Садовники Эдема

Александр Гаврилов 7
   САДОВНИКИ ЭДЕМА


   НАЧАЛО

   Начинать положено с начала. Есть, правда, подозрение, что начала никогда и не было. Но многие из нас мыслят понятиями, выработанными культурой авраамических религий, поэтому раскрываем Библию.

   Сурова и лаконична первая глава книги Бытия.
   Одно за другим, следуют события сотворения мира:  возникновение неба и земли, отделение света от тьмы, вод от тверди, произрастание трав и деревьев, возникновение в водах тварей морских, и на земле – тварей земных.
   И, наконец:
   «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
   И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся  по земле.
   И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу…»
   « И увидел Бог всё, что он создал, и вот, хорошо весьма…»

   По прочтении первой главы остаётся доброе впечатление, что творение совершено «…хорошо весьма…», что мужчина и женщина были сотворены одновременно - по образу Божию, правда, не было Эдема, но не было и гнева Божия, и люди получили всю землю, как щедрый дар Бога.
 
   Вторая глава книги Бытия возвращается к созданию человека.   
   «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
   И женщины ещё не было.
 
   Дальше история пошла подробнее, драматичней и в иной последовательности, чем в первой главе.

   «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке…
   И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».
   «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
   И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
   А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь. 

   И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
   Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных…
   И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему».

   «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку».

   Змей, пресмыкавшийся по Эдему, был одной из тварей земных, созданных Богом, и переданных владычеству Адама.
   Не было в нём ничего инфернального, но:
   «Змей был хитрей всех зверей полевых, которых создал Господь Бог».

   Но и люди оказались простоваты рядом с ним.
   Есть недоказанное подозрение, что змей  был первым, кто вкусил плод с дерева познания добра и зла. И всё существо его требовало правды и ничего, кроме правды. Поэтому он и заговорил с женщиной.

   Беседуя с ней (у неё ещё нет имени), змей сказал, что Бог назвал не ту причину, по которой нельзя есть плоды с дерева познания добра и зла. Оказалось, что сказал правду.
   При этом, Писание не говорит о том, что змей предлагал отведать этих плодов.

   Но женщина была любознательна.   
   « И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

   И открылись глаза у них обоих…»
   
   Но Бог всеведущ.

   «И сказал (Бог): …не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
   Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

   И беспредельный гнев на наивного Адама зазвучал в словах Бога:
   «Адаму же сказал (Бог): за то, что ты… ел от дерева, о котором я заповедал тебе… проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей».
   «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься».

   Как бы «про себя», Бог назвал действительную причину изгнания Адама:
   «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».

   «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
   И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

   В этой истории, жизнь человека на Земле превратилась из великого дара Божьего – как в первой главе - в место пожизненного наказания человека за доверчивость и простоту.

   Ни книги Ветхого Завета, ни книги Нового Завета не сообщают о том, чтобы кто-то вернулся в Эдем.
   Праведникам, по прожитии жизни на Земле, открывался путь на небо.

   ПРОДОЛЖЕНИЕ

   - Да-а – задумчиво произнёс Спиридон, - как-то не по-отечески получилось…

   - Не всё – сразу - сказал Виктор Михайлович. - Это же – самое начало Ветхого Завета. Тогда и человек был другой и совсем по-другому видел Бога. До молитвы «Отче наш…» оставалось ещё не меньше двух тысяч лет…

   Варлаам отошёл от окна, за которым до горизонта бежали выглаженные временем сопки, покрытые пятнами мхов и лишайников, с редкими рощицами  низкорослых берёзок, и сел за стол.
   - Не приступить ли нам к посадке Эдема? – с ироничным энтузиазмом сказал он, повернувшись к Ягаиде.

   - Мне тоже симпатичнее первая глава книги Бытия – сказала Ягаида. – Во второй главе видно, как, характерная для человека, склонность к антропоморфному образу мышления, превращает представление о Боге в клевету на Него: так мог бы поступить не очень хороший человек, но никак не Бог.
   Но, несмотря на искушённость автора второй главы в построении неожиданных сюжетных линий и ряд странностей в повествовании, там есть неявная, очень сильная, эволюционная мысль: стали бы людьми Адам и Ева, и их потомки, оставаясь в благостном комфорте Эдема?
   Понятно, что - нет.
   Говоря скучным сегодняшним языком, животное, достигнув равновесия с силами Природы, остаётся животным и «в люди не выходит».

   Но плоды с дерева познания добра и зла уже вошли в кровь и плоть человека – как воспоминания об Эдеме. И многократно возникал перед человеком мираж Эдема на земле, проклятой за Адама.
   Вот и Варлаам подумал об Эдеме.

   До сих пор живёт в человеке опасное стремление создать Эдем на Земле, поселиться в нём и, как следствие – вернуться в животное состояние: не во всех же людях «бьётся» беспокойная «пружина таланта», заставляющая человека творить, невзирая ни на какой комфорт.
   Комфорт, конечно, желателен – до определённой черты: нельзя же, чтобы все силы человека уходили на обеспечение элементарных условий существования организма, как это происходит при преодолении неблагоприятных природных физических условий или при жизни в социуме, недоброжелательном к человеку. В этих случаях человеку не грозит возвращение в животное состояние, потому что он из него, практически, не выходит.
   Но, параллельно с созданием комфорта, чтобы не «заснуть» в нём, необходима огромная работа по выявлению и активизации «пружин таланта», которые, конечно, есть в каждом человеке.

   - Но насколько же гуманнее и мудрее среднего человека должен быть социум, чтобы этот процесс происходил? – сказал Спиридон. – Нет же такого социума…

   - Значит, надо, чтобы этот социум создали люди духовно выше среднего уровня – сказал Виктор Михайлович. - Но необходимо, чтобы социум выявлял и воспитывал не только «социально-полезные» таланты, но и простые человеческие качества, которые не у каждого «на поверхности», но есть у всех.

   - Хорошо уточнили, Виктор Михайлович – сказала Ягаида. -  Развитие человечности в человеке важнее поиска частных талантов. Необходим действительно гуманистический социум. Сегодняшний социум может поддержать человека в стремлении стать художником, литератором, учёным, инженером или любым другим социально полезным специалистом. Но не может поддержать его в стремлении стать Человеком. Потому что не знает, что это такое. Потому что государство может признавать своей задачей формирование члена сегодняшнего общества, но не «Человека на все времена».
   В социуме необходимо «поле нравственности», вызывающее развитие человечности в человеке.

    - А человек, обычно, не знает, куда ему идти и надо ли идти куда-нибудь вообще – сказал Спиридон. – Поэтому большинство никуда и не идёт – его несёт. Тут может погаснуть искра сознания, устремляющая человечество в Бесконечность. И человечество останется одним из преходящих видов животных. И тоже завершится, как другие виды, прошедшие до него.

   - Художник Токитаро, более известный как Кацусика Хокусай – сказал Диоген, - прожив три четверти века, написал:
   «...с шести лет у меня была мания изображать формы предметов… В 75 (лет) я кое-как научился изображать животных, растения, деревья, птиц, рыб и насекомых. К 80 годам я надеюсь достичь большего. К 90 годам я ещё глубже проникну в принципы сущего. В 100 лет я буду великолепным художником. К 110 (годам) каждая точка, каждый мазок на моих картинах будут казаться живыми…»
   Хокусай прожил 89 лет. Профессиональная программа осталась незаконченной, но он выполнял её.
   Но я не знаю человека, который так же осознанно наметил бы для себя программу, как стать хорошим человеком, и выполнял бы её.
   Правда, мало кто чувствует себя плохим человеком. Хотя, большинство, наверное, ошибается в этом. Иначе, мир был бы совсем другим.

   - В этом ты не совсем точен, Диоген – сказала Ягаида. – Было множество религиозных фанатиков, пытавшихся достичь духовных высот исполнением тяжелейших обетов. Правда, большинство обетов выдавали истеричность натуры, были предельно нерациональны: истязали тело и изматывали душу, вместо того, чтобы возвышать её. Поэтому фанатик может быть талантливым человеком, но редко бывает хорошим.
   Среди выдающихся людей, хороших людей тоже не так уж много. У многих из них обаяние таланта прикрывает человеческую неразвитость и душевную лень. Но талант проявляется не у всех,  поэтому у обычных людей остаётся только душевная лень, переходящая в застывшее недоумение обыденной жизни, в которой один день не отличается от другого. Может возникнуть вопрос: зачем длится такая жизнь? Это не вопрос о смысле жизни: об этом можно спрашивать только у Создателя. Это вопрос к себе: иду ли я сам, или меня «несёт», каким я становлюсь в течение жизни?   
   Что такое – быть собой? Какие силы меня сложили? С чем я борюсь, чтобы оставаться собой? И всегда ли то, чем я сегодня являюсь – это, действительно, я сам?

   - Понятно – сказал внимательно слушавший Варлаам. – На трудные вопросы не просто отвечать, но задача уточнена: для Эдема здесь - не климат. Дерево жизни, дающее бессмертие, нам тоже ни к чему: бессмертие, как-то, «расхолаживает» на жизненном пути. А вот без дерева познания добра и зла, всё-таки, не обойтись, потому «…что дерево хорошо для пищи… и вожделенно, потому что даёт знание…» Именно «…потому что даёт знание…»

   - Знание – знанием – улыбнулась Ягаида, - но не забудем о «поле нравственности» - вне этого поля, любые знания и «пружины таланта» могут «срабатывать» против человека. Поэтому сегодня человек и живёт в мире хаотичных мыслей и чувств.
   Эксперимент с Эдемом давно завершён: тогда наивный человек оказался не выше умного змея. Но и умный змей получил своё:
   «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми…
   И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

   А вот «поле нравственности» надо взращивать, холить и лелеять, потому что для него «климатические условия» нынешнего человечества суровы и непостоянны: чуть поленишься с уходом – и «поле» порастает «травой забвения».   
   Человеческая нравственность – это огромный нереализованный потенциал: это не только отсутствие пороков, но и сочувствующее, понимающее и ответственное отношение к миру, который ниже человека, и самоотверженное стремление в мир, который выше него. И, наверное, много чего ещё, чего мы пока не понимаем.
   А вне «поля нравственности» человечество рискует, неожиданно для себя, опять оказаться в самой дремучей чаще «леса», из которого так трудно выбирается всю свою историю.

   - Похоже, что в существующих социумах «поле нравственности»  не очень заметно - сказал Спиридон. – Всё время, где-то рядом ощущается присутствие этой дремучей чащи. Значит, человеку придётся создать другой социум.
   Только где найти людей с духовностью «выше средней», чтобы и социум стал таким же?

   - Ну, вот вам и придётся ими становиться – сказала Ягаида. – «Поле» создаётся зарядами. Накапливайте потенциал.

   За окном внезапно вспыхнула молния, расколов тёмное небо десятками ослепительных ветвей. И небо взорвалось оглушительным грохотом.

   - Не иначе – как знамЕние – улыбнулся Виктор Михайлович. – Такая редкость – гроза в это время года…

   - Так рождаются новые миры – бесстрастно сказал Диоген. – Представьте себе, что в Вечности всё уже состоялось, а миры – это молнии, ветвящиеся в Вечности, возникающие по путям наибольшей вероятности своего возникновения, и каждой вспышкой прочерчивающие всё новые узоры Бытия. И всё это никогда не может прекратиться, и никуда не может исчезнуть.

   Варлаам покосился на Диогена.
   Как всегда, Диоген был непроницаем.