Совершенно секретно! Дело лётчиков. 14

Вячеслав Полежаев
Глава 14. 1941.

- Товарищ подполковник, подполковник Сафонов просит принять его.
- Так чего ж ты его на пороге держишь? Приглашай!
В кабинет вошёл подтянутый командир смешанного авиаполка:
- Ну и порядки ты тут навёл! К тебе попасть – как в Генеральный штаб!
- Приветствую тебя, Борис Феоктистович! Отправлю на передовую такого служаку!
- Время от времени нужно менять кабинетчиков, это факт. Какими бы они хорошими ни были. Иначе сам таким можешь стать.
- Это точное замечание. Чаю?
- Нет, спасибо. Я тут тебе пополнение привёз. Очень просится на истребитель, и непременно к тебе в полк.
- Давай посмотрим на него.
Сафонов выглянул за дверь и сказал:
- Заходи уже.
В кабинет вошёл и отдал честь мой старый друг, с которым мы начинали работу в пилотажной группе.
- Ну, здравствуй, Витя! Как поживаешь?
- Нормально, товарищ подполковник.
- А что случилось на самом деле?
Цан Виктор Адольфович как-то сразу сник.
- Вячеслав Валерьевич, всё дело в моей фамилии и отчестве.
Я улыбнулся ему:
- Витя, ведь ты же боевой лётчик! А с бюрократами справиться не можешь?
- Бюрократы – это ещё полбеды. Гораздо труднее справиться с особистами разных рангов. Эти пытаются засадить меня сразу и надолго.
- Понятно. А сейчас ты чего хочешь?
- Возьмите меня к себе, Вячеслав Валерьевич!
- Вить, так ты же давно не летал на «Яках». Отвык уже.
- Это как езда на велосипеде. Стоит один раз научиться, потом уже руки и ноги сами тебя ведут.
Я призадумался. Если оставить его там, то особисты его «съедят», а он – классный лётчик. И забрать его – может обидеться Сафонов.
- Борис Феоктистович, не обидишься, если я его у тебя заберу?
Сафонов улыбнулся:
- Если это его спасёт от нападок – только рад буду.
- Тогда так и решим. Я оставляю его у себя, а ты сделай документы на перевод. Доволен, Витя?
Витя сиял как новый рубль:
- Очень доволен, товарищ подполковник! Разрешите идти?
- Подожди в приёмной, поговорить надо.
- Есть подождать в приёмной!
Развернувшись «кругом», он вышел из кабинета.
- А теперь давай выкладывай, основное ты не сказал.
- Основное – это на самом деле жалко Цана. Каждый день приезжали всякие комиссии, требовали отстранить его от полётов, копали на разные манеры, достали уже.
- А ещё что у тебя есть?
- Ты с подводниками знаком какими-нибудь?
- Нет, а что? Должен был знать кого-то?
- Видимо, должен был. У одного из них, а точнее у капитан-лейтенанта Щербакова, есть письмо для тебя от некоей Нины Васильевны.
От такой новости я обомлел, потерял дар речи и способность двигаться. А Сафонов продолжал:
- Это совершенно секретная информация, о ней знает сам Щербаков, его командир, я и ты. Так тебе знакома эта Нина Васильевна?
- Это моя жена. Она осталась в две тысячи сорок первом году. Как она смогла передать письмо на сто лет назад?
- Хм-м. Если б я тебя не знал, то подумал бы, что ты сумасшедший. Тебе есть на кого оставить полк?
- Конечно, есть. Подполковник Дементьев справится.
Я взял трубку телефона:
- Дежурный, подполковника Дементьева ко мне, срочно!
Пока пришёл Сергей, я уже отошёл от первого шока. Увидев в кабинете Сафонова, Сергей начал докладывать:
- Товарищ подполковник, подполковник…
Я махнул на него рукой:
- Вот что, Сергей. Пока меня не будет, остаёшься командовать полком.
- Что случилось, Вячеслав Валерьевич? Вы надолго?
- Я не знаю, на сколько меня задержат дела. Может быть дня три…
Не успел я договорить, как в кабинет вошёл генерал-майор Кузнецов в сопровождении двух командиров в военно-морской форме.
- Смирно! Товарищ генерал!
- Вольно, Полежаев. Как у вас тут дела?
- Идут ремонтные работы после освобождения пленников, товарищ генерал.
- Понятно. Знакомьтесь: контр-адмирал Устинов. У него есть задание для вас обоих, товарищи командиры.
- Здравия желаю, товарищ адмирал! Подполковник Полежаев.
- Здравия желаю, товарищ адмирал! Подполковник Сафонов.
- Здравия желаю, товарищ адмирал! Подполковник Дементьев.
- Здравствуйте, товарищи командиры. Прежде чем говорить о задании, я хочу представить вам капитан-лейтенанта Щербакова Бориса Олеговича.
Я во все глаза смотрел на капитан-лейтенанта. Он улыбался дорой улыбкой, а потом заговорил:
- Товарищ адмирал, разрешите обратиться к подполковнику Полежаеву?
Устинов несколько удивился, но сказал:
- Обращайтесь.
- Товарищ подполковник, в одном из походов, который я совершил совсем недавно, я встретил Полежаеву Нину Васильевну. Кем она Вам приходится?
Я уже знал, о чём пойдёт речь, а Дементьев был в полном шоке.
- Это моя жена.
- Правильно. Я имею честь передать Вам письмо от названной особы.
Он полез во внутренний карман кителя, вынул конверт, и передал его мне. Наши командиры смотрели на нас с некоторым недоумением. На конверте было написано два слова почерком моей любимой. Пересилив себя, я убрал письмо в карман.
- Спасибо огромное, товарищ капитан-лейтенант.
- Ну, что, все дела утрясли? Можем приступать?
- Так точно, товарищ адмирал!
- Тогда прошу к карте. Вот здесь, на входе в Печенгский залив, на берегах немцы с норвежцами начали строительство береговых батарей. На каком уровне идёт строительство мы пока не знаем, но в дальнейшем это может принести очень большие проблемы. Наша подводная лодка смогла проникнуть вглубь залива почти до Лиинахамаре, но дальше её засекли, и им пришлось прятаться и уходить. Известно, что на батареи устанавливают зенитные пушки калибра восемьдесят восемь миллиметров. Такие пушки могут вести огонь как по воздушным, так и по наземным и морским целям. Перед вами стоит задача: уничтожить батарею с воздуха. Задача ясна?
- Так точно, товарищ адмирал.
- Ну, что ж, выполняйте.

- Слав, прочитай ещё раз! Пожалуйста!
- Сергей, ты уже его наизусть выучил!
- Ну и что! Знаешь, как оно душу греет!
- Знаю, Серёжа, знаю! Когда Сафонов сказал мне про него, я думал, что он пошутил, а потом понял, что это не шутка. Такую шутку никто бы не смог придумать.
- Я не ожидал, что такое возможно вообще! Застрять в ста годах от родного дома, от любимой жены…
- Нам есть к чему стремиться!
- Только это стремление пока не приносит никакого успеха.
- Успех будет, Сергей! Я тебе гарантирую, что он будет!
- Мне теперь терпения не хватает!
- Крепись, друг мой! Теперь нужно, чтобы мы с тобой были спокойными и упрямыми. Тогда у нас всё получится!
- Надо как-то сообщить всем нашим о письме.
- Надо. Только после этого боя.
- Надо придумать как это сделать. У нас есть несколько часов, чтобы они написали свои письма родственникам.
- Правильно! Мы передадим их в архив, а родственники их получат в наше время.