Рождественские подарки

Ювеналий Крупеников
Ювеналий Крупеников ---- Рождественские подарки



 

Конечно, не всё здесь является вымыслом, и, тем не менее, любые совпадения – случайны. …. 

 
                1 
        На Рождество и Новый Год принято дарить подарки. И в этом году они -  были.
        Егор Резчиков проснулся на полчаса раньше, чем должен был встать по сигналу будильника, и сразу же понял, что в квартире пропало электричество. Экран электронных часов, стоящих на прикроватной тумбочке, не светился, был чёрен. Нащупав маленький фонарик, лежавший рядом с часами, Егор выскользнул из спальни [1].
        В прихожей, на блоке защиты ZUBR над электросчётчиком, не светились красным светом цифры, показывающие величину напряжения в электросети. Посмотрев в „глазок” входной двери, Егор увидел, что в подъезде темно, значит, без света остался весь дом.
        На листке отрывного календаря в кухне подтверждалось, что сегодня - 25 декабря, четверг, а крупные красные буквы складывались строгой строчкой: „Католiчне Рiздво” [2]. На нижнем краю листка синим фломастером было написано - „к  зубному”.
        Резчиков глянул на круглые настенные часы и решил, что жену Диану можно разбудить через полчаса: без четверти десять им уже нужно было выходить из дома, чтобы не опоздать к своему стоматологу. Диане вовсе не хотелось встречать наступающий Новый Год с зубом, на котором скололась пломба, приваренная всего лишь месяц тому назад.
        Чертыхаясь по поводу пропавшего электричества, Егор на полке рядом со счётчиком разыскал жестяную банку из-под импортной икры, в которой своего времени дожидались коробок со спичками и толстенная, как баклажан, стеариновая свеча. Жестянку он пристроил возле телефона и набрал номер аварийной службы, который удалось разыскать в потрёпанном блокноте.
        Номер ответил сразу же, и две последующие минуты Егор, чертыхаясь, терпеливо выслушивал длинное сообщение о том, какие справки по электроснабжению можно получить не только по городской телефонной сети, но и в сети мобильной связи, а также на соответствующем сайте в Сети интернет.

        - Да, вот только интернета-то нам и нехватало, чтобы узнавать, почему и куда пропал свет! - язвительно заметил Егор Резчиков. - Ну, и как тут не вспомнить, что такой уважаемый человек, как Михаил Ковальчук, член-корреспондент РАН, президент НИЦ „Курчатовский институт” вообще считает интернет „цифровым Гулагом”, причём, добровольным. Многие, наверно, ещё помнят анекдот, рассказанный им на Петербургском международном экономическом форуме, кажется, в мае 2018 год [3].
         Как он говорит: рубильник выключил, и всё - интернет исчез…[4]
В телефонной трубке записанное информационное сообщение, наконец-то, отзвучало, и последовало предложение нажать „одиницю”, если запрос касается отключения электричества.

        - Столько трепались, - рассердился Егор, - а того, что нужно, не сказали! Так надо, или нет, переводить телефон в тональный режим? На всякий случай нажму-ка я на кнопку „звёздочка”, а там посмотрим.

        Записанный голос в телефонной трубке теперь принялся перечислять, какие кнопки надо нажимать в зависимости от района города, и Егор поспешил нажать кнопку „три”. В трубке что-то щёлкнуло, и голос, словно звучащий за толстой дубовой дверью, плотно закрытой, сообщил, что в домах, на шести таких-то улицах, включая и ту, на которой жили Резчиковы, электричество отключено из-за аварии, которую планируется устранить к 14 часам.
        Это сообщение и порадовало, и огорчило Егора: конечно, неплохо, что разбираться будут со всем микрорайоном, а не только с их дряхлой подстанцией № 28/79 возле детского садика, питающей ещё пять ближайших „хрущёвок”. Но свет обещали подать только в два часа после обеда, а это значит, что авария - серьёзная.

        - Может быть, они там подсуетятся, ведь сегодня всё-таки праздник, хоть и католический! Вот и будет первый подарок на Рождество, - пробурчал Егор и пошёл будить жену.

2
        Перед уходом к стоматологу Егор Резчиков проверил, сколько у него в бумажнике денег, и к одинокой „сковороде”  прибавил ещё 2 тысячи гривен [5].
Да, всё в выбранной ими стоматологической фирме было хорошо: и квалифицированные врачи, и современное оборудование, и комфортное помещение, и обслуживание - вечером накануне обязательно звонят и напоминают, что завтра - на приём. А вот расплачиваться нужно только наличными, да ещё и расписываться в какой-то амбарной книге, никакие кредитные карточки тут не принимались. Вот и получалось, что иди-знай, на какую сумму тебе во рту наковыряют, насверлят и запломбируют в этот раз.
        Помнится, два года тому назад, тоже были большие хлопоты с оплатой лечения, которое в конституции объявлено бесплатным. Приболела тогда Диана, и подозревала у неё участковая врачиха воспаление лёгких. Попыталась Диана лечь в отделение терапии комплекса больницы для учёных, где они с Егором вот уже свыше сорока лет на учёте состояли, но не получилось - там мест не было: в больнице уже пятый месяц ремонт тянулся.
        Вот и пришлось искать решение на стороне. Тогда Диану, по совету врача „скорой помощи” известной медицинской фирмы „Михаил”, пришлось, из-за двухстороннего воспаления лёгких, положить в так называемый „Институт терапевтических проблем” [6].
        А там, оказывается, никакие кредитные карточки не принимались, и за каждый день лечения требовалось наличкой платить - аж четыре с половиной тысячи гривен [7].
        Правда, врач „скорой” предупредил, чтобы Диана захватила с собой такую сумму, но при этом скромно умолчал, что это будет платой только за один день. И когда по мобильнику Егор услышал от Дианы, что тех шести тысяч гривен, которые она захватила с собой, на всякий случай, ей хватит всего лишь на полтора дня лечения, он был в лёгком шоке.
        Ведь и сам Егор в тот  раз, как назло, свалился с тяжёлым бронхитом и, вопреки совету того же врача „скорой”, остался выздоравливать дома. Поэтому пришлось ему просить своего приятеля Виктора, бывшего одессита, отвезти Диане наличку для дальнейшего лечения, разменяв по дороге  в „институт” 600„ евро.

        - Наверно, кредитная карточка помогает, кому надо, определять действительные доходы фирмы, а её владельцам явно нет никакого  интереса их показывать: ведь им же всем охота побольше сэкономить на налогах, - решил Егор.

        Поскольку света не было, то уходя из дома на приём к стоматологу, Егор на  всякий случай выключил из сети холодильник и телевизор - а вдруг при включении подадут не то напряжение. Некоторый печальный опыт по этой части у него уже тоже был: однажды сосед на первом этаже что-то крупно коротнул в своей квартире и сжёг провод заземления на распределительном щитке в подъезде. Результатом этого стал перекос фаз на стояке, и перенапряжение на одной из них почти до 380 вольт.
        У Егора от этого погорели три лампочки и прикроватный будильник со встроенным радиоприёмником УКВ. Хорошо, что он тогда вовремя успел выдернуть из сети штепсельные вилки холодильника и телевизора, ведь на них не было механических выключателей. Пришлось после этого ЧП поставить на вводе в квартиру реле защиты ZUBR, но для полной гарантии, чтобы холодильник и телевизор „не дали дуба” при длительном перенапряжении, Резчиков всегда, когда пропадал свет, сразу же отключал их от электросети.

3
        Зима в этом декабре была гнусная, но тёплая. Снег, выпавший три дня назад, уже успел растаять, а южный ветер почти высушил тротуары. Недавний легендарный гололёд, напугавший одесских друзей Резчикова, уже исчез. А ведь ему даже был посвящён специальный ролик на YouTube, и тысячи пользователей увидели, как на Андреевском спуске школьница Мария, ставшая на минуточку чемпионом показа, чуть ли не 40 раз падает при попытке добраться домой; туда она, наконец-то, добралась только с помощью старшего брата.
        Народу в вагоне метро было немного, все были в масках и старались, насколько возможно, сидеть, выдерживая так называемую „социальную дистанцию”. Ехать Резчиковым было всего лишь одну остановку, поэтому Егор прислонился к стенке вагона, отделяющей пассажирский  салон от кабины машиниста.
        Подышав свежим воздухом у входа минут десять, пока не настало назначенное им время, Егор с Дианой вошли в цокольный этаж районной больницы, где частная стоматологическая фирма с комфортом разместилась в пяти арендуемых комнатах.
        Миниатюрная Валентина Михайловна, опытный врач-стоматолог, у которой  Резчиковы лечились уже лет десять, сделала им следующий рождественский подарок: преподнесла две медицинские маски голубоватого цвета.  А Егор, как обычно, рассказал ей очередной одесский анекдот, который обязательно припасал, когда сам появлялся здесь по мере необходимости:

        „Скажите, а к врачу - живая очередь? - Пока ещё да”.

        Затем, помня, что „доброе слово и кошке приятно”, Егор добавил:

        - Ну, у вас-то таких вопросов, слава Богу, не возникает, ваши девочки всегда напомнят, когда приходить, чтобы  без всякой очереди открыть тут рот пошире!

        Валентина Михайловна в течение получаса запломбировала скошенный зуб, взяла с Дианы лишь 420 гривен - только за использованный материал. Она, видимо, чувствовала себя немного виноватой: ведь месяц назад увлеклась поиском у своей пациентки зубов, поражённых кариесом за длительное время карантина, и сколотому зубу не уделила должного внимания.

        -   Так, теперь можно смело и Новый Год встречать! - порадовалась Диана, когда они  покинули цокольный этаж больницы. -  Да, этот годочек запомнится надолго!
        - Если ещё и будет, кому вспомнить об этом! – мрачно пошутил Егор.

        Выйдя из стоматологической клиники, Резчиковы заглянули было в соседнее здание, где размещалась районная поликлиника, но, к своему удивлению, узнали, что там сегодня, в четверг, не работают - праздник же, однако, хотя и не красный день календаря…

4
        Добравшись до своего подъезда, Резчиков приложил кругляшку брелка к щитку домофона, но тот не откликнулся, и Егор понял, что магнитный замок двери обесточен, электричества в доме пока ещё нет. Оно появилось за полчаса до обещанного срока, этаким маленьким подарком от аварийной бригады  ремонтников энергосети.
        Правда, напряжение было очень низким, всего лишь 180 вольт, вместо положенных 220. Тем не менее, для светодиодных ламп его хватало,  чтобы в комнатах было светло.
        Ноутбук и монитор тоже работали, жизнь в Сети интернета била ключом.
Какой-то нахрапистый „блохер” сокрушался, что почти все именитые артисты из-за длительного карантина и прочих ограничений буквально сидят голодными, у них, мол,  уже нет денег даже на хлеб [8].
        И нет никакой надежды, что им удастся „срубить бабла” на корпоративах каких-нибудь важных компаний и фирм.

        - То-то они все ринулись на телевидение - рекламировать  кто во что горазд. Раньше, - назвал Егор имя известного артиста из театра на Таганке, -  только он там возникал, всё за Почтобанк агитировал, а теперь и знаменитый потомственный кинорежиссёр себя в новом амплуа пробует, убеждая телезрителей, что с карточкою от Тинькова ни у кого нигде никаких проблем не будет…
        - Думаю, что та актриса, - откликнулась Диана, - которая краску для волос рекламирует, уже покрасовавшись на экране то блондинкой, то шатенкой, то брюнеткой, тоже не голодает!
        - Да вон даже вездесущий Андрей, - отметил Егор, -  в пляс пускается на какой-то рекламной развлекухе. Хорошо, что он хоть за соус „Махеевъ” не ухватился! Они не пропадут, недаром в одном стихотворении говорится:

У них апартаменты есть в Майями,
В Карибах, на Лазурном берегу,
Все здешними разжились паспортами,
Мол, как прищучат, - я сюда сбегу.

        Затем из интервью одного известного певца Егор узнал, что песня, оказывается, „это слова, которые положили на музыку. А вот современная песня, это когда положили и на слова, и на саму музыку”.
        Примелькавшийся на центральном телевидении и в Сети интернета бывший детский  врач из Харькова, рассуждая о росте заболеваний при второй волне пандемии, полагал, что ситуацию, сложившуюся с коронавирусом, лучше всего можно было бы описать фразой златоуста Черномырдина - „Никогда такого не было, и вот – опять!”.
        Пошарив в Сети интернет ещё минут двадцать, Резчиков наткнулся на сообщение, которое его насторожило: в нём говорилось, что Национальная комиссия - регулятор в области электроэнергетики и коммунальных услуг, на очередном заседании пересмотрела тарифы на производство тепловой энергии для потребителей на 2021 год и  повысила тарифы на тепло [9].

        - Так, значит, жди „сюрприза” под новогоднюю елку, -  понял Егор. - Вопрос только в том, на сколько же они нас обдерут в этот раз?

        Словно в подтверждение этой угрозы, погас свет. Егор бросился к телефону и стал названивать  на  аварийный номер, но там было упорно занято. Было ещё светло, поэтому они с Дианой продолжили заниматься своими делами, даже не зажигая свечку. Но вот уже начало смеркаться, а свет всё не зажигался.

        - А какие же дома на нашей улице тоже сидят в потёмках?  -  спросила Диана. - В той  9-этажке на углу свет есть, или нет?
        - Вроде бы тоже не должно быть, но, на всякий случай, я сейчас посмотрю, - ответил Егор.

        Он вышел на балкон, гляделся вокруг и неожиданно хмыкнул от удивления.
В угловой 9-этажке светилось несколько окон, и явно - не свечами. Но самое удивительное было то, что ярко светилось и кухонное окно в квартире над ними, Резчиковыми, да ещё и в кухне у соседей на том же этаже. Егор бросился в прихожую к счётчику, но красных цифр над ним не обнаружил. Он открыл дверь и выглянул на площадку - она была залита светом. Да, получалась самая поганая ситуация: электричество в дом подавалось, но что-то, наверно, было не так, наверно,  на общей электрощитовой. А вот ключ от неё был только у председательши, но до неё достучаться было труднее, чем минским оппозиционерам дозвониться до белорусского Бацьки.
        После стихийного собрания, проведенного перед домом прошлой осенью, где про её керування домом говорилось много неприятного, председательша сменила номер своего мобильника, перейдя из сети Vodafon в сеть Киевстар, и Егор его не знал. А при звонке на городской телефон председательши, подключался автоответчик, он вежливо предлагал оставить сообщение после соответствующего звукового сигнала.
        Резчиков решил посмотреть, какие квартиры в его подъезде сидят без света и спустился на первый этаж, чтобы выйти на улицу. К его большому удивлению, дверь в подъезд не была закрыта, магнитный замок был обесточен, то же самое было и в соседнем подъезде.
 
        - Так, ещё один рождественский „подарок”! - чертыхнулся Егор. - Получается, что пропала фаза, и где же её теперь прикажите искать? К кому обращаться? Ну, что за невезуха! Посадить нашу квартиру на фазу, на которой ещё висят замки всех четырёх подъездов нашего дома!
 
        Он поднялся на свой этаж, открыл распределительный щит, внимательно осмотрел клеммы и силовые провода, отходящие от них к четырём квартирам, и задумался: а какой же провод идёт к его квартире? Значит, надо тащить стремянку, тестер и начинать разбираться, а на какую фазу лучше всего переключиться? Или лучше всё-таки подождать? Может, всё-таки удастся ему дозвониться до аварийной службы?

        - Да, дело ясное, что дело тёмное! И не будем делать резких движений! - решил Егор после некоторого раздумья. - Если наша квартира сидит на той фазе, которая питает магнитные замки входных дверей всех подъездов, да ещё и видеорегистратор председательши, висящий на нашем подъезде, то искать эту фазу и разбираться с ней - уже не моя проблема, а проблема нашего ОСББ [10]. Так что пусть уже наша председательша дёргается по этому поводу.
 
        Он открыл двери своей квартиры, и пользуясь тем, что светодиодная лампа, висящая над дверью соседней квартиры, освещает и его прихожую, нашёл заветную жестянку с толстенной свечкой и коробком спичек, зажёг свечку.
        Не успел он антисептиком продезинфицировать свои  руки, как в прихожей вспыхнул свет, а красные цифры над счётчиком показали вполне нормальное напряжение, что-то около 210 вольт.

        - Ну, будем  надеяться, что на  сегодня - это последний „подарок”! – вздохнул Егор и включил ноутбук. - На Новый Год крайне желательно таких „подарков” не получать!  Как говорится в одном одесском  анекдоте:
 
        „Ой, Изя, как я рад, шо я Вас так давно не видел!”.
Теперь, наконец, можно было опять окунуться туда, где безраздельно господствовал Интернет.
 
        Через четверть часа в cети Итернет Резчиков узнал, что Кабмин планирует уже с первого января нового года поднять цены на электроэнергию до 1,68 грн за киловатт, а льготный тариф на первые 100 киловатт отменить [11].
        И вроде бы такой тариф будет действовать до 31 марта текущего года.

        Да, и какие же это праздники, без подарков?

Примечания
[1]  Персонаж романа  автора  - „Крушение, или 45/52” (Части 1-4).
[2]  Католическое Рождество (укр.)
[3]  Вот этот знаменитый анекдот для тех, „кто не в  курсе”:
    -  Я знаю ВСЁ! - сказала Википедия. - Во мне ВСЁ можно найти! - похвастался
        Googlе.
   - –А я самый Главный в мире! – гордо заявил Intеrnеt.   
   -  Ну, ну… - тихо промолвило Электричество.
[4] https://aif.ru/society/opinion/mihail_kovalchuk
[5] Купюра номиналом 500 гривен, на которой размещён портрет Григория Сковороды,
     странствующего украинского философа, поэта, баснописца и педагога ХVIII-го
     века.
[6]  Названия фирмы и института изменены.
[7]   Около 140 евро.
[8]   Ироническое название надоевшего блоггера.
[9]   Полный текст см. на -  https://biz.censor.net/n3238915.
[10] ОСББ - Об'єднання співвласників багатоквартирного будинку (Объединение совладельцев многоквартирного дома) (укр.)
[11] Льготный тариф – по  0,9 грн/кВт на первые 100 кВт/