Усадьба Михайловское

Лев Светлаков
                Усадьба Михайловское
           Впервые Пушкин приехал в родовое поместье Ганнибалов в июле 1817 года, после Царскосельского лицея. Здесь провел два с лишним года ссылки в 1824-26 годах. Сюда не раз возвращался, чтобы спокойно писать в уединении, сюда стремился из казенного Петербурга. В Михайловском был окончен начатый в Одессе «Евгений Онегин», появилась на свет трагедия «Борис Годунов» — всего две сотни произведений. В конце концов, покой и воля, пушкинская формула счастья, тоже относилась к «деревне», то есть к Михайловскому.
          Правда, в сегодняшнем Михайловском того, что видел Пушкин, практически не осталось. Господский дом в общей сложности пять раз разрушался и восставал из пепла. Воссозданное после войны мемориальное имение больше говорит о многолетнем героическом директоре музея Семене Гейченко и советской пушкинской мифологии: скамья Онегина, домик няни, дуб зеленый, Анна Керн. Дом Гейченко с его коллекцией самоваров тоже стал частью мемориального комплекса.
         Того пушкинского жилища, где вместо письменного стола был ломберный, а вместо чернильницы — помадная банка, мы не увидим. Ветхого дома не стало уже в XIX веке. А в XX веке был заново отстроен даже «домик няни», то есть флигель, в светелке которого якобы жила летом Арина Родионовна. Реконструированы дом и контора управляющего, обустроена кухня-людская, где выставлена старинная бытовая утварь. Посмертно, в ранге национального поэта, Пушкин получил куда более солидное имение, чем при жизни.
       В экспозиции есть и  подлинные вещи, принадлежавшие Александру Сергеевичу. Например, икона, которой Сергей Львович благословил сына перед женитьбой. Или четырехкилограммовая железная трость, которую Пушкин брал с собой на прогулки, чтобы укреплять твердость руки (поэт, кстати сказать, был прекрасно тренирован, несмотря на «сидячую работу»). Трость годилась и на случай защиты от волков, которых можно было встретить по дороге из усадьбы. Вес трости точно соответствовал весу дуэльного пистолета.
Под сень Михайловского леса
являлся Пушкин в полутьму,
и трость из чёрного железа
служила спутницей ему.

Поэт особенно любил
Тяжеловесность этой трости,
Когда сшибал он ею грозди
Зажжённых осенью рябин.

И всякий раз дивился лес,
Луга, окрестные именья:
– К чему такой безмерный вес?
– В дуэли надобно уменье,
Чтобы не дрогнула рука
И не смутилась пистолета…

Так ошибаются поэты
Во все века.
       Осталось неизменным — природа, пейзаж, древняя псковская земля. Пушкин не жил в этом доме, не сходил по этому крыльцу, но ему открывался такой же вид на псковские дали. Еловая аллея в парке, липовая аллея Анны Керн («гений чистой красоты» упоминала ее в своих мемуарах как место встречи с Пушкиным) помнят Осипа Абрамовича Ганнибала. С ганнибаловских времен сохранился и громадный дуб, на котором когда-то висела «златая цепь». Сегодня от цепи остались только шрамы на коре.
          Липы на аллее Анны Керн так стары, что под ними запрещено гулять - можно пострадать от падения обломившихся веток. Но и без того остается достаточно простора для прогулок: берег озера Кучане, парк, беседки. Стоит отклониться от прямого пути к усадьбе, свернуть направо после Еловой аллеи около беседки и пройти по тропинке через яблоневый сад. Там рядом с «Островом уединения» вольготно лежит молодой бронзовый Пушкин.
С 1824 по 1826 год Пушкин отбывал в Михайловском ссылку. Он так тяготился деревенской скукой, что строил безуспешные планы побега, однако уединенная жизнь была более чем плодотворной, и в последующие годы А.С., уставший от бесплодной столичной суеты, уже стремился сюда, в деревню, в «в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Он приезжал в Михайловское четыре раза — в 1826, 1827, 1835 и 1836 годах.
        В 1899 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Пушкина, Михайловское было выкуплено у наследников в государственную собственность. В 1908 году усадьба сгорела, а через три года была отстроена вновь. В 1911 году в Михайловском были открыты колония для престарелых литераторов и музей памяти поэта — первый мемориальный музей в России.
        В 1918 году в припадке революционного куража Михайловское, Тригорское, Петровское, Голубово и другие имения, принадлежавшие потомкам родственников, друзей и знакомых А.С.Пушкина, сожгли дотла местные крестьяне. Уцелел только домик няни. Через четыре года, 17 марта 1922, Михайловское, Тригорское и могила А.С.Пушкина в Пушкинских горах были объявлены заповедными. Последнее восстановление усадьбы произошло в 1949 году.
         В апреле 1945 года директором музея-заповедника назначили Семена Степановича Гейченко — уроженца Петергофа, музейщика, фронтовика, энтузиаста и подвижника. Ему предстояло не только восстановить из руин здания, но и привести в порядок окрестности, ликвидировать блиндажи, вычистить парки. Гейченко сделал гораздо больше. Он считал, что территория музея-заповедника должна выглядеть так же, как при Пушкине, поэтому восстановил не только Михайловское с «домиком няни», но и Тригорское с Петровским. Появились музеи «Пушкинская деревня» и «Водяная мельница» в Бугрово, был восстановлен Свято-Успенский Святогорский монастырь.