история неизвестного поэта. материалы - 9055

Май Август
история неизвестного поэта. материалы
02:50
Публикация номер - 9055

начала методологии не академического литературоведения

концепция субкультуры советской эпохи легла в основу методологии новейших литературоведческих исследований, пока ещё не завоевавших в академической науке заметных позиций, пожалуй, не скоро способна преодолеть доминирующий до сих пор соцреализм, хотя и отказавшийся от своей ненаучной оболочки, но, казалось, ставшей даже безальтернативнее, чем в эпоху своего открытого господства.

поэтому данные исследовательские материалы не претендуют на какое-либо место в академксуой науке, предлагаясь в качестве частных размышлений по поводу частного момента.

но следует пояснить самые общие принципы концепции: русская литература второй и третьей  четвертей прошлого века представляет собой два существенно различающиеся слоя - господствующую квазилитаратуру соцреализма, за небольшим исключением доминирующую в открытом для массого читателя доступе, имеющую формальные признаки художественности, лишь имитирующие таковую, на самом деле имеющими строго идеологическую суть, особенно скрытую в произведениях, содержание которых тематически не связано с идеологией, в частности, в лирике совершенно "внеиделогичесих", хотя в практике контроль за публикацией всегда проявлял критерии буржуазности и реализма, так что даже безобидные стишки о природных красотах всегда проверялись на идеологическую выдержанность, и, кроме обычных для того времени интриг и коньюнктуры, реально нагружали отдельное конкретное произведение идеологическим смыслом, для специалиста вполне очевидного - когда самое невинное лирическое изображение природы либо соответствует соцреализму либо нет.

отрицание этого со ссылкой на то, что в некотором произведении, например, Степана Щипачева, о снегирях, нет малейшего намека на отношение снегирям пролетариям или декадентских идей, кажется убедительным, оно опирается на такое свойсто соцреалисической
 методологии, как её отчасти латентная претензия на абсолютную истину, будто она - единственно верная и потому единственно научная методология, - на деле совершенно внешне идеологически нейтральные произведения, допущенные к читателю - несут отрицание иной идеологии, действительно - проивостоят иным позициям, например, не-декадентские.

конечно, определённое частичное признание классической литературы прошлого, несмотря на её классовую ограниченность, скажем, классический реализм девятнадцатого века, позволяющие возводить литературу соцреализма к великой литературе прошлого, утверждать на этом основании художественное качество соцреализма, сегодня продолжают определять доминирующие воззрения, ставящие лжелитературу в ряд с классикой, и тем самым направляют как литераторов известных, так и всю массу авторов по ложному пути латентного соцреализма.

тогда как подлинная русская  литература указанной эпохи сосредоточена вне публичного пространства

- в запрещённых и замалчиваемых Есенине, Блоке, Ахматовой и других классиках
серебряного века, с конца шестидесятых годов туго выходящих у публике с определенными ремарками, которые как бы интегрируют её в соцреализм, как позволяли до этого признавать значение классики, определённо и заведомо лишенной статуса соцреалистической,

- в литературе эмиграции, сегодня включенной в корпус вместе с соцреалистической без какой-либо определённой маркировки, скорее - грубо премешанной для придания явному соцреализму видимости художественности;

- в литературе андеграунда, до сего дня подразумеваемой как ничтожная, лишь в случайных публикациях того времени признанная так же без малейшей отметки об отличие;


таковы основные методологические особенности не академического литературоведения.


попытки литературоведческой археологии периода 2-3 четверти 20 века.

несмотря на то, что некоторые имена литераторов андеграунда не просто известны, но и признанны, они и сегодня оставлены вне традиционной науки, явно с целью оставления как феномены  вне самой литературы - самые яркие примеры - это поэзия бардов, Высоцкого и рок-поэзия, - "как бы" по причине отнесения авторов к песне исключенные из литературы.

и можно высказать некоторое предположение о том, что адаптация их возможна, однако лишь тогда, когда академическое литературоведение дождется забвения самого андеграунда, утвердит в общественном пространстве позицию его пустоты.

поэтому и стоит надеяться на то, что фрагменты истории андеграунда смогут все же выплеснуть как значимые явления имена и произведения, которые адаптировать в ложную массу будет много сложнее.

и здесь предлагается образец исслования по своему типичного представителя андеграунда третьей четверти прошлого века, имени которого мы не нашли - что и делает его типичным.

нам известно, что некое безымянное лицо, представлявшее тексты в самиздате под разными никнеймами, - это скорее не собирательный образ, а реальный человек, хотя выделение из массы текстов некоего одностилевого образа затруднительно, если не невозможно - поэтому мы и будем говорить образе некоего поэта, а не о конкретном человеке.

если после двутысячных (нулевых) годов мы видим в самиздате довольно много произведений этого автора - условно назовём его Виртуальный поэт - Виртуал - то ранее мы  можем найти лишь следы отдельных текстов  в некоем Литературно-археологическом артеыакте - случайно найденном ящике с рукописями, лишь отчасти - машинописными листами, больше - листками от руки, чаще - крайне неразборчивым почерком.

именно эти листки и содержат, на наш взгляд, историю неизвестного поэта.

предположительно, судя по ещё вполне ученическому почерку, Виртуал  начал писать ещё до полёта Гагарина - здесь есть даже тексты о его интересе к песням, иностранным, судя по его восторгу на появление Битлз - он и к сочинениям на русском языке относится как-то будто писал с таким же непониманием, как на иностранном.

среди рукописей совершенно нет школнывх сочинений, что не позволяет представить достаточно корректную картину его творчества, мы имеем всего лишь шутливые тексты среднего школьного возраста и достаточно миленькие тексты связанные с подростковой или юношеской влюбленностью.

это хорошо подтверждается тем, что именно эти тексты вновь появляются в его публикациях начала милениума наряду с текстами новыми и прошлых годов.

мы не можем из этих текстов составить определённый портрет одесского юноши, опять же напоминая, что это - единственная причина нет настаивать, что такой автор существовал реально как одно лицо - но это определённо штрихи такого типичного портрета, модно сказать - мальчик вовсе не педалирвал свой статус поэта, но и не скрывал, мы находим даже авырещки из газет со стихами - это больше чужие стихи - Домнин и Скалицкий - но неподписанные - почти наверняка его личные - тем более, что в его виртуальных публикациях нашего тысячелетия мы их находим под его никнеймами, а стихи Скалицкого включены как эпиграф.

это позволяет предположить, что у автора уже были пусть редкие слушатели, а по косвенным признакам мы можем догадываться, что он писал тексты на музыку для одной рок-группы, судя по всему - из Еревана, судя по именам двоих музыкантов - Грант и Гамлет - и исполняемыми ими песням Марка Арьяна и Мануэля из Ливана.

похоже, что автор Виртуал никак не пожинал славы за эти тексты, хотя некоторые позже опубликовал как совершенно недурные поэтические произведения.

какова его личная жизнь? его страсти, передиваяния, его повседневность - об этом судить по стихотворным текстам невозможно, а в его прозе похождения действующего лица - скорее - вымысел, фантазии, хотя, конечно, связь с личной жизнью автора и возможна - но в какой степени - болтшой вопрос.?

не стоит удивляться, что в достаточное давнем времени, когда уже киносъёмка стала доступной для рядового и не слишком богатого человека - кстати, Виртуал утверждает,что сам имел любительскую кинокамеру и даже снимал на профессиональную - что вполне возможно, тем более - что он жил в Аркадии недалеко от Одесской киностудии, где даже видел Высоцкого, снимавшегося там - но не только видеоматериалов - фотографий Виртуала среди рукописей - и рядом с публикациями ужеьнего времени - нет.

представить его внешний облик невозможно, чтобы поставить памятник неизвестному поэту - видимо, можно уверенно порекоментодвать скульптору просто пробежать тексты поэта и составить его произвольный портрет по впечатлению.

но трудно рассчитывать на такое ближайшее столетие, у нас ни бронзы, ни мрамора не хватает на именитых поэтов - хотя очевидно - далеко не ко всем даже заведомо стоящим поэтам будут подходить влюблённые на свидания, - народ всегда огранрчивается только великими - хотя я бы сказал, что очень хорошая идея памятников неизвестному солдату в народе нашла грандиозную поддержку - ведь, по сути - почему народ чтит памятники веклоикми поэтам? да потому, что они есть памятники ему,народу- в отличие от памчтнркам царей.

но вряд ли Виртуалу есть дело да нашей суеты вокруг его творчества, тогда не нужному никому, и сегодня да и в перспекте вряд ли понадобящемуся - и, тем более - поствят липамчтник ему конуретно - пусть в соьрателном образе неищвеного поэта - ему бы хотелось - если покойники обладают желаниями - чтобы его образы, мысли, идеи - ходили в народея сосавдчли и развивали язык, калия конечгоя наши партнёры по планете не искоренять вообще русский язык.

мы исследовали только ранний период творчества Виртуала,  и надеемся проложить далее

          06 июня 2021 года примерно 04:53

***