Будни таксиста. Москвичи

Игорь Шевелёв
Будни таксиста. Москвичи.
Недавно я подвозил двух пассажиров от гостиницы "Авиньон" к ресторану "Сказка".
Пассажир тот, что выделялся своей солидностью (чувствуется "породистость" единоросса!) объявил: "В ресторан "Сказка"! Я переспросил: "Ресторан?! Раньше так называлось детское кафе мороженного!" Пассажир погрузился в Google и через минуту выдал конечный адрес: "Октябрьская ..." Я кивнул: "Так и есть! Кафе мороженного!" И чуть погодя, думая, что моя шутка будет воспринята с пониманием, добавил: "Там вас мороженным и накормят!" Но пассажир, мне показалось, надул губы: "И пусть накормят!"
Поехали. За те несколько минут, что мы ехали, вся моя жизнь промчалась перед внутренним взором, когда солидный пассажир открылся, что они приехали из Москвы с проверкой на Локомотиво - ремонтный завод (там недавно произошёл крупный пожар). Вот они, Временщики! Вся страна либо в разрушенном состоянии (предприятия, учебные заведения, военные городки и т.п.), либо под москвичами. Я рассказал, как мы в городе жили раньше, какие большие люди стояли у создания наших славных предприятий. А потом произошла катастрофа; пришли в упадок: сахарный комбинат, масложиркомбинат, кожевенный комбинат, авторемзавод, вагонно-рефрижераторное депо, локомотиво-ремонтный завод, танковый завод, цех холодильников, автоколонна 1408, Новоникольский колхоз миллионер "Коммунар", педагогический институт, сельскохозяйственный институт, военные части и городки, Уссурийское Высшее Военно-автомобильное училище и др.
 Я продолжал с воодушевлением: "ЛРЗ - было огромное, преуспевающее предприятие, когда его возглавлял Владимир Павлович Ведерников! А сейчас там работают по три - четыре дня в неделю, потом всех выпроваживают "отдыхать". Собеседник попробовал возражать: "Мы приехали на ЛРЗ. Работают там пять дней в неделю!" Но я не сдавался: "Мои знакомые там трудятся, рассказывают! Раньше по три смены в сутки работали. Завод ни на минуту не останавливался!" Но у попутчика была другая временная шкала; он измерял пандемией ("Может быть отправили в сокращение людей в связи с пандемией?!" - предположил он). Я же смотрел глубже в корень. "А реф. депо?! Абрам Зеликович Боровик почётный житель Уссурийска создавал его много лет; начал, когда были железнодорожные мастерские! И вывел предприятие в число лучших в стране! А сейчас реф.депо нет! Его поделили на куски и либо сдают в аренду, либо распродают с "молотка"! Заводы, учебные корпуса, военные городки - стоят без окон и дверей, разрушаются; впору снимать фильмы о войне, так всё печально! Образование уничтожается, а раньше Уссурийск был студенческим городом! А дальневосточная рыба! Выловленная у нас, она идёт в Москву. И только оттуда "перераспределяется"! Там она стоит меньше, чем у нас в Приморье! Это противоестественно! Теперь балычком и "Уссурийским бальзамом" какого-нибудь администратора гостиницы в Москве не удивишь! А автомобили! Раньше привозили из Японии за 200 - 400 долларов, делали "конфетку" и продавали в десять раз дороже! Это был способ выживания. Отобрали и его. "Да! - согласился солидный пассажир, - сейчас в Москве почти не найти праворульных авто; поддерживают собственного производителя!" "Я всё понимаю! - не сдавался я, - а методы; как жестоко бить по больному месту! Предложите достойную жизнь, а потом забирайте "излишки"!
Чтобы как-то сгладить впечатление и убрать "перчинку" я заговорил о Суйпине (раньше на территории Уссурийска располагался средневековый крупный восточно - азиатский центр торговли, где сходились все торговые пути. Здесь были древние царства; Бохай, Джурджени, Маньчжуры), о нашествии Чингисхана, который отомстил Джурдженям за своё родное племя, что они оттеснили аж в Среднюю Азию, но больше, по-видимому, он мстил за себя, за то, что "непокорные" (джурджени - значит непокорные на тюрском языке) держали его у себя в плену. Из остатков разрушенных царств образовалась Маньчжурия. Были ли это лишь китайцы - большой вопрос! Я думаю, что изначально в этот народ вошли народы, которые сейчас принято считать "малыми", вымирающими этносами - удегейцы, нивхи, этельмены, орочи и др. Это и есть потомки Великих государств Бохай и Джурдженей. Остальное - домыслы лукавого!
Прощаясь, я предложил "джентельмену из Москвы" посмотреть наш местный You Tube канал "Реальные Будни", который ведёт мой знакомый. Он делает соц. опросы на улицах Уссурийска. "Реальные будни! Я запомню! Посмотрю обязательно!"- пообещал москвич. Посмотрит ли?! Или закружит его мамона!? И не до того будет! Поживём - увидим! Я похлопал его по плечу, что-то желая до-сказать от имени дальневосточников, но мы уже приехали и не до того было! Временщики - есть временщики, а нам здесь жить!