Деревья и люди

Дина Иванова 2
Деревья и люди
--
Первая летняя прогулка по парку стала необычайно интересной...
Мы с приятелем пошли на стук «дровосеков», так иронически люди окрестили работников «Зеленхоза».
Рабочие подстригали кусты, спиливали старые деревья.

У спиленного тополя собралось человек пять.
Дама в замысловатой шляпке с видевшей виды накидкой, мягко обратилась к девушке:
   - Начинай, дорогая, грустно. Пусть поэзия ведёт нас  в далёкое прекрасное.

Девушка робко начала читать стих:
   - Сады молчат. Унылыми глазами
с унынием в душе гляжу вокруг.
Последний лист разметан под ногами. Последний лучезарный день потух. Лишь ты один над мертвыми степями таишь, мой тополь, смертный свой недуг…

Приятель приостановился
   - Это Фет. Давай подойдём.
Мы подошли ближе.
Дама, заметив наш интерес, пригласила присоединиться.
   - Спасибо, - приветливо поприветствовали мы собравшихся.
Дама прояснила ситуацию.
   - Вот собрались с друзьями попрощаться с нашим другом – старым тополем. У нас у всех по древесному гороскопу друидов тополь наше дерево.  Мы всегда собирались здесь в первые дни лета почитать стихи, вспомнить образ дерева у многих именитых писателей.
Её поддержал седовласый мужчина преклонных лет.
   - Гороскоп гороскопом, - улыбнулся он, - но то, что вырубают тополя большая ошибка. Биолог я по профессии. В лучшие времена нам удалось добиться, что более трети деревьев в городе были тополя. Ошибочна молва толпы. Дерево, обруганное аллергиками, дано нам во спасение. Это такой эффективный  природный очиститель и увлажнитель воздуха. Одно  дерево выделяет в воздух наших городов бешеное количество кислорода. Да, его пух во время цветения неприятен. Но цветение-то длится около двух недель. Это не может заслонить его пользы и безжалостно истреблять.
   - Я с вами полностью согласен. Сам аллергик. Научился защищаться, - приятель активно включается  в общение. - Тополь и моё дерево, - смеётся, – как только узнал философию друидов: – «Тополь невозможно согнуть под тяжелыми жизненными обстоятельствами. Они стойко и с достоинством переносят невзгоды…», - точно моё. С юности люблю  и, мне кажется, понимаю, почему поэты и писатели столь часто описывали и описывают образ тополя.

Биолог протянул приятелю руку;
   - Приятно познакомиться. Наш человек.

Так мы были приняты в эту интересную компанию.
Они делились своими познаниями об этом удивительном дереве.
   - А мы, - включается в разговор милая дама средних лет,- чья работа была так или иначе связана с врачеванием, изучали лечебные свойства тополя. Многим известно, что в старину люди обожествляли эти свойства тополя.  Они верили и считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю.  К дереву приходили  пожаловаться, если плохо на душе.  По себе знаю, что постоишь в обнимку со своим  деревом и растворяется  печаль.

Девушка, которая читала стихи, оживилась.
   - А какие красивые легенды  о тополе нам рассказывали учителя. Больше всего мне запомнилась легенда о тополе-рыцаре.
   - Расскажи нам,-  попросила её дама.
Девушка вновь смутилась, но так искренне,  взволнованно пересказала легенду:
   -  Жил на свете благородный и смелый рыцарь. - Большую часть своей жизни он проводил в походах и на рыцарских турнирах. Дамой его сердца была прекрасная Фея, которая преданно ждала своего рыцаря в замке. Она мечтала о том, что рыцарь устанет сражаться и останется с ней на всю жизнь. Но её рыцарь, не зная поражений, продолжал наступать и отражать схватки врагов. Ни разу в своей жизни не потерпел он поражения. Но однажды меч предателя ударил его в спину и упал рыцарь на землю, обливаясь кровью. Погибая, он успел произнести имя возлюбленной.  Она поспешила к нему, но опоздала. Спасти его не смогла. И превратила фея его в тополь, который стал расти возле стен её замка. Как слова любви   шелестели под её окнами  листочки тополя…
Все зааплодировали девушке, окончательно смутив её.

Приятель заметил, мою некую неловкость молчаливого присутствия, ловко  вводит меня в разговор.
   - Мы, он указал на меня, учась в Москве, в аспирантские годы, частенько собирались у дома  М. Цветаевой.  Сейчас там музейный комплекс. Того дома нет, но сохранились многолетние два тополя. Есть у неё строки о них. Вспомни, -  обратился он ко мне, - ты много раз нам их читала в те годы.
Я почувствовала, что надо вспомнить, компания тёплым взглядом приглашала, да и стихи те мне были дороги.
…Два дерева хотят друг к другу.
Два дерева. Напротив дом мой.
Деревья старые. Дом старый.
Я молода, а то б, пожалуй,
Чужих деревьев не жалела…
Вытянулось, - смотреть жестоко,
Как тянется - к тому, другому,
Что старше, стойче и - кто знает? -
Еще несчастнее, быть может…

Заслужила одобрительные аплодисменты и объятия девушки.

Начал накрапывать дождик. Мы обменялись телефонами и стали расходиться.

   - Как же нам сегодня с тобой повезло. Давненько моя душа так не ликовала, - приятель приобнял меня.
   - А ты меня просто поразил своими познаниями о тополе. Интересно, какое моё дерево?
   - По гороскопу друидов твоё дерево каштан. И если мне не изменяет память, каштан они связывали с очень важными жизненными принципами, - и серьёзно добавил, - это  справедливость, искренность. Точно, твое дерево...
   - Как интересно они подмечали в каждом дереве благородство и стойкость, - улыбнулась я.
   - Знаешь, - увлечённо продолжал мой спутник, - меня подкупает в этих оценках то, что  древние философы были уверены  деревья  живые и умные создания. Многие из них живут  значительно дольше людей, накапливая  опыт стойко противостоять разрушительным силам.
   - Убедил. Нам  следует учиться у своих древесных братьев стойкости. А вот за каштаны мне обидно и грустно. Какие они сейчас красавцы. А к концу лета пожухнут. Их листья пожирает какая-то моль. Вот ведь как: - «в этой жизни счастья мало так бывает…».
  - Да, это так. Но какой счастливый день у нас с тобой сегодня. Одна прогулка, а столько летнего тепла.

Мы шли, не замечая дождя, держались с другом юности за руки и напевали… «я так хочу, чтобы лето не кончалось…».