Елецкая Швейцария

Алексей Ульянищев
               
   Вы думаете я описался? Нет, это не фантастический рассказ о пришельцах, это не НЛО. Эта аббревиатура была хорошо известна поколению шестидесятых и семидесятых годах. С ней были знакомы все специалисты всех уровней заводов и фабрик, студенты техникумов и ВУЗ ов, все преподаватели и научные сотрудники институтов страны. В то время еще действовали многие общественные организации: книголюбы, общество красного креста и полумесяца, кинолюбители, общество противопожарной безопасности, общество любителей театра и, наконец, научно-техническое общество или НТО. Все они были созданы на добровольно принудительной основе, поэтому состояли в этих обществах и исправно платили членские взносы. Взносы были небольшие, всего 1 рубль в месяц, а для студентов  - 30 копеек. Все деньги перечислялись в областной фонд НТО  при Обкоме Профсоюзов.
   На целевые расходы, а это  - научные конференции, издание научных трудов, поездки в заповедники природы, опытные станции и научнои исследовательские институты, перечисляли нам из Областного фонда НТО до восьмидесяти процентов собранных и переданных им денег. Но деньги перечисляли по представленным сметам и полным рассчетаам израсходованных денег. До двадцати процентов из всех денег перечисляли в качестве аванса, чтобы начать работу и не испытвать трудностей в деньгах.
   Вот за счет средсв НТО я со студентами и преподаватеями нашего ВУЗа прошли ознакоиттельную практику в виде экскурсий по заповеднику в Средней полосы, ознакомились с селекционной работой  опытной станции н научно-исследовательского института. Три рассказа из этих путишествий публикуются в этой книге под аббревиатурой НТО.   
 
                Елецкая  щвейцария.
  Шел 1971 год. Меня только  что  утвердили в звании доцента и работал на кафедре плодоводтва. В начале июля на кафедру неожиданно вошел мой одногрупник и бывший друг Николай Глушков
              - Привет, Лешка! Я не знал что ты с Зиной работаете в нашем институте. Я уже несколько раз приезжал к вам в институт, но никого из вас не встречал  -
   Крепко пожали руки
                - А где ты живешь, работаешь и почему ты приезжаешь в родной институт? - спросил я.
                - Живу в Таммбове, работаю в Обкоме профсоюзов, сопредседателем комитета НТО -
                - Ты с Людмилой (женой) были распределены в Чакинскую опытню станцию. Как сложились ваши жизни потом? -
                - Мы через год переехали в Тамбов и устроились на заводе химмаш в лабораторию лаборантами. Потом три года работал токарем, а сейчас уже четыре года в Обкоме профсоюзов -
                - Не жалеешь о том, что навсегда покинул сельское хозяйство? -
                - Нисколько не жалею. Мы не смогли приспособиться к условиям работы на опытной станции, мы      городские жители во всех поколениях -
                - Зачем же ты поступал в сельхозвуз и потратил на учебу почти 5 лет? -
                - А кто в 17 лет бывает умным и знает что ему делать в будущем? Ты тоже удрал из колхоза и оказался в институте -
-
              - Я «отпахал» в совхозе 4 года и уехал только потому, что меня отправляли работать на Кубу без семьи, а Зина болела и работать в совхозе не могла. Мы с Зиной тоже городские, но любили и любим свою работу -
           - Молодцы! Ничего не скажешь. Что - то мы с тобой не о том начали разговаривать. Я приехал с хорошим предложением, давай поедем на день или два на экскурсию «Галичья гора». Говорят это необычное красивое место. Большое урочище с двух сторон реки высокие скалы в степной части Липецкой области. Ты же один, Зина уехала в санаторий, а дочку оставишь бабушке -
                - Подожди, подожди. Ты же говорил что ничего не знал о нас, а рассказываешь подробности нашей с Зиной жизни -
                - Хотел тебя развеселить, а получилось — не очень. Извини, так вышло -
                - И как ты представляешь эту поездку? -
                - Очень просто. Сядем на автобус и проедем прямо до места -
                - А кто будет оплачивать наши удовольствия? -
                - Я -
                - И давно ты стал таким богатым?  Может и мне подскажешь как нажить большой капитал? -
                - Подскажу, прямо сейчас. Иди к декану своего факультета, Елена Петровна ждет тебя -
                - Ты хочешь меня подстаить руководителем студенческой груупы на экскусию? -
                - Иди, иди. Это не моя инициатива. У декана все узнаешь -
                - Никуда не уходи. Жди меня здесь на кафедре -
    У меня желание ехать на экскуссию сразу пропало, но идти надо, начальство долго ждать не любит. Елена Петровна с приятной улыбкой встретила меня
     - Присаживайтесь, Алексей Сергевич. Я знаю, вы сейчас свободны и можете проехать с группой студентов с третьегого курса на экскурсию. Все годы я с ними ездила на агробиостанцю «Галичья гора» Воронежского университета. В этом году не могу и вы приказом по инститтуту назначены руководителем. У вас богатый опыт после поездки со студентами в Польшу, поэтому я и предложила вашу кандидатуру. Выезжать завтра утром. Группа студентов подобрана и они готовы. Староста группы Новикова Валентина из 33 группы. Ее сейчас найдут и она подойдет к вам на кафедру. Обговорите и проверьте все ли они собрали для поездки: палатки, спальные мешки, посуда для приготовления пищи. Вот вам письмо нач. отдела экскурсий Юлии Борисовне. Я с ней хорошо знакома еще со студенческих лет, тоже как и она закончили Воронежский университет. Когда будите осматривать причудливые скалы, то следите за ребятами, чтобы они не сорвали ни одного цветочка, а только осматривали и не топтали реликтовые растения. Ребята будут лазить по скалам, поэтому строго настрого их предупредите быть осторожними и не нанести непоправимый ущерб редким растениям. Юлия Борисовна вам все расскажет и покажет. Удачи вам -
   Вернулся на кафедру. Николай сидел и ждал меня
              - Признавайся! Это ты рекомендовал меня на эту поездку? - сидит улыбается — В отместку оплачивай пропитание эа двоих на два дня, ты же стал богатым -
         - Хватит тебе издеваться. У меня зарплата такая же как и у тебя у тебя.  Из  Обкома профсоюзов мы оплачиваем стоимость поездки и командировочные расходы, и все.  Свободных денег у меня нет, только из моей зарплаты -
             - Ребята из своей стипендии будут покупать продукты и пристраиваться к ним стыдно, поэтому я оплачу наше пропитание. А где твои вещи, мы завтра утром выезжаем? -
                - Какие вещи? Спортивный костюм и плавки на мне, а больше ничего и не надо. За питание себя я сам оплачу, не хочу быть нахлебником у тебя -
                - Тогда давай четыре червонца, сейчас придет староста группы и мы обговорим все вопросы -
   Пришла Валентина. Всех студентов с плодофака я хорошо знал не только в лицо, но помнил их имена. Два года вел учебные занятия и практику. Представил Николая Александровича как казначея нашей экскурсии. Оказалось, в группе 12 девушек (все с плодофака) и 8 парней с агрономияеского факультета, которых я почти не знаю. Напомнил, чтобы и на нас взяли палатку и спальные мешки. Предупредил, чтобы не брали с собой спиртные напитки и пиво. Вале сказал
            -  Если увижу или почуствую запад водки или пива, то моментально соберемся и уедем домой. Так и передай всем ребятам. Найди шофера Николая и скажи ему что выезд завтра в 7 часов утра -
  Валентина ушла. Николай тоже обрался уходить, перед этим сказал
             - Опять ты меня подкалываешь, да еще перед студентами, ядовитый ты стал -
           - Хотел тебя развеселить. Куда ты торопищся? - обратился я к Николаю — в Тамбов не поедешь, поэтому пошли ко мне домой. Дома никого нет и нам никто не помешает поговорить, вспомнить незабываеме лучшие в нашей жизни студенческие годы. Только зайдем в магазин и купим чего-ниьудь поесть
               - С тобой не соскучишься. Ладно, пошли в магазин -
   Купили бутылку хорошего вина, сыр и еще кое — что.  По дороге Николай спросил
               - А где ты живешь? Куда ты меня ведешь? -
               - В женское общежитие института -
               - Опять шутишь? -
            - Нисколечко. Ты помнишь пятое женское общежитие на Интернациональной улице, в которое мы ходили с комиссиией по проверке санитарного состояни у девчат? Вот в этом здании, а в прошлом обшежитие,  нам дали комнату. В 1966 году здание переделали под жилой дом, а точнее, разгородили коридор и поставили двери. В нашей квартире живут две семьи и один холостячок, в всего в доме 8 квартир и 19 семей. Моих соседей никого нет, так что мы будем одни. Только два дня тому назад ушел к матери в Громушку Лева Минаев, он с нами учился на агрофаке До этого он в «дым» разругался с женой. Она с дочкой ушла из комнаты к матери, а он привел каккую-то щлюху и три дня с ней кувыркался в квартире, да так, что мы их ни разу не видели, но слышали. Потом ее прогнал, а сам ушел к матери. А в третьей комнате живет еще один чудак, преподаватель Костя с кафедры философии. Фамилии не буду называть. Он москвич, закончил МГУ филосовский факультет. Ему примерно 22-24 года, не женат. Из его комнаты иногда ранним утром грубым басом мы слышим один и тот же куплет песни. Где он слышал эту песни,  даже ему неизвестно, может сам сочинил
                - Девятнадцать пуль лихие,
                Все взвилися в облака.
                А двадцатая злодейка
                Близко к сердцу подошла … -
   Это значит у него хреновое настроениие и он подойдет к нам просить чего-нибудль на зуб закусить. Питается в столовой или у подружки. У себя в комнате не держит даже корки хлеба. Я  вышел на кухню и молча подаю ему молосольльный огурец из холодильника и ломоть хлеба. Вошел к себе в комнату, налил 100 гр водки и залпом выпил, потом закусил. Вышел ко мне на кухню и говорит: «Эта стерва, моя подружка, вчера ночью выгнала меня из своей квартиры и я в полной темноте плелся четыре км. домой. Через 2 дня она позвонит на кафедру и попросит найти меня, чтобы я ей позвонил. Извинится и опять пригласит меня к себе. И я опять пойду к ней ночевать». Я его подружку немного знал. Она старше Кости на 15-17 лет. Кандидат наук, пишет докторскую диссертацию. Не замужем и никогда не выходила замуж. А работает в ЦГЛ старшим научным сотрудником. Странная пара. Я как то спросил у Кости: «А как ты относишься к своей подружке? Вы любите друг друга?»...Потоптался на месте, а потом заявляет: «Мы этот вопрос никогда не поднимали. Нам вместе хорошо — и это главное. А любовью тут и не пахнет». Он отковенничал с нами потому, что знал наши разговоры дальше квартиры никуда не выйдут
                - «Веселые» у тебя соседи, не соскучишься — сказал Николай.
                - Мы дружно живем, не ссоримся, перекидываемся шуточками, приколами, не обижаемся друг на друга.... Вот и наш дом, весь «обшарпанный», штукатурка отваливается, холодный зимой и жаркий летом -
   Дома Николай все осмотрел, покачал головой, но ничего не сказал. Я  его предупредил
                - Осторожней в туалеле. Полы «дышат», а под ними образовалась яма, поэтому не проыгай и ходи аккуратно -
                - Вам дом аварийный, двери перекошены, полы в комнате с наклоном, а рядом с окном в стене дырка, улица посматривается. Как вы тут живете? -
                - Живем, не жалуемся, все равно здесь лучше, чем на квартире. Институт строит большой 100-квартирный жилой дом, тогда может мы справим новоселье. Я пойду на кухню пригоиовить чего-нибудь перекусить, а ты осмотрись, можешь покопаться в нашей домашней библиотеке -
   Принес яишнцу с беконом, овощи и сыр. Поели и сидим смакуем вино
          - Ты знаешь? - обратился ко мне Николай — твоя женитьба дла нас была полной неожиданностью. Как ты сумел окрутить и укротить такую строптивую девушку Зину? Как мне рассказывал Женька, твой друг, за ней ухаживали только с нашего курса пять ребят и более привлекательные и симпатичные, не чета тебе. Чем же же ты ее привлек, открой секрет? -
         - В любовных вопросах все засекречено, но тебе расскажу. Просто был настойчивый в ухаживаниях и все о себе рассказывал, ничего не скрывая. А почему Зина выбрала меня — для меня осталось тайной. Ты лучше спроси у нее сам, ты же бываешь часто в нашем институте -
                - Ушел от ответа — помолчал, а потом неожиданно спросил
 - Кто тебе делал такой большой портрет Зины, наверное, 70 на 50 см — не меньше -
                - Фотографировал сам еще когда Зина была девушкой, а портрет делали вместе с нашим фотографом на кафедре. У нас на кафедре открыта хорошая по оборудованию кнно —фото лаболраторя, делаем любого размера стенды, снимаем фильмы, только на узкой пленке. Портрет Зины ретушировали в государственной фотостудии. Снимал фото аппаратом Смена, а им качественный снимок сделать нельзя -
           - Не может быть — засомневался Коля и подошел к портрету ближе. Внимательно рассматривал — совсем незаметно ретуши, даже вплотную с портретом -
   Мы долго сидели разговаривали обо всем, но в основном вспоминали своэ молодость, незабываемые студенческие годы. Какие мы были глупые мальчишки, но мы считали себя умными, взрослыми и гордыми. Уже перд сном, Николай гляда на портрет моей жены произнес
                - И ты такую красивую женщину отпустил в санаторий? Ты имеешь представление о том, что вытворяют в санаториях вечерами и ночами так называемые больные? И где она сейчас отдыхает? -
                - В Баку, на берегу моря - ответил спокойно я.
               - Ну ты даешь! Не боишься стать рогатым к своему дню рождения? -
                - Хватит! Ты уже меня достал дурацкими вопросами. Зина уехала лечиться, а не отдыхать. Я всю жизнь буду помнить, когда жену еле живую, всю выпачканную в крови от рвоты, привез в районную больницу. У нее было пропадная язва двенадцатиперстстной кишки. Она потеряла много крови и врачи еле ее спасли. Теперь постоянно у ней время от времени вновь начинается кровотечение и ей не до разввлечений, а сохранить бы жизнь. Мы любим друг другу и никогда не позволим хождений налево. Зина еще девушкой, когда мы уже любили друг друга, сказала мне: «я тебя полюбили на всю жизнь и верна тебе буду до конца жизни». Я верю этим словам и не сомневаыюсь в ее верности в любой ситуации. А как развлекаться пары в санатории, я хорошо знаю со слов Зины -
        - Леш! Ты извини меня, я не знал о том, что Зина так серьезно больна -
             - Ладно, проехали. Давай ложиться спать, а то уже второй час ночи -