Субстанция, как единство материи и её форм

Сергей Алексеевич Бобров
Ранее эта тема раскрывалась, как отклик на книгу, что, в определённой мере, затрудняло восприятие материала, как такового. А поскольку данный материал служит основой не только для серии последующих статей, но и вообще основой всего материалистического мировоззрения, то наверно имеет смысл представить его в прямом изложении, с надеждой, что такое изложение будет более стимулировать его критику и дискуссию на данную тему.
Предисловие.
Казалось бы, вопрос далёкий от практики коммунистического и левого движения, но проблемы практики кроются именно в теории, а проблемы теории во многом начинаются именно с этого вопроса. Люди, относящие себя к материалистам, на практике, зачастую исходят из чисто идеалистических воззрений, поскольку бытующие в этой среде воззрения на идеальное не дают возможности рассмотреть процесс развития общества, как объективный процесс развития данного элемента природы. Они начинают сразу исходить из сознания и воли людей, упуская то, как и почему формируются именно такие сознания и воля. Формально соглашаясь, что бытие определяет сознание, фактически они исходят из того, что сознание (формируя волю) определяет бытие, т.е. фактически занимают идеалистическую позицию в этом вопросе.
Понятие идеального и его роли во всех процессах в природе, включая и общество, практически не развивается, как минимум, со средины 19-го века, в смысле того, что это, как правило, связывается исключительно с высшей нервной деятельностью человека. Но уже появились и более широкие толкования идеального, например: «ИДЕАЛЬНОЕ — философская категория, соотносительная с понятием материи: И. — это нематериальное. (выделено автором) Широта понятия И. не допускает конкретизации, которая может привести к сужению его объема». (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 128-129). И действительно, если принимать за идеальное только то, что в голове у человека, то непонятно к чему относить форму и все свойства материальных объектов. Кроме того, остаётся совершенно непонятным, откуда берётся то идеальное, что в голове человека, откуда вообще взялось нечто идеальное, развившееся в процессе эволюции в сознание и разум. 
Материя.
Материя, как таковая, в чистом виде, не дана человеку в ощущение как непосредственно, так и через любое опосредование. Человек имеет дело не непосредственно с материей, а исключительно с материальными объектами (субстанциями), воспринимая их через их формы и свойства тем, чем они нам являются, т.е. через явления. При этом, сколь бы не был мал материальный объект, его можно разделить на ещё более мелкие части, вопрос только в возможностях человека, в наличии у него соответствующего инструмента. Во всяком случае, умозрительно это всегда можно сделать. С развитием науки представления о существовании каких-то мельчайших неделимых частицах уходит в прошлое, соответственно, напрашивается вывод, что микромир так же бесконечен, как и макромир. Существуют ведь и поля, а, соответственно, можно предполагать, что и более тонкие материальные образования (вспомним о тёмной материи).
Материю можно представить, как наиболее общую философскую категорию, обозначающую некий абсолютно инертный, не имеющий никаких качественных характеристик (свойств) и, соответственно, абсолютно неизменный (неменяющийся) субстрат, состоящий из бесконечно малых элементов, являющийся исходной основой (как наполнителем) всего материального мира, никак не данный человеку в ощущение, а, следовательно, и не поддающейся никакому исследованию. Если исходить из этого, то материи в чистом виде (как некого элемента) не существует, а человек имеет дело не непосредственно с материей, как таковой, а только с субстанциями (материальными объектами) изучая их через доступные ему для наблюдения их формы и свойства, которыми они ему являются, что обуславливает весьма узкий диапазон его возможностей в этом. Но эти формы и свойства субстанций (материальных объектов) сами по себе не материальны, не состоят из материи, а являются только формой представления определённого количества материи. То есть, формы и свойства, это идеальная (как не материальная) сторона любой субстанции. При этом, все свойства любого материального объекта определяются формой его организации (как внутренней, так и внешней), количеством материи в нём заключённой (массой) и объёмом им занимаемым. Таким образом, человек в познании природы имеет дело исключительно с идеальным, с теми формами и свойствами субстанций, которыми они ему являются. Материя человека вообще интересует только с количественной стороны, как количество субстанции с необходимыми ему качественными характеристиками.
Получается, что материю, вероятно, можно представить (образно), как некую однородную массу, состоящую из элементов с нулевыми массами и размерами (массу и размеры могут иметь только определённые объёмы материи, материальные образования, субстанции), существующую и находящуюся в постоянном движении только в форме конкретных материальных образований (субстанций), создавая, таким образом, потоки, зоны с разной плотностью материи и т.п., образующие всё сущее, от полей до галактик. В таком виде материя представляет из себя предельную абстракцию, обозначающую тот субстрат, ту первооснову, из которой состоит все, что именуется материальными объектами.
Возможно и время жизни материальных объектов при стремлении их массы к нулю так же стремиться к нулю. Таким образом с философских позиций можно объяснить (даже если с позиции физиков это может вызвать только улыбку) отсутствие массы покоя и т.п. у некоторых частиц, которые, по факту, могут просто циклично возникать и исчезать в материальном поле соответствующего качества. Это предусматривает существование поля, как определённой среды из ещё более мелких частиц (и так до бесконечности) с такими законами её внутреннего функционирования, которые вызывают цикличные гибель и возникновение (как возрождение) частиц доступных наблюдению, как условия её существования. С таким представлением о материи легко согласуется и наличие тёмной материи. Человеку же в ощущениях дана не материя, как таковая, а только материальные объекты, субстанции, и не их сутью (которую надо ещё понять, раскрыть), а только доступными для наблюдения их качественными сторонами, явлениями.
Идеальное
Формы и качества материальных объектов, сами по себе, не только не являются материей, но не являются и непосредственно её проявлениями (как материи). Формы и качества — это свойства не материи, как таковой, а материальных образований (субстанций). Формы, сами по себе, не материальны, а качества материальных объектов определяется именно формами их организации (как, например, конструкции из частей, соединённых шарнирами: соединены три части, в треугольник – конструкция жёсткая, четыре – подвижная). Бесконечное количество вариантов формы организации материи даёт и бесконечное количество качественных характеристик материальных объектов.  Человека вообще интересует не сама материя, а конкретные материальные образования (субстанции) с такой формой организации, представленной в ней материи, которая обеспечивает нужные человеку их конкретные качественные характеристики, т.е. человека интересует именно идеальная сторона субстанции. Материя же, как таковая, здесь выражает только количественную сторону потребностей человека в субстанции данного качества.
Сами же формы и качества любых материальных объектов, это отражённая в результате (в наличной реальности) вся бесконечная истории данной части материи, история её бесконечного движения в составе различных субстанций, история бесконечных соединений, отделений и изменений форм тех составных частей материи, из которых состоит данный объект. Имея дело с любыми материальными образованиями, субстанциями, мы имеем дело с проявлением свойств материальных объектов, обусловленных их структурой (организационными формами), сложившимися за всю бесконечную историю движения тех частей материи из которых эта субстанция состоит.
Таким образом, идеальное (как не материальное), это качественная сторона субстанции (включающая все её формы и свойства) представляющая результат предыдущего бесконечного движения заключённой в ней материи, как в составе этой, так и в составе бесконечного множества других (предыдущих) субстанций.
Материальное образование, как субстанция
Любое материальное образование (объект) как субстанция во всех своих формах и качествах представляет из себя нечто идеальное на материальной основе (заключённая в нём материя, представленная в конкретных формах и качестве). Любые изменения субстанций можно свести к изменениям количества материи (их массы) и изменениям их идеальных сторон.
Любая субстанция состоит из более мелких субстанций и является для них средой их обитания определяющей условия их существования. Соответственно, любой материальный объект, это набор бесконечного количества составляющих его субстанций, начиная от наиболее крупных его элементов, затем их составляющих и так далее до бесконечно малых. Развиваясь на основе своих внутренних противоречий или изменяясь под воздействием внешней среды (среды её обитания в рамках более крупной субстанции), субстанция меняет и среду обитания её составляющих субстанций, вынуждая их изменяться в соответствующем направлении, подстраиваться под собственные изменения. В процессе этого, отдельные субстанции могут, как развиваться, так и гибнуть (прекращать своё существование, распадаясь на ещё более мелкие), а также могут возникать (формироваться) новые субстанции, как в результате распада (гибели), так и в результате объединения существующих субстанций, если в результате их столкновений образуются устойчивые в этой среде соединения. Но в любом случае, все эти процессы протекают в рамках законов функционирования той среды их обитания, которая сформирована той более крупной субстанцией, элементами которой они являются. То есть, это более крупная субстанция, подстраиваясь под условия, создаваемые ей ещё более крупной субстанцией, формирует требования к качественным характеристикам субстанций её составляющих, т.е. определяет направленность их развития, а также создаёт и условия для распада одних и возникновения других.
Любая субстанция либо подстраивается под постоянно меняющиеся условия среды её обитания, либо прекращает своё существование, распадаясь на составляющие её части. Это определяется самой сущностью субстанции, её формой организации, а значит и основными законами её функционирования (внутреннего самодвижения, на основе её внутренних противоречий), а также, аналогичными возможностями элементов (субстанций) её составляющих. Этим определяются границы возможности адаптации субстанций под меняющиеся условия окружающей среды, среды той субстанции, элементами которой они являются.
Таким образом, для любой субстанции направленность развития (если она всё же остаётся способна к этому) всегда определяется условиями внешней по отношению к ней среды, т.е. той более крупной субстанцией, составляющим элементом которой она является. И то, что вариант развития любой субстанции (из всех возможных вариантов способных обеспечить её существование в условиях окружающей среды) определяется возможностями субстанций её составляющих, принципиально ничего не меняет. Этим определяется только выбор между развитием и гибелью, а в случае развития его конкретный вариант, но не сама направленность развития, суть которой в обеспечении устойчивости, самой возможности существования субстанции, в условиях внешней среды, т.е. в рамках более крупной субстанции, частью которой рассматриваемая субстанция является. При этом, развитие, в данном случае, подразумевает повышение устойчивости объекта в окружающей среде путём совершенствования его организации. В природе вообще, всё либо развивается, бесконечно усложняя структуры объектов, их организационные формы, как их идеальную сторону, либо распадается (гибнет).
Субстанции более высокого уровня всегда образуются из субстанций более низкого уровня, но именно из них, а не ими. В этот внешне небольшой акцент порой вкладывается большой философский смысл, когда речь заходит об обществе (частное, якобы, формирует общее). Реально же, субстанции всегда формируются стихийно в условиях (на основе законов) окружающей среды, т.е. среды субстанции более высокого уровня. Соответственно, и направленность развития частностей всегда определяется общим т.е. односторонне, а те изменения среды этого общего, которые обеспечиваются изменениями частностей (являются продуктом их изменений), являются не более чем условиями изменения общего, теми рамками, определяемые его сущностью, всей совокупностью его идеальных сторон, в которых оно только и может развиваться. Таким образом, любая новая субстанция рождается (формируется) в какой-то среде, т.е. внутри более крупной субстанции из тех составляющих, которые в ней имеются и по её законам. И всё формирование и последующее функционирование, на весь период существования новой субстанции, происходит в рамках этой более крупной субстанции и под действием её законов.
Поэтому, никакого формирования целого частностями нет. Это целое, развиваясь изменяет своё внутреннее содержание единственно доступным в каждых конкретных условиях методом, результатом чего являются и вновь создаваемые субстанции, и другие продукты (ещё более мелкие субстанции) образующиеся в процессе их создания и существования, включая и продукты жизнедеятельности этих вновь созданных субстанций. Частности же изменяются (если их сущность это позволяет) исключительно вынуждено, под условия, определяемые целым, или прекращают своё существование, если их сущность не может обеспечить их изменения необходимые для обеспечения возможности их существования в изменяющейся окружающей среде. А развитие, это всегда усложнение форм организации (идеального) субстанции в сторону повышения её устойчивости (жизнеспособности) в рамках окружающей её среды.