Богу нужен Моцарт Вечность И. Царева

Любовь Сушко
Богу нужен  Моцарт  Вечность И. Царева

О, сколько нам открытий чудных готовит прикосновение к творчеству большого поэта.
На восьмом году после ухода Игоря Царева, накануне Пушкинского дня, когда меня спросили, какая из «Маленьких трагедий» нравится больше всех и главное, почему, я, не задумываясь,  назвала   «Моцарта и Сальери», не только потому что  люблю гениальную музыку Моцарта,  в любой пасмурный и тяжелый день окрыляющую и внушающую оптимизм, но и  вспомнив о главной теме  этого произведения – о  Зависти  к гению, о том на что  способен  другой музыкант, увидевший  явное превосходство  молодого и талантливого  творца. Это вам даже не Блоковское «Друг другу мы тайно враждебны», а значительно  большее – мы еще и смертельно опасны.
Да, Пушкин  сотворил художественное произведение такой силы, что многие поверили в то, что Сальери отравил  Моцарта в буквальном смысле, протянув стакан с ядом. Но если посмотреть глубже и шире, то становится понятно,  что может сотворить зависть,  мы с вами прекрасно знаем, каждый, кто  причастен к творчеству, кому удалось создать хоть что-то значительное. Наши старшие товарищи реагируют на это порой довольно странно, стараясь перечеркнуть, утопить, уложить в Прокрустово ложе, и подравнять под свой стандарт.

Да и второй вопрос, вытекающий из первого, может ли быть гений злодеем , а в тексте знак вопроса стоит, если вы помните, он тоже не потерял своей актуальности.

И размышляя  о творчестве Игоря  Царева,  я чувствовала, какую-то дивную связь и с Моцартом, и Пушкиным, но не могла понять какую именно, пока на глаза не попался  эпиграф из книги Н.Дитинич «Проклятие Моцарта», который звучит так:  Богу понадобилась помощь Моцарта, чтобы сойти в мир.
П.Шеффер.

Первое, что вспомнилось по этому поводу «Легенда о Великом Инквизиторе» Достоевского – мощнейшая  глава в моем любимом романе.  И вся та темная сила, которая обрушивается на нас после того, как мы это прочитали.  Но в противовес темному гению вспомнилась и Пушкинская гармония и,  по крайней мере, два  любимых стихотворения Игоря Царева «Бродяга и Бродский», как покорившее наше воображение, когда мы  услышали его в первый раз.

Перечитайте внимательно:

Бродяга и Бродский
Игорь Царев

Вида серого, мятого и неброского,
Проходя вагоны походкой шаткою,
Попрошайка шпарит на память Бродского,
Утирая губы дырявой шапкою.

В нем стихов, наверное, тонны, залежи,
Да, ему студентов учить бы в Принстоне!
Но мажором станешь не при вокзале же,
Не отчалишь в Принстон от этой пристани.

Бог послал за день только хвостик ливерной,
И в глаза тоску вперемешку с немочью...
Свой карман ему на ладони вывернув,
Я нашел всего-то с червонец мелочью.

Он с утра, конечно же, принял лишнего,
И небрит, и профиля не медального...
Возлюби, попробуй, такого ближнего,
И пойми, пожалуй, такого дальнего!

Вот идет он, пьяненький, в драном валенке,
Намешав ерша, словно ртути к олову,
Но, при всем при том, не такой и маленький,
Если целый мир уместился в голову.

Электричка мчится, качая креслица,
Контролеры лают, но не кусаются,
И вослед бродяге старухи крестятся:
Ты гляди, он пола-то не касается!..

 http://stihi.ru/2010/06/18/3264

Что это? Тот самый случай, когда праздный гуляка  Моцарт встречает бродячего скрипача, и восхищаясь его искусством, ведет его на обед к Сальери, чтобы разделить радость открытия нового таланта.

Забегая вперед, можно сказать, что  это и стало причиной его гибели, и так сказать  был нанесен  двойной удар по черному завистнику  - мало того, что только появившийся юнец во всем его обходит и перечеркивает годы адского труда, так еще и бродяга оказывается ярче и талантливее. А это Сальери чувствует кожей, и только ничего не может изменить.

Сальери, как и все  его братья по несчастью, не может  переключаться на другого творца, тем более талантливого, он не способен восхищаться чужими достижениями,  в первую очередь, ощущая соперничество. На это способен только гений Моцарта, что в нем и притягивает вольно или невольно всех остальных.

Разглядеть в бродяге собрата, оценить его внутренний мир и масштаб личности  могут только избранные, и это есть в тексте. Оценка самого Моцарта:

Но, при всем при том, не такой и маленький,
Если целый мир уместился в голову.

И еще более высокая оценка тех самых пассажиров , за которыми тоже успевает наблюдать  наш герой

И вослед бродяге старухи крестятся:
Ты гляди, он пола-то не касается!..

Для Сальери, взгляни он на главного героя, это будет только бродяга, доставивший несколько неприятных минут, и заставивший его отвлечься от  большого искусства.
Кстати, ведь так было и в жизни с нашим Моцартом, сколько прекрасных поэтов он успел привести на передачу  «Вечерние стихи»,  познакомить  нас с ними, как искреннее переживал за их успехи. Вспомнить хотя бы самую последнею передачу, где был И. Лукшт – его протеже, он успел  узнать нашу реакцию и вместе с нами порадоваться его удачному выступлению.

Таким был финальный аккорд для нашего Моцарта, и Богу в этот мир  нужен был именно такой провожатый.

Но кроме  стихотворения о Бродяге,  у Игоря Вадимовича есть и еще более  близкое  к   теме Моцарта  стихотворение «Скрипачка», опять же уличный музыкант, юная девушка, одна из многих, играющих в переходе в метро. Но  как он  видит, слышит, пишет о таком явлении, это же потрясает с первых строк любого, врезается в память навсегда

Скрипачка
Игорь Царев

Две чашки кофе, булка с джемом —
За целый вечер весь навар,
Но в состоянии блаженном
У входа на Цветной бульвар,
Повидлом губы перепачкав
И не смущенная ничуть,
Зеленоглазая скрипачка
Склонила голову к плечу.

Потертый гриф не от Гварнери,
Но так хозяйка хороша,
Что и в мосторговской фанере
Вдруг просыпается душа,
И огоньком ее прелюдий
Так освещается житье,
Что не толпа уже, а люди
Стоят и слушают её...

Хиппушка, рыжая пацанка,
Еще незрелая лоза,
Но эта гордая осанка,
Но эти чертики в глазах!
Куриный бог на тонкой нитке
У сердца отбивает такт
И музыка Альфреда Шнитке
Пугающе бездонна так...

Наверное, эта девушка талантлива и прекрасна, но только остановившийся, услышавший, оценивший ее Моцарт  смог все это заметить, написать  так, что  она останется  с нами навсегда, шагнув в бессмертие вместе  с автором строк.
Не думаю, что в тот момент Игорь Вадимович думал о Моцарте, о  тексте Пушкина, он так  жил и чувствовал, он был таким, в нем ничего не было от  Сальери, совсем ничего, не только черной, даже  белой зависти, и это подкупало, и будет подкупать всегда.

Это и его  молитва о Марине Цветаевой, пронзительная и яркая,  это и его прогулка с «Ангелом из Чертаново», где оба героя явно скрыты под какими-то иными масками, и  еще вопрос большой, кто и кого там хранит, это и  печальное повествование о деревенском сочинители Иерониме, чьи тетради скорее всего  родня отправит  в печку, как это часто бывало. И вот такие герои –суть его творчества и  поэтический мир его таков.
Но кто-то скажет о том, что  у каждого могут быть два три очень удачных текста,  и это  ничего  не значит. На что можно  возразить, что дело тут даже не в самих текстах, а в мироощущении,  в отношении к миру и людям, о стиле жизни, если хотите.

И вот тут в пользу Моцарта  можно привести самый важный аргумент – это историю его любви всей жизни – ведь это уже не просто удачный до гениальности текст.
На меня обиделся один очень хороший поэт,  когда на предложение написать о нем что-то более значительное, чем просто  небольшую рецензию, мне пришлось сказать: «У тебя нет своей Маргариты, а потому все остальное разваливается, в моем представлении точно».

Так вот  у Игоря Вадимовича Маргарита есть, о чем вам прекрасно известно, а потому есть и  гимн домашнему уюту, и страстные строки  о любви к женщине, и та тихая нежность и радость, которой нам  не хватает в жизни больше, чем страсти и  выяснений отношений. И остается только  скептически улыбаться, когда  появляются реплики типа:  Игорь Царев любил меня,  он мне стихотворения посвятил. Не надо путать доброе отношение с любовью всей жизни. Кстати, сам поэт подчеркивал, что вся его любовная лирика посвящена единственной женщине – его жене.
№№№№№№

При жизни Мастера  Ирина Борисовна оставалась в тени, для всех для нас она оставалась таинственной Незнакомкой, которой были посвящена вся любовная лирика  поэта. Не то чтобы познакомиться с ней, просто увидеть и услышать ее мы ну никак не могли. Только однажды она мелькнула на церемонии награждения "Поэта года" очаровательная, таинственная и великолепная. Все изменилось в том роковом апреле.
Помните, другая Маргарита говорила своему Мастеру, что  она бы с радостью ушла с ним, но должна остаться, чтобы роман века увидел свет. Ситуация повторилась снова.

Незнакомка превратилась в один миг в сильную, несгибаемую Маргариту, готовую перевернуть весь мир ради того, чтобы творческая жизнь после ухода поэта заблистала всеми цветами радуги, чтобы не просто были изданы собрания сочинений с комментариями, воспоминаниями, письмами, но и  проводились конкурсы, звучали стихотворения новых авторов, созвучные лирическому миру Игоря Вадимовича.
Все, кто принимал участие в "Пятых стихиях", все кто работал с Ириной Борисовной, а я могу похвастаться такой радостью невероятной, не дадут мне соврать - это  удивительное и ни с чем несравнимое время.

Это целая вселенная - " Обетованная вселенная", которую Мастер творил на бумаге, а она творит в реальности.

Такого отношения к членам жюри,  конкурсантам, к их текстам нет больше ни у одного организатора конкурсов, а видела я их много и всегда привожу в пример Ирину Борисовну, у которой всем нам учиться и учиться всю оставшуюся жизнь. И самое главное для меня лично то, что она воплощает в жизни все, что  о ней успел сказать Мастер.

Мы прекрасно понимаем, что  поэты склонны преувеличивать, рисуя портреты своих героев, недаром появилось определение - Лирический  герой -  это тот, кто  возникает в контексте  творчества  и не обязательно  совпадает с фигурой реальной, а скорее всего вовсе не совпадает.

Так вот, говорю с полной ответственностью, что в данном случае нет никакого преувеличения, совпадение на все 100 процентов и больше.

В ноябре 2014 года был проведен первый конкурс «Пятая стихия» имени Игоря  Царева. Мне посчастливилось там быть у истоков в уютной библиотеке, где мы увидели настоящую королеву Марго во всех лучших ее проявлениях.

Тогда подумалось о том, что Мастер еще раз вернулся в этот мир, чтобы прожить со своей Маргаритой в гармонии и счастье, если в первый раз они заслужили только покой, то теперь и свет,  и любовь были с ними, были  и останутся навсегда.
«Пятая стихи», и детский конкурс и  издание книг  и много-много еще  живет и здравствует в наши  жуткие времена.   В прошлом ноябре в первый раз его пришлось проводить в  виртуале, но мы видели и слышали Ирину  Борисовну точно так же, как и во все предыдущие годы. Жаль, что конкурсантам не удалось встретиться с ней лично, но ведь у нас все впереди…

Она живет, работает, она радует всех нас  новыми публикациями и новыми проектами.
Таинственная  Незнакомка превратилась в самую яркую звезду  на поэтическом небосклоне. Не могу даже примерно сказать,  сколько людей участвовали в поэтическом конкурсе, какой заряд энергии  они получили просто от того, что были  причастны ко всему там происходящему, ведь  их творения читали и оценивали очень объективно – на сайте есть не только все оценки, но и фамилии членов жюри, их выставившие. Такого я нигде не видела прежде.

При жизни, с легкой руки  одного поэта нас стали называть Царевцами, за что ему огромное спасибо, я понимаю насколько это не только почетно, но и ответственно. Но когда у нас есть такая путеводная звезда, как Ирина Борисовна,  то  бояться нечего…

А всем поэтам хочется пожелать только одного, чтобы  у них в жизни была такая Маргарита,  такая Ирина, иначе все очень печально и зыбко, уж поверьте на слово, творческая жизнь после ухода только начинается, или обрывается навсегда, на беззвездном небе, во тьме мы не многое  сможем  разглядеть.

Игорь Вадимович часто отвечал  в стихах на понравившиеся строчки других авторов, но хоть  кому-то из милых дам, кроме Ирины Борисовны, он написал такие вот строчки? Потому вопрос о тайных романах  снимается с повестки дня раз и навсегда… Все эти интрижки к Сальери, а не к Моцарту.

Когда объявит белый танец небесный церемониймейстер,
Когда пронзительная нота из-под кленового смычка
Перечеркнет заслуги лета, и дальновидные предместья
Достанут снежные одежды из ледяного сундучка,
Не подводи меня, родная, не разжимай свои объятья,
Какие б трубы ни трубили, не отводи любимых губ!..
И ветер, пролетев над крышей, не руны зимнего проклятья,
А наши имена напишет на свежевыпавшем снегу.

http://www.stihi.ru/2008/06/02/1521
№№№№№№№№

Так вот,  главное и вовсе не последнее доказательство того, что перед нами Моцарт – это история его любви всей жизни, единственной  любви. И разве оно звучит не убедительно?

Но перефразировав эпиграф, который позволил мне прикоснуться к одной из тайн поэта, могу сказать, что   Моцарту  понадобилась помощь  его возлюбленной, чтобы  мир его творчества заблистал для нас всеми красками, чтобы его творческая жизнь  продолжалась и стала еще ярче и значительнее.

Моцарты появляются крайне редко в мире, где царят Сальери.  и хорошо бы всем нам  увидеть, услышать, узнать их, иначе от имени  Моцарта и Бога будет править Великий инквизитор,  отправивший его на распятие, потому что, по мнению  инквизитора и Сальери,  живые Моцарты нам не нужны, с ними  слишком хлопотно.
И на  самом деле, они уходят слишком рано, увы, так устроен этот странный мир. Но не забудьте, что после ухода творческая жизнь только начинается, это доказал и сам Моцарт, и  Пушкин и Игорь Царев, и хорошо, что они у нас есть и будут всегда.