Первый священник

Геннадий Кузнецов Петрусь
Как известно, первая церковь на территории нынешнего Федоровского района Саратовской области была открыта в Калуге. В 1832-33 годах были заселены деревни Калуга, Тамбовка и Пензенка, и сразу остро встал вопрос об церкви. Вначале все жители были приписаны к церкви села Малый Узень[1], что находилось в 37 верстах, но расстояние было слишком велико, и это ускорило строительство.

Служение началось с января 1834 года, пока что в здании молитвенного дома. Благочинный Даниил Малютин писал в отчете, что молитвенные дома того времени «...зданием ничуть не отличаются от порядочного амбара, иконостасом и иконами скудны, иные вовсе без пола, а в иных стены и полы с такими дырами, в кои ветер наносит кучи зимой снега, а летом пыли»[2]. С этого же момента начали вестись метрические книги и исповедные ведомости. В приход был назначен первый священник Альбицкий Михаил Васильевич. Приход был большой, поэтому в причт входили ещё два причетника: дьячок Лохов Василий Михайлович и пономарь Тодоровский Петр Степанович.

Священник был молод, на момент назначения ему было 25 лет[3]. Он родился в семье диакона Михаило-Архангельской церкви села Евлашево Кузнецкой округи (ныне посёлок городского типа в Кузнецком муниципальном районе Пензенской области России). Обучался в Пензенской духовной семинарии (на 1830 г. – воспитанник низшего отделения). После окончания семинарии был назначен священником в село Калужское[4].  Вместе с ним приехали жена Мария Васильевна 19 лет и мать, священническая вдова Наталья Филипповна. В 1839 году в семье родился сын Петр.

Однако отношения священника с прихожанами были отнюдь не благостными.
В 1843 году в консисторию от имени крестьян села Карамана обратился казенный крестьянин Андрей Иванович Шаулинов. Он написал, что его доверители, крестьяне села Карамана, вынесли решение на общем собрании: просить епископа удалить священника Альбицкого из прихода во избежание дальнейших обид, которые могут случиться от него, а вместо него определить другого[5].

Крестьяне объяснили это тем, что священник Михаил Альбицкий по грубости своей и суровому обращению не может поддерживать мир не только с прихожанами, но даже с причтом: «...бывает, что и в самом храме чинит крик, употребляя иногда и непотребные слова, грозя всеми мерами испортить жизнь всему причту».

Между тем причетники прихожан полностью устраивали по доброму их поведению и примерной жизни, а вот священника Альбицкого по вышеозначенным причинам крестьяне не хотели иметь в своем приходе.
 
На это прошение последовала резолюция Его Преосвященства: «Подтвердить местному благочинному усугубить надзор за этим духовенством, а о беспорядках по поведению мне рапортовать»[6].

Судя по всему, консистория взвешенно отнеслась к ситуации, но разрешить конфликт не смогла, и 25 июля 1844 года вместо Альбицкого в приход был назначен новый священник Лебединский Михаил Илларионович[7].

Документы того времени сохранились плохо, и о дальнейшей судьбе священника сведений очень мало.

Известно лишь, что в 1851–1858 годах Альбицкий служил в Михаило-Архангельской церкви села Веденяпино Кузнецкого уезда. В ведомости в составе семьи указана лишь жена Мария Васильевна[8].

    Геннадий Кузнецов, саратовский краевед

1. РГИА, ф. 379, оп. 1, д. 1439 Донесения Астраханской и Саратовской казённых палат о положении переселенцев. 1835 г., л. 3 об–6
2. ЦГАСО ф.32 оп.6 д.7186 О благосостоянии церквей и духовенства за 1 половину 1851 года, л.1об
3. ГИАНП ф.209 оп.1 д.3 Исповедные ведомости церкви с.Калуги, л.1
4. Лежнина И.И. Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII-ХХ вв.
5. ГИАНП ф.241 оп.1 д.46 Покровская церковь слободы Покровской. Указы из Самарской духовной консистории, л.30
6. Там же, л.30об
7. ЦГАСО ф.32 оп.19 д.1 Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1845 год, л.126об
8. ГАСО ф.135 оп.1 д.2871 Ревизская сказка священнослужителей Кузнецкого уезда 1858