Пушкин не по учебникам. эссе

Алексей Аимин 2
Уверен -  каждый из нас несет в себе частицу его внутреннего мира, его таланта и любви к Родине и к своему народу.
Если чуть отойти от школьной программы - можно узнать совсем другого человека. Только надо не жевать разжеванное, превращая в жвачку, а читать рукописи Пушкина и самому делать выводы.  Предлагаю посмотреть на его малоизвестные высказывания, с анализом времени и событий тех лет.
Сначала мы увидим веселого и задорного и самокритичного человека, писавшего о себе - еще о кудрявом ребенке:

"Сущий бес в проказах, сущая обезьяна лицом, много, слишком много ветрености –
да, таков Пушкин".

Но вот, уже будучи отроком, под влиянием известного историка Николая Карамзина он дерзко выступает с речью не мальчика - но мужа:

"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.
Не уважать оной есть постыдное малодушие".

В молодые годы поэт слыл большим оптимистом. Он, как и его друзья будущие декабристы, верил в реформы царской власти и будущего благоденствия России:

"Говорят, что несчастия хорошая школа; может быть.
Но счастия есть лучший университет".

После провала восстания декабристов и закрытия его "личного дела" как одного из соучастников заговора, Николай I сумел переубедить поэта. Не только в том, что безвластие невозможно и в том, чтобы не губить свой талант. Взамен обещал многочисленные публикации и творческую стипендию. Пушкин написал царю хвалебную оду. Бывшие соратники и единомышленники поэта отвернулись от него и писали едкие эпиграммы, обвиняя в предательстве. Пушкин не раз оправдывался перед ними, впрочем, как и перед собой:

"Я пишу для себя, а печатаю для денег".

Но все же поэт был угнетен и все чаще уединялся. С его-то буйным характером уйти в затворничество было душевной мукой. И он писал об этих периодах одиночества:
"Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа".
Устав от поэтической романтики, Пушкин все чаще переходил к прозе. Возвышенный строй поэтических строк уже не удовлетворял и уходил в прошлое. Его все чаще одолевали сомнения мучили поиски смысла жизни и нужности его творений. И он попытался заглушить свои терзания проверенным способом - вино, карты, женщины.
Однако пессимистические прозрения отразились в его поздних стихах:

"Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей".

Вернувшись в "Высший Свет" Пушкин прослыл неуравновешенным фаталистом - хлесткие эпиграммы, 29 вызовов на дуэль. Подступало полное разочарование.
И вот он уже приличный циник как его герой Евгений Онегин. Появился и черный юморок в предчувствии близкой кончины:

"Во всяком случае, в аду будет много хорошеньких, там можно будет играть в шарады".

О последних днях и смерти поэта написано много книг и защищено диссертаций. Здесь, думаю, повторяться не стоит. А стоит отметить его роль в будущей поэзии. Вот строки поэта Владимира Бездуганова:

От Пушкина к Вершине Мирозданья
Проложен путь в мерцании Светил!
Через Любовь, Надежду и Страданья
Поэту Бог все шалости простил .
О Пушкин! Пушкин! Узник заточенья
В пустынном замке с маскою-лицом...
Свободы Жрец и Гений Вдохновенья,
И Славный Сын в Отечестве своём!

Для многих наш классик стал кумиром и идеалом в стихотворчестве.
И в моей жизни он сыграл удивительную роль в становлении как поэта лирика и сатирика. Это были и жесткие пародии и подражания его мягкому стилю льющейся строки:

И глупая молва и всяческая чушь –
немного оживляют нашу глушь…

  Пройдя стадию ученика и «став на ноги», решил продолжить тему памятников засвеченную первым учителем, отойдя чуть в сторону:

Воздвигну памятник,
в сторонку отойду
И посмотрю на рук своих творенье,
В нем радость, и печаль,
в нем мысль, и вдохновенье,
Я всех восславлю по заслугам и труду.

Я всех восславлю по заслугам и труду,
Всех тех, кто верил в жизнь и кто не верил,
Считал кто деньги, и кто их не мерил,
Кто счастлив был и кто лишь знал беду.

Кто счастлив был и кто лишь знал беду –
Две крайности, на них наш мир замешан;
Наказан будет каждый иль утешен,
Когда придём к последнему суду.

Когда придём к последнему суду,
Где нет чинов, богатства или блата,
Есть только звания сестры и брата,
Там всех отметят по заслугам и труду.

Там всех отметят по заслугам и труду.
А я зачем полез в людские судьи?
Меня уж сильно не корите, люди,
Ведь с вами в очередь я общую пойду