Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 117

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



ЗБАРАЖСКАЯ ТЕНЬ

Уходили князья, менялись короли. Неизменным оставалось внимание к центральной европейской территории – междуречью, Белой Руси.

Канцелярский работник из магнатского рода устраивал нового самодержца, сына шведского короля -  Сигизмунда III Вазу. Наступали времена с возвратом к прошлому. Легендарный варяжский период грозил повториться. Капитализм диктовал расширение взаимоторговых операций и наращивание способов доставки товаров. Центральная европейская область, какую представляла из себя Белая Русь, была выгодным «инструментом», чтобы строить дворцы и накапливать прибыль, используя потенциал междуречья: широкую водную сеть. Варяжский опыт в приложении к новым условиям, когда интенсивно развивалось судоходство, был весьма кстати.

Расторопный и образованный делопроизводитель, каким являлся Сапега, был из самозванной княжеской среды, но теперь это роли не играло. Княжеский период миновал. Самое главное заключалось в том, что он был неимоверно богат и верноподаннически служил обогащению. Сапеговские владения покрывали не только междуречье широкой оброчной сетью, но и другие важнейшие области, и становились подспорьем, чтобы связать север и юг единым, подконтрольным, маршрутом.

В историографии Лепельского края роль Льва Ивановича представлена как последовательно-объединительная: мол, он создал Новый Лепель. Но вклад его проистекал из прагматической цели – расширить свой земельный фонд, что согласовывалось с курсом на построение Речи Посполитой.

Выложив 1200 коп литовских грошей виленскому капитулу, он добавил бывшее хозяйство Кухарского к Белому, выигранному подляшскими воеводами в суде. Эра Белого закатилась, а вместе с ним – и период княжеского господства. Возник Лепль – новый, где «город, литовскими людьми поставленный», стал играть ведущую роль.

К сожалению, до сих пор нет достаточно четкой и ясной картины, как пролегла черта сапеговских владений. Самый первый, комиссарский декрет от 30 ноября 1551 года о раграничении, подразумевал две территории: «остров и сновну», лепельскую и белянскую.

Если предположить, что «остров» - это центральный «архипелаг» современного города, названный в обводе «Старым мястом», то «сновне» будет отвечать вся остальная часть. Даже, если под «островом» видеть некий другой приозерный участок, то весь окружной массив неизбежно превратится в «сновну».

Сапега не владел всей сушей в районе Лепельского озера! Это доказывает история Завидич. Завидичи – как округ, лежавший вне комиссарского разграничения. Он был частью восточного побережья и выделялся своеобразием – отличительными признаками, которые, возможно, сформировались под воздействием черсвятского «коридора».

Через озеро, на противоположной стороне, располагалось местечко, нареченное Старым Лепелем. Как оно называлось в старину, мы не знаем. Слово «старый» намекает на первородность, первооснову – что оттуда пошли «лепельцы», но так ли было на самом деле? Даже в словаре «всех времен и народов» - польском Словнике о нем ничего нет.

О Завидичах сказано яснее.

Основываясь на этапах перехода местечка от одних владельцев к другим, можно обратить внимание, что появление Сапег совпало с образованием нового государства и конечным жизненным циклом одного из ведущих титулованных особ Великого княжества Литовского - Збаражского. Князь Стефан (Степан) умер в 1585 году, а на следующий год «Лепль виленского капитула» достался представителю самозваного княжеского рода – подканцлеру Льву Ивановичу Сапеге.

Если согласиться с тем, что «Избарский», зафиксированный в грозновском описании – это Збаражский, то возникает вопрос: а где конкретно был княжеский участок, какой частью волости он распоряжался?

Можно было бы не ломать голову, а поставить точку: сказать, что ошиблись люди Грозного, выделяя князя в панской среде.

Но и последующая история – послегрозновская, необъяснимым образом возвращает в пору «Избарского», наделяя новых фигурантов ассоциациативным рядом. 

Судите сами: одним из владельцев Завидич назван Зборковский.

Словник отметил, что «Janowi Zborkowski» приобрел Завидичи в 1608 году, и на протяжении 35 лет его род владел местечком. По сравнению с Гущами, которые распоряжались частью берега целый век, этот срок – небольшой, но в нем есть отличительная черта.

Время Зборковских удивительно тем, что их годы совпали с преобразованиями на лепельском направлении. Менялся местный уклад. Следуя избранному курсу на союз с Короной, Лев Сапега, присоединив Белое к выкупленному Леплю, начал самоутверждаться: строить на обретенных землях духовную опору - церковную обитель.

Выстроив костел в южном секторе – пограничье с «боленскими панами», он обратил свой взор на восточный берег. Чтобы поддержать плебана и укрепить его хозяйство, он добавил костелу заречную территорию – лядненский полуостров, где развернулся церковный фольварк. Король Ваза 8 июня 1606 года утвердил принятое решение: хранитель великокняжеской печати действовал в русле политики, декретированной Речью Посполитой.

Северо-восточные Завидичи, откуда исходили православные ценности, теперь соприкасались с плебанской зоной. Там и обнаруживаются отмеченные Зборковские. Они объявились, чтобы поддержать плебана, составить тому общую кампанию или, наоборот - конкурировать с ним? 

Сказать однозначно – сложно, нет достоверных сведений. Словно герои изначальной мистерии под заглавием «Избарский», они продолжили таинственную историю, становясь некоей тенью князей Збаражских.

Два авторитетных энциклопедических словаря - Русский биографический и биографический Брокгауза и Ефрона, будто сговорившись, "неоспоримо" засвидетельствовали: род Збаражских угас. Случилось это в 1631 году. Последними Збаражскими называются Юрий и Криштоф, сыновья Януша - брацлавского воеводы (Брацлав-Подольский на Украине, часть Польского королевства).

А не поторопились ли официальные царские энциклопедисты «схоронить» летописный род? Если открыть современную Википедию, то обнаружим, что был также некто Владислав Збаражский, о котором мало что известно. А более значимым представляется факт, представленный в таком виде: «после смерти бездетного князя Юрия Збаражского (старшего сына воеводы брацлавского Януша, - авт.) большинство владений Збаражских перешли к родственным им князьям Вишневецким». Ясное дело, что и у тех, и у других были наследники.

У «Janowi Zborkowskogo» из Завидич преемниками названы Кшиштоф и Ян, и их имена «перекликаются» с именами последующих Збаражских. Загадочности добавляет еще одна туманность – в Словнике нет пояснений, как Зборковские расстались с Завидичами. Отмечено только, что в 1645 году обладателями стали сестры Гущи.

Белорусские ученые отметают факт участия Збаражских в распределении междуреченской собственности.

«Збаражские были подданными Короны и не могли иметь усадеб на территории, где не занимали должностного положения – урядов в Великом княжестве, - свидетельствует кандидат исторических наук Вячеслав Носевич. - А они их не занимали…» 

Вот так. Прямо мистика какая-то! Похожие, почти однокоренные фамилии: Избарский - Збаражский - Зборковский...

Если посмотреть на время расставания Зборковских с Завидичами, то это возрождение на лепельском побережье нового церковного уклада. Его прародителями стали виленские бернардинки.

Казалось бы, что тут такого! Но бернардинская история снова упирается в збаражский «след». Встречаются утверждения, что племянник Стефана (Степана) был поклонником бернардинского движения и заложил монастырь в Збараже.

На этом не заканчиваются мистические параллели. В окрестностях Збаража есть местечко Губин, а лепельское Губино знаменито тем, что тамошние капланы проводили мессы в лепельском костеле Святого Казимира.

И это еще не все. В поисках развернутых данных по истории родных мест я много «лазил» по страницам польского Словника, составленного варшавским ученым сообществом на рубеже XIX-XX веков. И обратил внимание на «Huszczanki» (Гущанки) - географический объект, близкий в смысловом значении к лепельскому Гущиному Прудку. 

Связи не уловил бы, пропустил, так как «Гущанки» - под Збаражем, в двух милях от него, а это далеко от Лепельщины. Чего не бывает! Но схожесть вдруг оформилась в загадочную картину, ибо собственником той веси назван все тот же наш «герой» - Стефан Збаражский! Причем, его имя, судя по всему, появилось после уточнения данных – в дополнительном томе. Сказано, что он владел Гущанками в 1583 году. Как тут не скажешь: князь не просто «мифический», а необыкновенно загадочный!

(Прдолжение следует).

На снимке: вензель, презентующий род Збаражских, и герб Лепеля (из интернета). Правда, сопоставимы?


04.06/21