Ромео и Джульетта в тени ёжиков

Виктор Комосов
"Ромео и Джульетта в тени ёжиков"

(Рецензия на рассказ писательницы Тулпар Немшан "Ежики. Южный Урал")

С любовью к природе написан этот рассказ. Его строки щедро пропитаны эмоциональным зарядом. Природа за околицей камней бездушного города с детства стала для автора вторым домом, для описания которого Тулпар нашла качественное художественное слово, всплывшее из глубины её сердца.

Мне особенно тут приглянулась душевная зарисовка о двух зверьках. Общеизвестно об образцовой прочности верных супружеских пар: гусей, лебедей, волков,... Про ёжиков впервые читаю подобную информацию. Семейная пара ежей продемонстрировала трогательный образчик супружеского поведения, беззаветной преданности и взаимовыручки, некоторым людям в назидание и для достойного примера.

Об этом случае полноценный роман можно написать. Как ёж не бросил в беде свою обожжённую ежиху и всю зиму согревал её своим теплом и бережно прикрывал колючками личной шубки, защищая от врагов. Хотя, природой такому зверьку предписано в страшные моменты сторонних атак сворачиваться клубком, уходя в глухую защиту для своего спасения. А тут такой образчик ёж-супруг продемонстрировал, перешагнув через свой страх маленького зверька. Куда там знаменитым Ромео и Джульеттам до них! Это высказывание подкреплю здесь цитатой из моего рассказа "Италия. Верона – древний символ любви" (http://proza.ru/2018/10/24/515):

"...чувство их не подверглось серьёзной проверке безжалостным временем и монотонным повседневным семейным бытом. Знаменитые итальянцы, созданные гениальным воображением Шекспира, сгорели в состоянии аффекта сильного первого периода чувства любви, показав всему миру пример высоких отношений...". Но, иди, знай, в реальности хватило бы силы любви в сердце Ромео также беззаветно отдавать тепло своего тела, в течение всей зимней стужи*.


А вот сама Тулпар, как глашатай и непосредственный участник тех событий, меня немного удивила и озадачила. Мы с ней никогда лично не встречались. Об этом человеке могу судить только по качеству жизни эмоциональной энергии в её литературном слове. Ещё визуальным подспорьем мне служит фото, опубликованное на её титульной странице автора. Там я, прежде всего, обратил своё внимание на замечательные руки девушки, которыми она гладит своего верного пса. В этих ладонях столько тепла, нежности и ласки женской излучается, что непонятно было читать такие немного высушенные строки автора: ".... Расставаться с ежами не хотелось, и детская душа за них болела: "Бедняжки не могли полноценно защищаться от врагов. Да и в лесу - холодно, нечем питаться... - выживут ли?"; ....Без слез, возражений и слов я поместила клубки в авоську.....; ...Плакать от жалости к ежам, от поступившего ощущения одиночества, беззащитности в мире холода, я не стала. Слезы ослабляли руки и ноги, они пеленой закрывали глаза и делали уязвимой перед людьми и скалами....". 

По моему мнению, такие строки больше присущи были бы стойкому воину-мужчине, но они родились в сердце хрупкой девушки, которой сама природа предназначила купаться в море эмоций и чувств, выплёскивающихся, в том числе, и в виде слёз - это естественный процесс для представительницы, так называемого слабого пола. В силе эмоций созидательно заложена мощная жизненная энергия Женщины.

Словом, на мой читательский взгляд, в этом замечательном повествовании слёз недостача (улыбаюсь с привкусом лёгкой досады) - это первое замечание. Второе - все мы в детстве зависим от родителей и вынуждены расти по их правилам. Правда, сюда ещё и влияние улицы да персональной судьбы примешивается, но это тема для отдельных костровых посиделок будет. Мне показалась непонятной детская безропотная покорность такого сильного духом человека, как Тулпар. Родители сказали - она беспрекословно выполнила их жёсткое требование - отдала на волю случая два, настрдавшихся комочка лесной жизни, безропотно доверившихся воле человека.

Послушание ребёнка - это похвальные отношения в семье, но в данном случае могли быть варианты. Одним из таковых, я не считаю известный способ детей добиваться своего при посещении магазина игрушек, где достаточно упасть на пол, истерично заголосить, начать топать ногами и монотонно канючить: "Купи-и! Купи-и!". Меня бы больше устроил вариант временного обустройства этой славной парочки ежей в том же подполе или ещё где. Но то что сделано, то сделано. Глупо "после драки махать кулаками". Хотя, может эти эмоциональные строки рецензии сгодятся другим добрым молодцам и девицам на ус/косу намотать созидательные мысли.


*также беззаветно отдавать тепло своего тела, в течение всей зимней стужи:

Кстати, и в наши дни есть такие достойные современники. Очень яркий пример, жёстко проверенный временем - реальная Джульетта в лице стойкой Ирины Кайдаловой (земной ей поклон за пламенное сердце настоящей Женщины). Думаю, что её мужу очень далеко до Ромео. Хотя, в цепких объятиях недуга этот человек сейчас многое переосмыслил в своей жизни и настойчиво продолжает это делать. В таких случаях говорят: "Лучше поздно, чем никогда". А славная Ирина достойно живёт по принципу: «Делай что должно, и будь что будет!».

И ещё, мне не известны религиозные предпочтения этой Женщины, но мне кажется, что ей подошёл бы принцип жизненной позиции и направления пути, озвученный героем романа Фенимора Купера. Процитирую строки из своей зарисовки "Ночной костёр в лесу" (http://proza.ru/2017/04/09/428):

"..... Фенимор Купер хорошо об этом сказал устами Зверобоя, которого спросили: «Ты белый человек – не дикарь. Почему же ты не ходишь в церковь?». А он на это ответил: «А зачем? Мне не нужны посредники. Лес – моя церковь. Тут среди деревьев, возле звонкого ручья я нахожусь наедине со своей совестью. Перед ней и держу ответ» (прим. авт. - цитирую по памяти, поэтому приношу извинение за возможные неточности)......".