Улица Степная

Леонид Иванов 5
                Улица Степная
               
Собрал материал Леонид Иванов  май 2019-05-11

Улица моя Степная,
что тебе мои слова?
Всё давно дожди размыли,
и давно затоптан мой
детский след на мягкой пыли
старой улицы Степной.      
 Геворк 2003 год


 
Если вы посмотрите карту местности Таврической губернии, а сегодня это Запорожская область, 1894 года, то увидите, что улица Степная одна из первых улиц  нашего села Большая Знаменка.  А значит ей, как и селу более двухсот лет. Её протяженность около восьми километров.  Зараз це Велика Знам’янка.
  Каждая улица в нашем селе, Большая Знаменка, имеет свою историю.
Вот то, что мне удалось собрать о нашей улице от людей живущих и проживавших на улице Степной. Почему о ней. Я здесь родился и вырос. Здесь прошло моё беззаботное детство, школьные годы, трудовые будни. Моя улица, как и я, хорошела с каждым днем. Соломенные крыши домиков, с маленькими окнами, превратились в большие дома с большими окнами и черепичными крышами. Люди стали одеваться наряднее, сняли с себя одежду с заплатами, а дети перестали донашивать одежду своих братишек и сестренок. Но в один момент это все начало рушится, как и моя жизнь катиться под уклон. Исчезли веселые ватаги ребятишек, галдевших как воробьи, не поделившие кусочек найденного хлеба. Рушатся построенные дома, потому что хозяева ушли в мир иной, а замена вылетела из родового гнезда и не вернулась назад. Неужели этого хотят люди?  Конечно нет, но их вынуждает к этому жизнь. А значит это не тот путь развития для человека. Кто родился и вырос на земле своих предков, не может понять, почему все направлено против его развития? Неужели искусственное питание лучше натурального?

 Начало  Степной улицы в Ильинке, это восточная часть села. Рядом протекает, когда — то полноводная река, а сегодня это заросшее камышом русло бывшей реки Большая Белозёрка. Почему Белозёрка?
 
                Легенда по Чужбинскому


Недалеко от широкого озера, называемого лиманом, жила когда-то княжна Белозёрка, разумеется неописуемой кра­соты, о которой молва далеко неслась по свету. Одним из поклонников её красоты был и татарин хан Мамай, пришедший с войском и ставший табором на высоте близ нынешней Знаменки. Сегодня это гора называется Мамай гора. Сватовство его не имело успеха и, получив отказ, он задумал силой овладеть княжною. Хитрая княжна, желая избежать плена, отправила к Мамаю послов с изъявлением своей покор­ности и обещанием выйти за него замуж. Это было под вечер. Счастливый  хан Мамай, упоенный сладкими надеждами, задал пир своей армии. А княжна, под покровом ночи, погрузила на корабли свое войско, подняла паруса и ушла по реке Борисфен (сегодняшний Днепр) вверх по течению, как говорит предание, так что когда по утру хан Мамай увидел свою оплошность и послал погоню, то княжны и следы затерялись на Днепровских просторах.
Поэтому и город и протекающая рядом речка стали называться Большой Белозеркой.

Свежо придание, да верится с трудом, глядя на плачевное состояние речки.
 
   Улица Зверохозяйство*, фактически это продолжение улицы Степной, которая берет своё начало от Ильинских яров и заканчивается (отрезок улицы от Большака, она же Комсомольская до Пивоварского переулка), Калганиной*.
  По легендам, живая вода бралась из родника возле, которого произрастала трава калгана.
 Трава Калган росла возле дворов этого участка улицы Степная. Может потому росла трава возле дворов, что неподалеку располагался Знаменский погост*, на котором трава росла в изобилии.
    Людей с такой фамилией как Калганов никто из старожилов не помнит. 
    Если повернуть с улицы  Степной направо к центру села, то слева на кладбище была частная «Агаркова церковь» имени Александра Невского. Остатки этой церкви можно и сейчас при желании обнаружить.
               
   На Степную улицу, вовремя весенних разливов, а также ливневых дождей, не доходила большая вода. Вода большим, грязным,бурным потоком с Чекановой* горы,  неслась в самую нижнюю часть села. Раньше это были плавни, а теперь сбросной канал. Вода, попадая в сбросной канал, наполнялся его доверху и, по нему устремлялась в Белозерский лиман.
 К сожалению это тоже в прошлом. Сейчас осадков выпадает очень мало.
  Детвора, радовались таким бурным потокам воды. Собиралась гурьбой на Синюковым переулке.  Из тетрадных листов мастерили себе лодочки. Придумывали им названия.  Запускали в ручей и  долго бежали вслед, быстро удаляющимся лодочкам.  Другое дело если это была большая лужа.  Вырезали с доски кораблики. Сооружали  мачту и парус.  Легкое дуновение ветерка и твой  кораблик величаво двигался к противоположному берегу.

Напрашиваются слова из песни "Бумажный кораблик":
/Автор музыки: Александр Шапиро
Автор текста: Игорь Новиков/

… Кораблик бумажный,
Легко и бесстрашно,
По лужам весенним куда-то плывёт.
Ах, сесть б однажды,
В кораблик бумажный,
И в детство вернуться своё.

Как ручьи, несутся годы без оглядки,
Оставляя детство где-то позади,
Где редели наши школьные тетрадки,
Превращаясь днём весенним в корабли.
Помню, как по этой улочке неброской,
Нёс я юной однокласснице портфель,
Разве знал я, что так быстро стану взрослым,
Что нельзя прожить на свете без потерь.

Мы взрослеем, и о многом забывая,
Вновь куда-то по делам своим спешим,
И с годами нас всё чаще раздражают,
Эти самые весенние ручьи.

Снова слышится хрустальный звон капели,
И надеждой сердце полнится опять,
Только жаль, что в этом солнечном апреле,
Мне кораблик свой бумажный не догнать.
Авторы с ностальгией возвращают тебя, теперь уже в далекое детство.

   Улица была главной артерией, по которой соединялись хутор Большая Знаменка и центр села Большая Знаменка – Ярмарочная площадь. Сейчас это частично в прошлом.Нет. Улица еще не исчезла, а вот звона детворы не слышно на улице. Как жаль!
  На Ярмарочной площади, которая находилась возле сегодняшнего Дома культуры,  проводились три раза в год Ярмарки.  На центральной площади со всей округи везли на продажу свой товар крестьяне. Кроме того здесь, каждую неделю в воскресенье был базар.
 Улица от Большака и до Топоркова переулка, так  его называли Знаменцы, а Ильинцы называли Носов,  ровная и широкая.
 
По Степной улице возили камень с села Петровка,  на постройку Земской, начальной школы, построенной в 1848 году.  А  вот средняя школа, которая расположилась напротив, построена в 1902 году.  Каждый житель, должен был отработать определенное число дней, на строительстве школы. Гуж повинность называлась. С этого же карьера строились и все церкви села Большая Знаменка.
Сколько поколений выросло на этой улице: Ивановы, Гребневы, Головановы, Панкеевы, Тряпицыны, Точилины, Кружновы, Королевы, Леликовы, Ковалевы, Чулковы, Зайцевы, Башмаковы, Мироновы, Яковлевы, Парфеновы, Раковы, Гончаровы, Добышевы, Лизогубовы, Логвиновы, Малаховы, Голубовы, Смирновы, Кузьменко, Тимошенко, Казимировы, Балабка, Глазуновы, Емельяновы, Котляровы, Готовкины…
Жаль.  Всё это в прошлом. Молодежь разъехалась, старики умерли.
Улица всегда была ухоженной, ко всем праздникам улицу приводили в порядок. С одной и другой стороны улицы располагались по два ряда высаженных деревьев.
В основном это акации, вишни. Высаживали шелковицу и грецкий орех. Абрикосовые деревья. Стволы деревьев к праздникам: одни к запрещенному в советское время празднику Пасхе, другие к первому мая, белили известью.  Земля была укрыта травяным ковром из спорыша. Молодежь играла здесь в такую игру, как «нарывной» - лапта. Собиралось молодежи до тридцати человек, а может и больше.
Каждый ряд деревьев имел свою канаву, в которой собиралась дождевая вода. Мы, малышня, все канавы с водой проходили, выбирая, где глубже.
Летом это делали без сапог, босиком. Нередко случались и падения в лужу. Тогда можно было, и «поплавать» в луже.
 Нагоняй от матери был такой: «от я батьке скажу».
Улица родная. Сколько на ней в детстве исколесили мои босые ноги. Поэтому улица всегда родная в любое время года, в любое время суток. Даже сейчас, спустя многие годы, я ещё могу пройти по своей улице, даже ночью и безошибочно найти своё родовое гнездо. Правда девяносто девять процентов людей, которых я знал уже не живут на ней. Кто уехал, а кто ушел в свет иной.

Улица Степная. Вот прохожу мимо "литого"* дома семьи Леликовой Веры. В 1957 году его помогал строить мой отец, а мы с моим другом Ленькой, могли только мешаться под ногами у людей строивших этот дом. Кажется не давно это было и как давно!Нет в живых хозяйки этого дома и людей помогавших строить этот дом. А дом еще крепкий и еще простоит не один год.
Весь материал на постройку дома, брался из подручных материалов.
Глину привезли из карьера, где берут глину для производства кирпича сырца, лампача (самана), жженого кирпича и черепицы. На Чекановой горе до распада совхоза «Знаменский» работал кирпичный завод.
Солому выписали из колхоза «Сталина». Остальное делали рыштовки из досок, сбивали их коробом на ширину будущей стены, насыпали глину с соломой, поливали водой и ногами утаптывали. Получались ровные глиняные блоки.  Стену сразу всю не строили, давали просохнуть, а затем через неделю продолжали строительство.  Так не спеша, за лето дом готов.
Но после тяжелой работы, хорошо  пообедав и изрядно выпив, откуда и силы появлялись на веселье.  Сразу появлялся слаженный хор женских и мужских голосов, под аккомпанемент голосистой гармошки.
 Звучали народные песни:
Ой, мороз-мороз, не морозь меня!
Не морозь меня, моего коня!
Не морозь меня, моего коня!
Моего коня, белогривого.
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена, ох, ревнивая…

При лужку,
При широком поле,
При станишном табуне
Конь гулял на воле.

Конь гулял на воле,
Казак поневоле.
«Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока твоя воля.

Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока твоя воля.
Как поймаю, зануздаю
Шелковой уздою…

Їхали козаки із Дону додому,
Підманули Галю - забрали з собою.
Ой ти Галю, Галю молодая,
Підманули Галю забрали з собою.

"Поїдемо з нами, з нами, козаками,
Краще тобі буде, як в рідної мами…
А хто дочок має, нехай научає -
Та й темної ночі гулять не пускає.

Ой ти Галю, Галю молодая,`
Та й темної ночі гулять не пускає".

Но больше всего звучала Украинская народная песня: 

«Розпрягайте, хлопці, коней»

Розпрягайте, хлопці, коней, та й лягайте спочивать.
А я піду в сад зелений,
В сад криниченьку копать.

Маруся раз, два, три, калина.
Чорнявая дівчина в саду ягоди рвала.
Маруся раз, два, три, калина.
Чорнявая дівчина в саду ягоди рвала.
            
    Цвіте терен

Цвіте терен, цвіте терен, а цвiт опадає.
Хто з любовью не знається, той горя не знає,
Хто з любовью не знається, той горя не знає.

Потом гармонист менял грустную мелодию на веселую кадриль.  И тут, куда девалась грусть – тоска. Распахнись душа, гони все грустное прочь.  Во время танца сыпались веселые частушки:

Ну, какая это стать,
Ведра на гору таскать?
Я пойду замуж туда,
Где под окошечком вода.

Милый, чё ты, милый, чё ты
Привалился на плечо?
А я, милая, не чё –
Я влюбился горячо.

Завела гармонь девчонку,
 От любви блестят глаза.
 Полюбила гармониста,
Не сдержала тормоза

 
Ну а потом не выдерживали  «тормоза»: наряжались, накрашивались сажей и ну возить на повозке хозяев, чтобы давали выкуп, чтобы все, что сегодня люди сделали, то было построено на века. Иначе увезут подальше от дома и сбросят в траву, а значит и постройка, будет служить недолго.
 Заканчивалось это гуляние, когда солнце садилось. А завтра снова на работу.  Попробуй не выйти, трудодень не получишь.
 
Умели, и отдохнуть в праздничные дни. Играли в основном в домино и карты.
Балаганов  не было.
 
Зато выращивали огурцы.  В открытом грунте делали под лопату канавки для полива огурцов. Сеяли семенами.   Сорта огурцов были, Успех, Щедрый, Вязниковский, Алтайский – самый лучший сорт, который был неделями зеленый и не вял.
Собирали огурцы и насыпали их в мешки – чувалы.  Вес мешков доходил до семидесяти — восьмидесяти килограмм.  Погружали в нанятое на несколько человек, грузовое такси и отправлялись реализовывать их на рынки России или Белоруссии.  Погрузка делалась в ночное время, так как местная власть не разрешала вывозить за пределы района. Называла людей «стяжателями».
 Если,  власти местные,  ловили грузовое такси, тут же следовало и наказание — отрезали огороды по самый порог. Но люди все равно  находили способ обойти никому не нужные, местные, законы. Цена за груз – двадцать копеек от места.  Поезжай хоть на край света.  Люди налаживали свои вещи сверху мешков, на которых располагались сами.  Путешествовали неделями.  Торговали на рынках или сдавали оптом.  Бывали и аварии, когда водитель засыпал за рулем.  Смертельные случаи случались, инвалидами оставались, но людей это не останавливало.  Торговали не только огурцами, а всем что можно было продать.  Сеяли сорго и из него делали веники. 
 Чистили сорго. Сразу листья, а потом зерно убираем. Делали это оригинально.  Брали пустое железное ведро, пропускали кисть с зерном под дужку ведра, придавливали, с силой тянули кисть с зерном. Зерно ссыпалось в ведро. Чистили ножом стебель от листьев и ложивали в кучу.   Мастер брал очищенный стебель сорго и вязал, сразу из этих стеблей «пальцы» (их три в составе веника, а потом   сам веник. Упаковывали и везли на Москву.
 
Везли на рынки знаменитую, знаменскую грушу Морщенку, виноград, сушку.  Знаменцы всегда знали цену своему труду.
 Молодежь старшего возраста, отдыхала по — своему.
  Леонид Королев на балалайке, Виктор Беспалый на гармошке, задавали тон веселью.
Молодежи было на улице много. Паспорта выдавали, только тем, кто привозил справку о том ,что он поступил учиться в какой-нибудь ВУЗ.  Отправляли учиться и от колхозов, но с таким условием, что специалист возвращается в колхоз работать.  Те, которые оставались в селе, находили время для отдыха и развлечений. Очень многие умели играть на гармошке, балалайке или мандолине. Это были народные инструменты.
На пересечение улицы Степной и Синюкова переулка, располагалась  Молочно Товарная Ферма колхоза «Красный октябрь».Этот колхоз с 1950-х годов вошел в состав колхоза им. «Сталина». 
Каждый колхоз имел все свое. От садиков и яслей, начальные школы, клуб, мельницу, строительный двор, конный двор, кузницу и машинный двор.
На Степной улице колхозов было три.  Вначале улицы - Ильинка, колхоз «Красный партизан», в котором работал  Бувин Иван Иванович,  получивший во время войны 1941 – 45 годов звание героя Советского союза посмертно. В честь него названа одна из улиц в Ильинке, восточная часть села Большая Знаменка. Еще был колхоз им. «Буденого», ну и наш колхоз  « Красный октябрь».  Где сейчас живет Татьяна Байдак, располагалась колхозная «молочарня».  Молоко здесь очищали и охлаждали льдом, заблаговременно заготовленным в зимнее время с речки Архар.  Лед хранился в специально обложенных камнем ямах.  Льдом обкладывали бидоны с молоком, чтобы не закисало молоко, пока его реализуют.
  Воспитанник Николая Иванова бык Мишка, который слушался только его и никого к себе больше не подпускал. Когда Николая призвали  в армию, быка пришлось ликвидировать. Погрузить его не удалось, и его решили ликвидировать на месте.
 
Лучший кузнец  колхоза «Красный октябрь» Котляров Григорий, проживавший рядом с конторой колхоза, мог в своей кузне выполнить любой заказ из металла.Поэтому к нему всегда была очередь, на изготовление его заказа. Люди понимали, что лучше Григория Лаврентьевича его заказ никто не выполнит.
Ну а долг Родине, который должен отдать, каждый молодой человек села.
 В Советском Союзе в армии служили почти все мужчины. Кто не служил, тот больной, других вариантов не было.
Поэтому сложилась традиция – когда молодой человек уходил в армию, устраивать проводы, масштаб которых можно было сравнить разве что со свадьбой. Чаще всего проводы проходили в доме родителей призывника. Если дело было в сельской местности и в теплое время года, то столы накрывали прямо во дворе. Призывника девушки украшали белыми вышитыми платочками, которые прикалывали булавками к рубахе или фуражке призывника. Чем больше платков, тем больше девушек будет ждать его возвращения из армии. Еще обвязывали большими платками, чтобы служба была благополучной. Ну а столы ломились от еды и выпивки.  Из еды варили холодец, резали ломтиками соленое сало, огурцы соленые и квашеная капуста. Котлеты, картошка, первое не подавали. Из выпивки самогон и домашнее вино. Узвар готовили из сухофруктов.
 Гулянка была до утра, а утром призывника (гожего) провожали к военкомату. 
За воротами дома гожего молодые парни подбрасывали вверх, чем выше подбрасывали, тем безболезненно проходила служба.
 
Провожали до Большака, по дороге люди давали денежку на дорогу или конверт, чтобы писал со службы. Следом сопровождала машина, в которую садились самые близкие родственники и  друзья. Машина везла к военкомату, где призывника отправляли в область и так далее.
 
 Моя служба прошла на Тихоокеанском флоте. Мое место службы  Гвардейский Ракетный Крейсер «Варяг» город Владивосток.
Служба пролетела для меня не заметно и интересно. Кто знает, побывал бы я в Индии, Африке, Камчатке. Пересек экватор. Бороздил Индийский океан, Восточно Китайское море и многие другие посетил государства на своём корабле.
 Вот такая у нас улица была. Не было асфальта, зато дороги были за грейдированы.  Зимой снегу по пояс, бывало и  под крыши сугробы наметало.  Тогда детвора меряла, уже не лужи, а сугробы.  Санки самодельные и ну с горки кататься.  А морозы, какие были. Минус двадцать восемь градусов. Это повод не идти в школу, но не гулять на улице.  Теперь морозы и большой снег в прошлом.
У кого были коньки «снегурки», тому все завидовали.
Коньки «дутыши» были у ребят постарше, которые на замерзшую речку Архар ходили или на Белозерский  лиман, кататься или играть в хоккей.
 
Улица Степная. Скоро вечернее солнце спрячется за горизонтом, и  люди, наконец- то попадут в дом.  В буквальном смысле приползая со своих "фазенд", которые помогают им выжить, но не разбогатеть.
Да. Большая Знаменка — это село с большими традициями и большим вековым прошлым. Неужели все это уйдет в ни бытие.
Как точно в своём стихотворении описывает наш быт житель Ильинки, ветеран войны — Зайцев Иван Васильевич, написавший своё стихотворение в 1940 году:
 
Край родной

Здесь каждый был из нас счастливым:
Не знал, не ведал ничего.
Так безмятежно и росли мы
Под крышей дома своего...

Я прыгал и смеялся звонко,
Взнуздав подсолнух, как коня.
И длинноногая девчонка
Косила глазом на меня...

Где вы теперь мои девчонки,
И детства чудная пора?
Как вы живёте там без Конки,
Без Казана и без Днепра?
Мы жили праведно и честно
В дедами созданном раю.
И этот сказ о нём как песню
Я, внуки вам передаю.
Храните эту землю жизни
Все также яростно и впредь.
Она — святой кусок Отчизны,
За кой не жаль и умереть.

Примечания

Зверохозяйство* — здесь построено было звериное хозяйство по выращиванию зверьков Норки, но немного было и таких зверьков, как Ондатра и Нутрии. К сожалению все это в прошлом.
Калганиной*.
 Калган* — народное название целебного растения, которое ботаники назвали лапчатка прямостоячая.
Это же слово обозначает в тверских, рязанских и тамбовских говорах простую деревянную чашку, вытесанную грубо топором: ковш, ведро, телячью кормушку.
Погост* - сельское кладбище (в старину рядом с церковью).
«Литой» дом* - один из способов построить дом из подручных материалов.
Глину привезли из карьера, где берут глину для производства кирпича сырца, лампача (самана), жженого кирпича и черепицы. Располагался этот карьер на Чекановой горе, где до распада совхоза «Знаменский» работал кирпичный завод.

Леонид Иванов