языку.
              С удовольствием листаю очередной, восьмой номер литературного альманаха «Параллели» Самарской региональной организации РСПЛ, в который вошли стихотворения, рассказы, воспоминания, литературоведческие и публицистические тексты.
            Для меня лично этот номер первый, но с главным редактором – Ольгой Михайловной Борисовой и с членами редколлегии Ириной Силецкой, и Светланой Макашовой ранее уже познакомилась на встречах в лаборатории «Красная строка» и как раз-таки используя средства интернета!  А теперь вот через электронную версию журнала и с авторами альманаха – не только членами различных творческих союзов, но и теми, кто делает первые шаги в стране большого искусства. В альманахе представлены прозаики и поэты не только из Самары и области, но из других регионов страны, география обширна, а также ближнего и дальнего зарубежья. Возрастной диапазон авторов широк и охватывает несколько поколений.
        Как всегда, читаю сначала колонку редактора, затем просматриваю журнал бегло, ищу знакомые имена. И нахожу! С удовольствием прочитала рассказы Нины Кроминой, Елены Яблонской, Натальи Ячеистовой, Алёны Кубаревой, Тамары Селеменевой.
.
         Интересен рассказ Елены Яблонской «Снытины» Несколько поколений представлены в рассказе. Их объединяет любовь к своей земле:

– Как бы там ни было, старого не вернёшь, надо приспосабливаться!
– Мы, старухи, отжили своё, – вздохнула баба Сима, – а вас, молодых жаль, ох, как жаль…
 – Друзья мои, не будем отчаиваться, – так же неуверенно повторил доктор Червяков. – Вам хорошо говорить, доктор, – плаксиво затянула тётя Люба. – Вы к детям можете свалить в любой момент, в Америку или там, в Израиль, а нам куда деваться?
 – Я вас не оставлю, друзья мои!
            Света поняла, что ни матери, ни бабушки у неё больше нет. Она протиснулась в щель между гнилыми досками забора и из последних сил уцепилась за крохотный кусочек проступившей из-под гравия земли. «Буду жить здесь! – решила Светлана Снытина. – Нарожаю дочек… всё равно от кого… назову Серафимой, Софьей, Стефанией… нет, Степанидой! Всех не истребите! Никуда отсюда! Это наша земля!»

           Все рассказы разные, но как мне кажется, их объединяет любовь героев друг к другу, к родителям, отчему дому, к родному краю и истории своей страны.
           Именно к любви и призывают «Параллели».

           Об отношениях в семье повествует Алёна Кубарева в рассказе «Я еду к тебе, папа».
Ссоры между родителями и уход отца из семьи ничуть не уменьшили любовь дочери к отцу: «Мне хотелось погладить тебя по голове, сказать: «Папочка, я всё равно тебя люблю!». Тогда ещё, помню, испытывала к маме неприязнь: она досаждала тебе своими истериками. При этом ты – знаю – по-настоящему страдал. Удивительно! Я до этого думала, от любви люди становятся счастливыми, и глаза у них – смеются…». Вспоминая о своём детстве, дочь не могла согласиться с папой, который её чаще ругал, чем хвалил, а надо «воспитывать с раннего детства – везде выпихивать, постоянно хвалить, чтоб была уверенность, а если тебе кричат «Врёшь!», даже когда это не так…»
          Приезжая к месту упокоения отца, дочь вновь и вновь вспоминает дни, проведённые с отцом, сожалея о несказанном тогда, потому что потом уже не будет…

         
           «А жизнь многогранна. Всех граней не счесть», – пишет поэт Александр Раткевич, а в другом стихотворении утверждает: «Совсем не просто быть простым» и «Нет в сердце у меня того, что может породить уход в себя. Ведь я живу, как должен жить живой, всё сущее любя».
            О сегодняшнем времени – поэт Наталья Сидорова: «Я сегодня из тех, кто не совершает ошибок: не выхожу из комнаты и словно многорукий Шива совершаю множество манипуляций, напрягая хаотично каждый из пальцев. В этом кнопочном мире каждый над кнопкой начальник – я включаю-гашу свет, микроволновку и чайник, через пульт запускаю висящий на стене ящик, чтобы узнать, что живу в самой лучшей стране, стране настоящей. А всё же предпочитаю окна в оцифрованном мире – сейчас паутина подведена чуть ли не к каждой квартире, и я ощущаю себя одним из команды икс – человекомухой, застрявшей в социальной сети, вставив стерео в каждое ухо. Я сегодня из тех, кто забаррикадировался металлической дверью и крестным знамением от страшного вируса, и всё, что осталось – только молиться, вспоминая друзей далёкие лица, спрятанные за кодами и тряпичными масками…»
         Мне вспомнились слова поэта Евгения Зубова «Как мало беспокоит нас, что с каждым годом рвётся связь между природой и людьми и что повинны в этом мы. Забыли в гаме городов язык полей, язык цветов. И в окружении друзей в лес выезжаем, как в музей…»
         Герой рассказа «Дорога среди камней» Натальи Ячеистовой Никита работает начальником отдела политики в газете. Он – популярный блоггер, с его мнением считаются сотни людей, он не скрывает своей солидарности с жертвою нынешнего конфликта, но устал от сумасшедшего ритма жизни и по совету друга уезжает на две недели туда, где не ловил ни интернет, ни Билайн. Никита полностью оторван от мира, не имел ни малейшего представления о том, что в нём творится. Он живет в маленько домике и бродит по окрестностям. «Ему полюбились эти прогулки, особенно в утреннее время. Холмы только издали казались пологими, когда же он спускался со своего плато, то оказывался порой среди настоящих ущелий, по дну которых бежали быстрые ледяные речки. По пути с разных сторон встречались величественные каменные нагромождения ; столь диковинные, что трудно было представить, что они сотворены природой, а не человеком… Часто его охватывала неведомая ранее радость, он чувствовал себя сильным, спокойным, способным на великие свершения. Он уже и не вспоминал про город, работу ; прошлое отошло на дальний план, казалось суетным и мелким.
          Как-то днём Никита шёл вдоль русла мелкой речки, проворно петлявшей между валунов ; тёмных и гладких у самой воды, желтовато-седых и неровных на подъёме. Его взгляд вдруг выхватил из охристой поверхности скалы пучок невзрачных цветов, каким-то чудом пробившихся сквозь каменистую поверхность. Тонкие стебли, увенчанные белыми розетками, покачивались на ветру. «Камнеломка», ; подумал он и, подойдя ближе, осторожно коснулся пальцами цветка. И тут на него внезапно обрушился поток восторга; казалось, на всём белом свете не было ничего прекраснее этой солнечной тишины, слабого цветка и камня, сквозь который тот пробился к жизни ; серого, с тонкими тёмными выщерблинами, образующими загадочный рисунок. Никита прижался лицом к скале и разрыдался, не в силах сдержать своего потрясения. Никите казалось, что он попал в только что сотворенный Богом мир, в котором зло ещё не нашло себе места. Всё вокруг находилось в полной гармонии, тишина и покой наполняли всё обозримое пространство. Невозможно было представить, что войны, убийства, преступления существуют на той же самой планете. «Почему человечество никак не может угомониться? ; думал он. ; Просто наслаждаться этой красотой в течение своей такой недолгой жизни!»
         Война прошла колесом по судьбам людей не только нашей страны, оставила навсегда след в душах, вновь и вновь возвращается в воспоминаниях и не даёт успокоения.

         «Красная косынка» ; так называется рассказ Нины Кроминой, напечатанный в литературном альманахе «Параллели». Он тоже, по моему мнению, о любви, только несчастной. Несчастной оттого, что красивую девушку Лялю «…оказывается, во время бомбёжки потеряли, при эвакуации. А нашли уже после войны. И надо же, у матери ни царапины, а она… Родители её сразу узнали. И не только по красной косынке. А она их нет… контузия. Когда в детском доме детей выводили к взрослым, ну, к тем, кто их искал, велели брать, что у кого от старой жизни осталось. Детей по вещам находили…».
          В рассказе прекрасное описание природы и жизни тех лет, когда уход за ребёнком и   многое другое были иными, чем сегодня.
        «Тени сосен, росших за оградой, стали темнее, а заходящее солнце розовой полосой отмерило вечер». Прекрасная строка!   Много хороших строк в рассказе Нины Кроминой   
          Война чёрной полосой разделила жизнь на до и после. И как торжество жизни – маленький родившийся ребёнок.
          «Вытащив из пеленок ручку, он с усердием сосал большой палец. Глядя на него, Липочка, его сестра, вдруг почувствовала такую тревогу, такой страх за его жизнь, что, желая огородить от всего, что нахлынуло на неё, пытаясь защитить, заслонить собою, обняла. Так они и лежали рядом, запелёнатый младенец и девочка. Тихо. Лишь за стеной раздавался шёпот, вздохи».

         Чудом удалось выжить Тамаре Селеменевой. Крестная мама буквально вырвала младенца из рук фашиста, который грозился убить ребёнка, если не укажут где партизаны.
За партизана приняли и её 12-летнего брата, поставив к стенке на расстрел. Тамарина мама встала впереди сына и заслонила его. Во время оккупации фашистами Краснодарского края, именно там впервые применили газовые душегубки. Воспоминания Тамары Селеменевой, сегодня она член Союза писателей России, лауреат и дипломант различных конкурсов, автор поэтических сборников «Из детства я храню любовь к земле», «Природы дыхание слышу» и прозы «Ах, эти домашние питомцы!» невозможно читать без слёз, как и другие материалы на военную тему, помещёнными в разделе «Они сражались за Родину»

        Прекрасные стихи молодого поэта из Развилки Московской области Юлии Грачёвой.            Очень взволновали воспоминания Галины Гладышевой из Самарской области «Старшина взвода носильщиков». Много раз читала и слышала о подвигах разведчиков, бойцах, подбивших танки, взорвавших склады, лётчиках, идущих на таран, но впервые прочитала о солдатах, исполняющих свой долг и награждённых за то, что выносили бойцов и командиров тяжело раненых из-под огня с их оружием.
«Считал ли ветеран скольким бойцам подарил жизнь, своевременно отправив в госпиталь, думал ли о том, что почти каждый раз совершал подвиг? Вряд ли… Сегодня не спросить у ветерана…  А ведь надо, надо было спросить, чтобы донести до потомков, что война – грязное дело, что необходимо немало усилий, чтоб на земле был мир, смеялись влюбленные, рождались дети и никогда, слышите люди, никогда мы не убивали друг друга…»
            Спасибо всем, кто составлял восьмой номер альманаха «Параллели» за этот материал и все другие подлинные документальные свидетельства страшных лет.
             Роль журнала «Параллели» сегодня огромна. Редколлегия ответственно относится к присланным материалам, отбирает и представляет читателям лучшее.
             Цель благородна – связать разные поколения, осуществляя связь времён. И альманах призывает верить, верить в добрых и честных людей, которые не перевелись ещё на земле русской и спешат помочь в трудной ситуации, не думая о плохом. Вот о таких людях пишет Ольга Михайловна Борисова в удивительном, во многом автобиографичном, рассказе «Гость». Мне он очень понравился.
            Вот и обложка альманаха замечательная. Возьмёмся за руки друзья…И как говорит в своих стихах Иван Нечипорук: «Не досказали и не докричались, но слово снова встанет в полный рост! ... Но Слово на ветру, как наше знамя, сойдутся под него стихов полки…»
К совести взывает Владимир Шемчученко в своём творчестве, а Яков Шафран, член Академии Российской литературы, говорит об ответственности перед страной и перед собой: «Я прошёл по росе, босиком свою землю лаская, / Каждой жилкой своей ощутил безмятежный покой. / Как доверчива ты, о, Россия, моя дорогая. / Как ответственны мы, дорогая страна пред тобой! /
          Вот к совести, к ответственности, к прекрасному взывает, мне кажется, и литературно-публицистический журнал «Параллели», соединяя бьющиеся на много километров сердца в любви друг к другу, к родной земле и СЛОВУ.