Каким образом человечество технической эволюции может сосуществовать с Природой Земли? Для этого необходимы преобразования. Преобразования должно идти по двум направлениям. Во-первых, преобразование общественного строя всего человечества Земли, на основе содружества и взаимопомощи всех государств. Во-вторых, повышение духовности человечества, на основе объединения всех религий и учений. С чего начать? С воспитания, причём не только подрастающего поколения, но и всего человечества в целом.
Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:
(Стр. 87) «Социальное формирование молодёжи, тесно связанное с воспитанием и образованием, - исключительно многофакторный и сложный процесс. От его результатов во многом зависит прогресс цивилизации.
Основная доля ответственности за социальное формирование молодёжи ложится на школу и семью.
Социализация (лат. Socialis – общественный) – процесс становления личности, усвоение знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Если человек – это социально- биологическое существо, то для него обязательны жизнь, развитие, воспитание в обществе, чтобы в нём развивались истинно человеческие качества».
В чём же причина появления таких личностей как убийц, воров, обманщиков, взяточников, ведь всё воспитание направлено на создание положительных личностей? Причина в особенностях строения самого человека. В его Ложном Эго (Самости личности).
«В истории известны случаи, когда дети с рождения жили и воспитывались среди животных. В таких случаях в человеке оставалось только биологическое. Эти дети усваивали привычки животных, у них были не развиты способности к членораздельной речи, они сильно отставали в умственном развитии».
Хочу заметить, что эти дети отставали в умственном развитии, но они выжили и могли продолжать свою жизнь. То есть для жизни человека, как биологического вида, разумность не нужна.
Нужна гармоническая связь с природой. Что даёт разумность человеку? Машинную цивилизацию. Борьбу с природой.
«Даже после возвращения их в человеческое общество умственное развитие не приживалось. Человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, не станет полноценным человеком».
Почему? Существует определённый период формирования человеческого существа. В данном случае произошло формирование человеческого существа как животного.
«Безусловно, решающее значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет труд. Только занимаясь определённым видом труда, отвечающим склонностям и интересам самого человека и полезным обществу, человек может определить свою социальную значимость и раскрыть все грани своей личности».
То есть тот, кто не трудится, тот превращается в животное? Человеку машинной цивилизации приходится трудится, чтобы выжить, так как он утерял гармоническую связь с Природой, которая могла бы обеспечить его существование. Так ли это?
«Но изначальным звеном в становлении личности является семья. Именно здесь ребёнок впервые включается в общественную жизнь, усваивает её ценности, нормы поведения, способы мышления, язык».
А это значит, что воспитывать необходимо не только самих детей, но и семьи в которых они находятся. Как этого достигнуть?
«Путеводной нитью в понимании социализации личности может послужить только диалектический подход, многофакторный, синтезирующий анализ.
Современная школа должна выступать в новой роли, а именно – способствовать ходу позитивных общественных изменений, давая необходимый импульс социально-экономической эволюции общества и определяя сам настрой общественных изменений.
Если мы под социализацией понимаем процесс убеждения индивида, в особенности ребёнка, понять и принять обычаи, традиции, нормы и культуру общества, членом которого он является, и активно сотрудничать с этим обществом, то в данном случае индивид (ребёнок) и общество (социум) рассматриваем как объективную данность».
Общество и личность должны развиваться взаимно.
«Методологическая последовательность социализации молодёжи в школе более реалистична, так как процесс формирования индивида активно происходит именно в самом обществе, в котором человек родился, воспитывается, становиться личностью. При этом универсальная задача школы и семьи состоит в том, чтобы сформировать у вступающих в общество молодых людей чувство лояльности и преданности по отношению данному социуму как к определённой целостной системе социально-политических и экономических отношений».
А если сформировавшаяся личность не согласна с тем социальным строем, в котором она возникла, как поступать ей?
«Безусловно, личность в процессе социализации выступает активно действующим участником собственной социализации».
То есть возникает конфликт между личностью и обществом.
«Рассматривая все стороны социализации молодёжи через различные институты, в первую очередь такие, как семья и школа, можно выделить то общее, инвариантное, что влияет на этот процесс, так или иначе.
Прежде всего, можно выделить:
- возраст, место рождения и проживания, пол, особенности развития, уровень интеллекта, свойства личности;
- культуру, нацию, семью, школу;
- средства массовой информации: телевидение, радио, газеты и журналы, литературу;
- методы культурной передачи (трансляции): язык, принадлежность к социальной группе, ритуалы, законы, методы обучения и воспитания;
- устойчивые психологические характеристики морально-нравственное сознание, социальные достижения, политические убеждения, мировоззрение в целом. В определённой степени сюда можно отнести и инновации, то есть расширение границ и изменение содержания знаний, их адаптация к меняющейся жизни, а также социальное и личностное развитие людей.
Иными словами, социализация есть своего рода механизм научения и приобретения каждого нового поколения к таким ролям, которые называются Права, Роль, Обязанность. Это механизм действует таким образом, что личность понимает и принимает обращённые к ней общественные ценности. Молодёжь учиться быть продуктивным членом общества, а взрослые передают веками накопленные опыт, знания, культуру.
Не секрет, что причиной различных поведенческих проблем в школе и дома являются в основном отсутствие ценностей, поэтому устранения ценностного «вакуума» как перспектива формирования личности возможно посредством продуктивного расширения контакта учащихся с окружающим миром, развития их умений разрешать собственные проблемы ориентируясь на самостоятельно отобранную и обществом одобренную систему ценностей, гармонизирующую отношения молодых с социумом. В этом состоит одна из главных установок концепции социализации молодёжи, а центре внимания которой формирование коммуникативности личности как необходимое условие её социальной адаптации.
Причиной такого явления, как кризис общения, можно объяснить усилившимся индивидуализмом, равнодушием и отчуждением между людьми. Очевидными фактами проявления этого кризиса являются отчуждение молодых от своих родителей, скандальные формы молодёжной «субкультуры» и так далее. Поэтому не случаен поиск путей гармонизации, обновления морально-нравственных ориентиров и ценностей общества.
Человеческий фактор сегодня должен всесторонне изучаться как ведущий применительно к школьным реалиям, что получает своё отражение в идее социализации молодёжи. Учитель должен выбрать идею сотрудничества со своими учениками, чтобы получить эффективные результаты обучения молодёжи в школе. Личность, как и общество в целом, результат ролевого взаимодействия между людьми. Самосознание и ценностная сфера личности как бы зеркально отображают реализации на неё окружающих людей. Ведь не секрет, что в своём воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наши поступки, слова, отношения, и это определённым образом действует на каждого из нас.
Процесс установления контакта и связей ребёнка начинается с формирования значений, когда индивид замечает предмет, оценивает его, стремится понять действия других, направленные на предмет. Постепенно он начинает понимать слова, осознаёт значение слов, предполагать, как его слова и действия будут восприниматься окружающими. Социализация индивида играет важную роль в процессе превращения его в социальное существо, ибо только социальное существо способно отнестись к себе к объекту. На основе приобретаемого опыта взаимодействия с другими людьми индивид строит своё собственное поведение, которое активно проявляется в процессе школьной социализации. Современная педагогика продуктивно использует активное начало личности в коммуникативном процессе, формируя, интерпретируя, активно реагируя на действия и сигналы извне.
Коммуникативная компетентность – это способность к речевому общению и умению слушать. В качестве наиважнейших умений обеспечивающих коммуникативность индивида, можно выделить:
- умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них;
- внимательно слушать и активно обсуждать идеи;
- комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку;
- соглашаться или не соглашаться с собеседником, аргументировать свои высказывания к другим участникам общения.
Формирование коммуникативности молодёжи более благоприятно проходит в малой группе, характерной своей сплочённостью, где индивид может смело высказывать своё мнение. Сама обстановка малой группы заставляет индивида слушать и высказывать свои идеи, выражать критические замечания или, наоборот, одобрение. Именно в таких условиях создаются такие межличностные взаимоотношения, как чувство причастности, поддержки, внимания и заботы, а не враждебности и неприязни.
Наблюдения показывают, что групповые формы работы воздействуют чрезвычайно благоприятно на психологический климат в коллективе, повышают самооценку молодых. В таких группах индивид более внимателен, восприимчив к мнению других, чувствует себя свободно и уверенно, менее склонен к конфликтам, легче достигает взаимопонимания.
Такая творческая атмосфера позволяет выигрывать каждому, поскольку идеи одного участника становятся продолжением идей другого, и каждый чувствует свой вклад в конечный результат».