Страницы из дневника 2016-2017

Лилия Юсупова
«Я НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ»

    Встретила бывшую коллегу, которую не видела 10 лет – с тех пор как та вышла пенсию. На вопрос о жизни она, вздохнув, ответила: «Всё изменилось. Я ничего в этой жизни не понимаю». И я вспомнила маму, которая пользуется кнопочным телефоном, не пишет и не читает СМС-ки, расплачивается в магазинах не пластиковой картой, а деньгами, до сих пор не научилась пользоваться электронной почтой.  Однако компьютер всё-таки освоила, потому что набирает на нем свои книги и периодически общается с нами по скайпу.
    Старость – это не только морщины и ухудшение здоровья. Старость – это снижение способности к обучению. Жизнь убегает стремительно вперед, а пожилые люди не в силах за ней угнаться…
                02.01.2016.               
 
НОВАЯ ЭПОХА

    Когда 16 лет назад население планеты встречало 2000 год, все были в эйфории: не каждому человеку удается встретить не только начало нового века, но и начало тысячелетия! Между тем это событие означало действительную смену эпох: наступил век цифровизации и тысячелетие искусственного интеллекта. Мы еще не поняли, что постепенно искусственный интеллект начнет вытеснять из всех областей естественный интеллект, то есть нас с вами. А сегодняшние сотовые телефоны, компьютер, интернет, так легко вошедшие в эти годы нашу жизнь, через 100 лет покажутся детскими игрушками.
                03.01.2016.

ЦИФРОВЫЕ ДЕВОЧКИ, ЦИФРОВЫЕ МАЛЬЧИКИ…

    Впервые за 2000 лет начал меняться и сам человек. Раньше люди мыслили линейно, последовательно обрабатывая информацию за информацией, связав все сведения  логически. Сознание современных школьников работает совсем в другом, веерном режиме: ученик может выполнять домашнее задание по математике, но при этом слушать музыку в наушниках, советоваться с друзьями по телефону, просматривать соцсети, делая комментарии, то есть заниматься одновременно несколькими делами, выхватывая из потока информации только самые яркие отрывки.
Философ Ф.И. Гиренок назвал такое мышление клиповым (от английского «clip» – фрагмент, отрывок). Какие отрывки мы запоминаем быстрее всего? Яркие картинки, которые нас удивляют неординарностью. Так формируется представление о мире – из визуальных картинок, слагающихся в пеструю мозаику. Логическая связь между этими отрывками зачастую отсутствует, поэтому не создается целостного представления о мире, так как нет анализа этих фрагментов, ведь для анализа нужно время. Словом, клиповое мышление – это умение думать быстро и запоминать не анализируя.
    Добавлю от себя, без ссылок на философов и психологов. Так как цифровое поколение живет больше в виртуальном мире, в реальном мире оно эмоционально беднее своих предшественников: 

Цифровые девочки, цифровые мальчики –
По экрану бегают маленькие пальчики.

Цифровые радости, цифровые горести:
В виртуале пишутся их земные повести.

Никами завешаны образы и личности
Для созданья имиджа в цифровой двоичности.

Отвлекитесь, жители цифровой обители,
Мальчики и девочки, лайкните родителей!   
                04.01.2016.               

ХОКИНГ ПРОРОЧИТ

    Умнейший человек нашего времени Стивен Хокинг уверен, что в ближайшие 100 компьютеры по уровню интеллекта обгонят людей. Ученый выступает за искусственный интеллект, но предупреждает, что его создание может стать последним из наших достижений, если сверхразум выйдет из-под контроля человека.
    Кроме того, Хокинг говорит еще об одной опасности: в эпоху генной инженерии, которая уже наступила, могут быть созданы вирусы, которые будут способны уничтожить целые популяции.
    Нам кажутся такие перспективы далекими, но самом деле они, к сожалению, реальны, особенно создание искусственных вирусов.
                06.01.2016.               
   
МАШИНЕ ДО ПУШКИНА ДАЛЕКО

    Многие программисты пытались обучить компьютер написанию стихов. Появился даже электронный Пушкин. Его создатель Сергей Тетерин обучил свое детище правилам рифмования, поэтическому ритму и вложил в память машины лучшие образцы поэзии Есенина, Мандельштама, Вертинского. Однако Кибер-Пушкин остался только Кибером, выдавая такие образцы «поэтического» творчества:

Скрытый ветер несёт крышей сохнущей память,
Взаперти хамской вони скончалась она.
Дребезжащим омлетом прикрой ягодицу,
Милый смажет тебя, если сдвинет тяжелую муть.

***
Краснощёкий кучер, подбоченясь,
Срезал курящих вилок за долги.
Потуги слёзные вонзая в крике,
Сочились роскошью мозги.

    Ну что сказать? «Долги-мозги» неплохая рифма. Но у меня от «дребезжащего омлета и тяжелой мути» этой стихомассы «мозги засочились» не роскошью, а торжеством: машине до Пушкина не добраться! 
                07.01.2016.               

ПАМЯТНИК ЛЬВУ ГУМИЛЕВУ

    В Республике Алтай открыли памятник Льву Николаевичу Гумилеву. В России только 2 памятника, посвященные этому ученому – в Казани (он был открыт в 2005 году в центре города) и теперь – в Горно-Алтайске. Я когда-то смотрела документальный фильм про Л.Н. Гумилева, и меня восхитили его эрудиция и широта мышления: он свободно говорил на нескольких языках, великолепно знал историю, был прекрасным оратором, свободно оперировал фактами и датами разных эпох. Кроме того, он, сын двух великих поэтов, тонко чувствовал слово, знал стихи, мастерски читал их наизусть (не только на русском языке), профессионально занимался поэтическими переводами. Лев Николаевич был Личностью, одним из тех людей, которые способны менять мировоззрение окружающих и вдохновлять их на подвиги своим примером. Для подобных людей Лев Гумилев ввел слово "пассионарий" от латинского passio – страсть, темперамент, одержимость. У этого слова есть еще одно значение – мученичество. Пассионарий – человек, который за свою высокую идею может принять страдания и смерть. Биография Гумилева – биография истинного пассионария. 
                15.09.2016.               

ЛЕВ ГУМИЛЕВ И ТЮРКИ

    Горный Алтай Лев Николаевич знал не по книгам: он принимал участие в раскопках курганов в Улаганском районе в 1948 году, и эти полевые исследования отразились затем в его научных трудах. До Гумилева тюркские народы считались жестокими и невежественными. Лев Николаевич показал, что они были носителями своеобразной культуры, которая внесла свой вклад в мировую историю и обогатила ее. Не случайно на памятнике в Казани выбита надпись: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы».
                16.09.2016.               

ЛЕВ ГУМИЛЕВ И ПОЭЗИЯ

    На фотографиях Льва Николаевича Гумилева без труда угадываются черты его знаменитых родителей: Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Сын двух поэтов, конечно, знал и любил поэзию. И сам писал стихи с глубоким философским подтекстом, образные и зрелые.
 
Красный месяц играет агавой,
Волны лижут нагретый гранит,
Переулок, увенчанный славой
Неожиданной властью разбит...

    Так начинается мое любимое стихотворение «Переулок», где жизнь предстает как проход по переулку, где всюду подстерегает опасность, но который обязательно надо пройти до конца:

Кто пошел, нарекается князем,
Кто дошел, попадает в цари.
От огней упадающих наземь,
По асфальту идут пузыри.

Вопроси же огонь из обреза
Отзовется тотчас пулемет.
Мы бросаем на землю железо,
И оно как рассада растет.

Никогда не подкину печаль тем,
Чьих мы в прахе не сыщем сердец,
Я давлю пузыри на асфальте,
Урожая железного жнец.

И иду, попрощавшись с друзьями,
И кудрявой надеждой земной.
Содрогается твердь под ногами
В переулке, облитом луной.

    Переулок предстает охваченным пламенем от падающих и плавящихся снарядов, где каждый выстрел порождает ответные выстрелы, не случайно: жизнь Льва Гумилева совпала с крупнейшими мировыми событиями – октябрьской революцией и двумя мировыми войнами. Он несколько десятилетий ходил под прицелом, рискуя быть убитым в лагерях или на фронте. Отсюда – красный цвет строк этого стихотворения, где физически ощущаешь содрогающую твердь под ногами с кипящими пузырями железа… 
Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» сказал о поэтах так: «В мире существует порода людей, отмеченных божественным даром жить только воображением». В стихах Льва Гумилева воображением поэта и историка сливаются настоящее и прошлое, его собственный опыт и размышления о смысле бытия человека, для которого лучшая доля – это «память в веках».

Качается ветхая память
В пространстве речных фонарей
Стекает Невой меж камнями,
Лежит у железных дверей.

Но в уличный камень кровавый
Ворвались огни из подков
И выжгли в нем летопись славы
Навек отошедших веков.

Сей каменный шифр разбирая
И смысл узнавая в следах,
Подумай, что доля святая
И лучшая – память в веках.

    Литературовед А.В. Кожинов писал о поэтическом творчестве Льва Гумилева: “...Несколько опубликованных стихотворений в последние годы его не уступают по своей художественной силе поэзии его прославленных родителей". С этим утверждением нельзя не согласиться. Свою человеческую миссию («святую долю») Лев Гумилев тоже выполнил: его книги сейчас выходят массовыми тиражами, его именем назван Казахский университет в Астане, ему ставят памятники, его цитируют.
                18.09.2016.               

ЕСЛИ БЫ НЕ ПУШКИН, КТО БЫ ПОМНИЛ ДАНТЕСА?

    Сегодня день смерти А.С. Пушкина. Поэта не стало 180 лет назад. Роковая дуэль навечно связала два имени – поэта и его убийцы. Это кармическая связь будоражит умы до сих пор. На тему гибели поэта написано много стихов. Мне вспомнились два из них.
    Так, Николай Доризо, раздумывая о гибели А.С. Пушкина,  написал стихотворение, которое начиналось так:
 
Нет, жив Дантес. Он жив опасно,
Жив, вплоть до нынешнего дня.
Ежеминутно, ежечасно
Он может выстрелить в меня…

   Зацепившись за эти строки, Александр Иванов высмеял в своей пародии  философское, эмоциональное произведение Николая Доризо:

Санкт-Петербург взволнован очень.
Разгул царизма.
Мрак и тлен.
Печален, хмур и озабочен
Барон Луи де Геккерен.
Он молвит сыну осторожно:
— Зачем нам Пушкин?
                Видит бог,
Стреляться с кем угодно можно,
Ты в Доризо стрельни,
                сынок! —
С улыбкой грустной бесконечно
Дантес
          взирает на него.
— Могу и в Доризо,
                конечно,
Какая разница,
                в кого... —
Но вдруг
          лицо его скривилось,
И прошептал он
                как во сне:
— Но кто тогда,
                скажи на милость,
Хоть словом
                вспомнит обо мне?!..

На эти ехидные строчки Доризо, конечно, обиделся. Однако пародия попала в яблочко – кто бы помнил Дантеса, если бы его соперником был не Пушкин?..
                29.01.2017.