Истоки 7

Сергей Данилов-Ясинский
    При мне он рассказывал о нём (об "Александре Невском") молодым ребятам-речникам в конторе управления в 1955 году в Нескучном переулке в Саратове, куда мы часто приходили. Он там читал газеты, а я играл в маленькие игрушечные пароходики из катушек – мне было семь лет, и я собирался идти в первый класс. В шахматы он не любил играть, хотя и умел, а вот в шашки мы с ним часто играли. Но обычно игра заканчивалась тем, что я из-за проигрыша начинал играть в «чапаевцев», щелчками сбивая шашки деда с доски. Он хмурился, одевал очки и брался за газеты…

    Кстати, о судоремонтном заводе в саратовском Затоне. Мало, кто помнит и знает, что на этом заводе часто бывал ещё молодым инженером Владимир Григорьевич Шухов . Тот, кто спроектировал Останкинскую радиовещательную башню в Москве. Он был главным инженером в московской американской строительной конторе Александра Вениаминовича Бари  в конце XIX века. Я спрашивал деда, чей портрет висит в читальне? Дед неторопливо откладывал газету, загадочно поднимал глаза на портрет и, видимо, шутя, говорил: «Это наш американский БАРИН!».   
О пароходных компаниях я вспомнил не напрасно. Свою флотилию имела даже Рязано-уральская железная дорога. Крупные компании я упомянул выше, а поменьше были такие, как: пароходство «Лебедь», «Нептун», «Вулкан», «Польза». Саратовский Яхт-клуб располагался на берегу в пределах города Саратова со своей красивой пристанью.

    Это я к тому, что «23 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о национализации всего речного флота. Все судовые предприятия были объявлены собственностью государства». В Саратове национализация началась 3 февраля 1918 года.
 
     В «Истории Саратовского речного порта» я прочитал: «Саратовцы, ветераны Волги, очевидцы национализации вспоминают: капитан п/х (парохода) «Любезный» тов. Данилов В.И. (мой дед!) «Я, как капитан был в составе комиссии. Приехали в Золотовский затон (с. Золотое), где стояло несколько десятков единиц парового и непарового флота разных судовладельцев. Нами суда были национализированы. Судовладельцы всячески старались вредить проводимому мероприятию, мешали ремонтировать суда и готовить их к навигации. Нам, речникам, принявшим суда, пришлось организовать их вооружённую охрану. Силами рабочих, особенно машинных команд, организовали ремонт флота. К навигации 1918 года флот был подготовлен и отправлен в Саратов в распоряжение Транспортвода, начальником которого в этот период был военный моряк т. Симаков Н. И». Симаков Николай Иванович – родственник по линии бабушкиной сестры Ольги Никифоровны Куклевой.
Для того, чтобы было понятно, что происходило в стране и на Волге в то время, процитирую дальше «Историю Саратовского речного порта»: «С осени 1918 года работой флота стали руководить районные управления водным транспортом (Рупводы) с коллегиальной системой руководства. Было организовано Саратовское районное управление водного транспорта Волжского бассейна… До конца 1918 года было национализировано более 300! паровых и не паровых судов». Представьте себе, какое огромное количество транспорта ходило по Волге! Как экономически выгодно было использовать речное сообщение… И что сделали мы(?), уничтожив всё это, включая флот на подводных крыльях в 90 годы ХХ века! 

    И ещё цитата из «Истории Саратовского порта»: «…буксировку барж и другую рейдово-маневровую работу осуществлял барказ «Вуокса» постройки начала 90-х годов XIX века. Он (барказ) проработал на пристани более полувека и был списан только в 60-х годах XX века. Это судно было подлинной кузницей кадров судоводителей… Судном командовали заслуженные капитаны: Данилов В.И. (мой дед!), Тельнов Г.И., Новиков К.С., и другие. На барказе впервые было организовано коллективное питание, установлено радио, действительно работал кружок по ликвидации неграмотности…».

      Василий Игнатьевич ходил капитаном на судах: «Громобой», «Землячка», «Любезный», сухогруз «Опыт», «Волжская Коммуна», Баркас «Вуокса» – и это только то, что отмечено в «Истории саратовского порта». Кстати, там же отмечено, что «…если в 1913 году с пристаней Саратовского узла было отправлено хлеба в количестве 162 тысячи тонн, то в 1935 году из Саратова и Увека хлебных грузов отправлено водой только 22 тыс. тонн, т.е. 13,6% к 1913 году.» Это о голодных годах для нашей страны! А то Украина заявляет о «рукотворном» геноциде только на Украине – полное враньё! Голод испытывала вся страна! Переход от одной системы хозяйствования к другой сказался на всех отраслях в стране…

     Особенно голодными были именно тридцатые годы. Растить детей было очень трудно. Иногда спасали грузовые рейсы на баржах по перевозке зерна и сельхоз продукции. Как рассказывала бабушка, при «хлебных рейсах», когда с баржи после разгрузки уходила милиция, команда выметала трюмы «подчистую», собирая зёрнышки пшеницы вместе с пылью, а затем просеивали через сито, убирая пыль. Остатки пшеницы делили поровну и это была великая тайна! Но набиралось обычно не больше ведра-двух со всей баржи. Дед был таким принципиальным партийцем-коммунистом, что отказывался брать ему причитавшуюся долю и кто-либо из команды тайно приносили её бабушке домой.
(Продолжение следует)