Курсы английского от баптистов

Марина Шатерова
На конкурс Даилды Летодиани «Баптисты, Свидетели Иеговы, и прочие Евангелисты - истории, связанные с ними».

На фото (рассказ к фоткам ниже):
1. Церковь «Вифлеем» в Минске на улице Горецкого (баптистская),
2. Внутри этой же церкви
3. и 4. Церковь «Свет Евангелия» на улице Яна Райниса в Минске (церковь евангелистских христиан баптистов)
5. и 7. Занятия на курсах английского в 2003 году в этой церкви. Общий зал. На фото Майкл Готт и переводчик Александр
6. Моя преподавательница английского Джо, занятие в комнате
8. Джо. Очень красивый её портрет, снятый в общем зале в последний день занятий.
9. Еда, принесённая слушателями курсов на воскресный пикник, стрелкой отмечена коробка с покупными пирожными, которую принесла я.
10. Общая фотография всех преподавателей, снятая в последний день.
11. Я с Джен и Майклом Готт.

Тема конкурса очень интересная, хотелось поучаствовать, но сначала никак не могла сообразить, о чём писать. Помню у нас в Минске в конце 90-х – начале 2000-х на рынке парней в оранжевых робах, бритоголовых, но с какой-то дурацкой тонкой косичкой на лысой макушке. Они держали в руках стопки кришнаитских книг, если посмотреть в их сторону, то они тут же чувствуют взгляд, пристально и неотрывно на тебя смотрят и улыбаются. Потом их разогнали и в публичных местах я их больше никогда не видела.

В то же время, в начале 2000-х помню, в центре города в подземном переходе рядом с метро ко мне подошёл парень. Выглядел нормально, не в оранжевом и не лысый, но в то же время некий этноколорит в нём был, парень носил украшения: на шее не то кожаный шнурок, не то деревянные бусы, а за запястье тоже не то браслет с деревянными бусинами, не то цветные фенечки, плетёные из ниток, точно не вспомню. Очень мило завязал разговор, по итогу которого втюхал мне за некоторую сумму денег религиозную кришнаитскую книгу. Книгу дома полистала, поняла, что ничего не пойму из этой ахинеи. Спустя несколько лет как-то в подъезде в почтовом ящике нашла ещё одну книгу подобного содержания. В итоге обе книги продала через интернет парню, по возрасту и стилю одежды очень похожего на того из подземного перехода.

А ещё как-то друзья моей школьной подруги Тани показали ей магазин индийских товаров «Просветление». Там продавались благовония, кассеты с музыкой по знакам зодиака и просто для медитаций, тематические брошюрки, ароматические масла, индийские украшения, помню огромный веер, который висел у них на стене, тогда очень хотелось его купить и дома повесить, но сейчас я даже не скажу, сколько он стоил. Мы с Таней учились в 11-м классе, покупали там только благовония в палочках поштучно, я же купила ещё пару кассет с музыкой по своему знаку зодиака и другой подруге в подарок по её знаку (причём музыка с подругиной кассеты мне понравилась больше, чем для моего знака). Магазин этот находился в центре города, за ЦУМом, в отдельном двухкомнатном помещении поликлиники (вход со двора). Помню с подругой по приколу называли этот магазин «бодун».

Как я поняла, владельцами магазина был мужчина в возрасте и молодая женщина, которая работала продавцом (хотя она, может быть, и просто продавец). Посетители магазина, по моим наблюдениям, вполне нормальные люди, которые просто «издалека интересуются темой», примерно, как я с Таней. Но вот к хозяевам иногда очень странные личности приходили, видела одного такого – не то бухает, не то какой-то «очень творческий человек», с красным лицом и странно кривлялся во время разговоров с мужчиной-хозяином. Убедительных доказательств у меня нет, но создалось впечатление, что за этим магазином стоит какая-то секта. Однажды кто-то из хозяев (не помню, мужчина или женщина) пригласил меня посещать какие-то танцы, я не пошла, как я поняла, там что-то очень уж специфическое, да и в институт поступила тогда, как-то не до танцев стало.

Женщина-продавщица этого магазина очень уж откровенно одевалась. Пришла я как-то после школы к ним (днём, получается), приоткрываю дверь, заглядываю. Там находился один-единственный посетитель – мужчина. Он вместе с продавщицей рассматривал витрину с книгами и я, когда вошла, заметила, что она к нему аккуратно так прижимается. И в отношении меня с её стороны тоже было «что-то непонятное», хотя, наверное, у неё просто стиль в одежде такой. Я сидела на стуле, она подошла ко мне вплотную и что-то рассказывала о продаваемых у них товарах. На ней было надето что-то вроде чёрных облегающих лосин, да таких облегающих, то аж складочка между ног выделялась. Белая кофта с вязанными верёвочными петлями, которые застёгивались на больших плоских пуговицах таким образом, что между полами кофты было расстояние, то есть декольте, если можно так сказать. Как-то я очень уж неловко себя почувствовала, когда она подошла ко мне вплотную со своими прелестями, как будто пыталась соблазнить что ли.

Однажды у меня сложилось впечатление, будто меня загипнотизировали. Уже на первом курсе института я почувствовала непреодолимое желание к ним туда приехать. Перед занятиями я приехала в тот магазин, а он закрыт, так как работал с 10.00, а я приехала в 9 утра. Уехала на занятия и вернулась к ним вечером. Между делом сказала продавщице, что приезжала утром до открытия. Не помню, что она мне ответила, но на её лице возникла какая-то очень уж хитрая улыбка. То есть какое-то умышленное воздействие с их стороны, наверное, было.
Когда я окончила первый курс института, то магазин закрыли, по крайней мере в том месте его больше не было, а куда они переехали я не знаю. В принципе эту историю можно в большей степени отнести к мистике и эзотерике, чем к теме баптистов и евангелистов, но всё же решила обо всём этом рассказать, интересная история.

Вот теперь точно начну про баптистов рассказывать.

В 2003 и 2005 годах я ходила на бесплатные двухнедельные курсы английского языка в баптистскую церковь. Преподы там были из Америки. Организация, которая возит к нам этих преподов, называется "Майкл Готт Интернешнл" (Michael Gott International) – американская баптистская благотворительная организация, хотя сами преподы при этом могут быть совершенно разного вероисповедания. Но как я поняла преобладали всё-таки баптисты, протестанты и католики. Православных я видела только пару человек в 2005-м году.

Более подробно я расскажу о курсах в 2003-м году, как я о них узнала, как попала туда и что там было. Страшно подумать, но с тех пор прошло 18 лет. Большая часть подробностей стёрлась из памяти, но … с 1998-го по 2005-й год я вела довольно подробный рукописный дневник в ежедневниках и общих тетрадях за что сейчас сама себе ОЧЕНЬ благодарна, так как перечитав записи за тот период вспомнила очень много всего интересного, сейчас просто поражаюсь, какая у меня в то время была бурная и насыщенная событиями жизнь.

Американцы-баптисты в то время приезжали с курсами английского в Минск два раза в год – зимой и летом. Занятия шли в течение месяца двумя потоками по две недели каждый. Если ты занимался на первом потоке, то записываться на второй нельзя. Несмотря на то, что это всё бесплатно и благотворительно, там есть предварительная запись по телефону, пофамильный учёт слушателей и уйма всякой внутренней документации, о которой я ещё буду писать.

На курсы меня привела моя школьная подруга Таня. Она втайне от меня записалась на эти курсы (рекламу увидела в автобусе или троллейбусе, чёрно-белая такая бумажка с чёрным крупным шрифтом, но довольно примечательная тем, что курсы бесплатные), решила походить, посмотреть, что за оно, потом уже советовать эти курсы мне. На первой неделе занятия с понедельника по пятницу, суббота выходной, а в воскресенье американцы делают какое-то мероприятие для нас. У Таньки это был концерт, на который надо было приводить друзей и родственников. Таня позвала меня и жену двоюродного брата Димы Лену (сейчас погуглила и узнала, что это называется братаниха, удивительно).

Занятия английским у Тани проходили в баптистской церкви «Вифлеем» на улице Горецкого в Минске (смотрите фото 1 и 2, вид снаружи и внутри, простите мне качество, снимала на плёночный фотик, потом сканировала бумажные фотки). Я тогда впервые оказалась внутри баптистской церкви и даже толком не знала, что у нас в Минске такие есть. Икон, статуй и свечей там не было, если сравнивать с православными и католическими церквями. В основном это просто зал с лавками, сцена со стульями, стоящими амфитеатром для хора или музыкантов, центральное место на стене занимает крест. Как я успела понять за время курсов, баптисты в основном занимаются изучением Библии, такого рода церкви называют «Церковь евангелистов христиан баптистов» плюс название конкретной церкви.

Концерт начался с того, что пожилой мужчина лет 60-ти – Майкл Готт (основатель курсов «Майкл Готт Интернешнл» (Michael Gott International), об этом я узнала позже, когда сама начала на курсы ходить) толкнул речь о вопросах. Рядом со сценой стоял пакет, в который слушатели курсов кидали бумажки с вопросами американцам. По словам Майкла в США есть три главных вопроса:
1. Где припарковать машину?
2. Сколько стоит парковка?
3. Как сбросить лишний вес?

Наши же вопросы более глубокомысленные и философские, например: «Это правда, что Дарин не женат?», в этот момент молодой красивый мужчина из числа преподов хватается за лицо и «выпадает в осадок».

Потом американцы начали петь песни вместе с посетителями курсов. У всех были бумажки с текстами песен на английском. Я просто за всем этим наблюдала. Затем некоторые из американцев пели для нас, в том числе и тот красивый молодой мужчина Дарин, мне очень понравилось его пение. В концерте так же принимали участие белорусские исполнители (из местных), уж не знаю, где их нашли, но пели душевно.

Так же пастор церкви «Вифлеем» толкнул речь о своём духовном пути. Честно говоря, я не помню точно, пастор был на концерте у Тани на курсах на этом воскресном концерте или же это было на «моих» курсах в воскресенье, в своём рукописном дневнике я не нашла информации о нём, но то, что пастор церкви это рассказывал, я помню. Наверное, всё-таки у Тани на концерте. Пастор рассказывал, что когда-то раньше работал на минском заводе радиоэлектроники «Интеграл», по вероисповеданию был баптистом и все, кто об этом знал, с подозрением на него косились, так это казалось чем-то очень уж экзотичным, потом он принял решение полностью уйти в религию и стать пастором баптистской церкви.

В плане экзотики в принципе так оно и есть, как я понимаю, у нас преобладают православные, чуть меньше католиков, есть иудеи (те, что в синагогу ходят, в Минске их две или три) и мусульмане (в конце 2010-х в Минске построили Соборную Мечеть), меньший процент занимают остальные религии - баптисты, адвентисты и прочие. В конце 2000-х – начале 2010-х я, как фотограф, увлеклась темой фотографирования церквей Минска. Я обратила внимание на то, что у баптистов всего две церкви, которые имеют ярко выраженную «церковную» архитектуру – это как раз эти церкви, где проводились курсы английского. В остальных случаях это обычные жилые каменные коттеджи, деревянные дома в частном секторе (молельные дома) или вообще арендуемые помещения в каких-то административных зданиях типа дома культуры. Помню как-то шла фоткать очередную такую церковь, на улице у прохожей женщины уточнила адрес и упомянула, что ищу церковь такую-то. Та очень эмоционально мне ответила:
— Девушка, не ходите туда, они там все очень странные, под музыку по кругу бегают и в ладошки хлопают.

Таня рассказывала забавные моменты своего изучения английского. Надо сказать, что в школе мы с ней учили немецкий, поэтому английский у нас обеих на начальном уровне. Её учитель, пухлая женщина лет 50-ти, по имени Триша. На занятии, посвящённом семье, на дом был задан кроссворд – ответы на вопросы вписать в клеточки (бабушка, дедушка, дядя, тётя, брат, сестра и пр.). По этому поводу вышел такой диалог (Т. – Триша, У – учащиеся):
У.: С этим кроссвордом нам капут.
Т: Капут?
У.: Да, нам хана.
Т: Хана?
Как я поняла, американцев предварительно всё-таки обучили минимальному словарному запасу на русском, поэтому, когда они слышали что-то новое, то сильно удивлялись. Триша получила возможность немного выучить по фене.

Ещё в последний день занятий, по рассказам Тани, Триша раздала им чистые конверты и попросила написать ФИО, домашний адрес, а с обратной стороны дату, время занятий и е-мейл. Обещала по возвращении домой что-то им выслать в этих конвертах, то ли фотки, то ли открытки на Рождество. Сейчас уже у Тани спрашивала, она говорит, что ничего так и не прислали. Значит всё это было нужно для отчётности.

Меня эти курсы очень взбудоражили, не то, чтобы английский язык вызывал у меня хоть какой-нибудь минимальный интерес, просто хотелось весело и полезно где-нибудь затусоваться, с кем-нибудь познакомиться, пофоткаться, получить яркие впечатления и всё в таком духе. Взяла у Тани телефоны курсов и записалась на второй поток, то есть вторые две недели в летнем месяце занятий. Подумала, что если мне повезёт, то я могу попасть в группу к тому молодому и красивому мужчине Дарину.

Собеседование на курсах английского у меня было в субботу 28 июля 2003г. Долго и окольными путями добралась до церкви «Свет Евангелия» на Яна Райниса, 6 (смотрите фотки 3 и 4), позже я начала ездить более удобным маршрутом, но от дома это всё равно далеко. В холле за столиком сидели две русские девушки, спросили мою фамилию и номер очереди, который мне сообщили, когда я записывалась по телефону, проверили паспорт, нашли мою фамилию в списках в папке, которая лежала перед ними на столе. Потом в соседней комнате ещё по компьютеру мою фамилию проверили. Как я поняла, это делается для того, чтобы убедиться, что я не была на первом потоке, в предыдущие две недели.

Мне сказали подняться на один лестничный пролёт выше, в комнате за столом заполнить бланк по образцу, который прилеплен скотчем к поверхности стола. Информация вписывается частично на русском, частично на английском. На русском – ФИО, адрес, телефон и е-мейл. По-английски – профессия и как называют меня друзья. С этим я попросила помощи у девушки-консультанта. Думала написать, что друзья называют меня «Мариночка», но из-за того, что это имя будет у меня на бэдже на груди во время занятий, то проще было написать Marina.

Забегая вперёд скажу, что эти курсы английского имеют какое-то отношение к международной миссии «Евангелистов христиан баптистов», в Беларуси есть отделение этой миссии. Так как я в бланке указала свои ФИО и адрес, то позже мне начали присылать по почте баптистскую литературу. Что-то я читала (тонкие тематические брошюрки в цветных обложках), что-то нет, иногда даже могла заказать какую-нибудь книжку за небольшое пожертвование. А последние несколько лет за небольшие пожертвования я заказываю у них очень красивые перекидные календари на год с фотографиями святых мест, например, «По местам Иисуса Христа», «По следам апостола Павла» и тому подобное, в каждом месяце есть сетка из крупных клеток, куда можно кратко вписывать памятные события.

Ещё на этаж выше в комнате проходило само собеседование. Люди сидели парами – американец и «наш». У кого-то в руках были наглядные пособия, например, карточки разных цветов, а у кого-то вообще ничего не было и «наш» человек мог довольно бодро разговаривать с американцем по-английски. Меня поманила пальцем красивая стройная женщина в возрасте. Я видела её на Танькиных курсах английского, она пела в зале во время концерта, но не приглашённой певицей, а скорее преподом, который работает с аудиторией. Позже я узнала, что зовут её Джен и она жена Майкла Готта. Она спросила говорю ли я по-английски, пыталась развить со мной тему погоды и семьи. Но не добившись от меня ничего вразумительного в ответ, вписала в мой бланк «1-й класс». Она ещё сказала, что она чуть-чуть говорит по-русски, я сделала ей комплимент, что у неё хорошо получается, она обрадовалась и пожала мне руку. Спросила её про Дарина, та на пальцах мне объяснила, что полетел в Вильнюс, а оттуда полетит в Техас. Эх, жаль! На выходе из комнаты две девушки-американки в моём заполненном бланке показали мне на номер, который я должна была запомнить и время занятий – 17.30. Занятия начинаются со следующего понедельника.

Так как у меня были летние каникулы между четвёртым и пятым курсом института, то я могла приходить на занятия на 30 минут раньше, с кем-то общаться, обсуждать курсы, что-то узнавать, подсматривать, брала на курсы свой тогда ещё плёночный фотоаппарат Olimpus, фоткать занятия или просить кого-нибудь, чтобы меня с кем-то сфотографировали.

В понедельник, первый день занятий, я пришла пораньше. В холле за столиком вновь сидели девушки, которым я показала свой бланк, а они мне выдали бэдж с моим именем, написанным латинскими буквами, который нужно на занятиях крепить на одежду. Дальше мне сказали подниматься на один этаж выше и заходить в зал со скамейками (смотрите фото 5 и 7), я села на одну из последних лавок рядом с проходом, так было лучше видно и хороший общий план для фото.

Когда все собрались, то Майкл Готт толкнул речь о том, почему эти их курсы английского бесплатные. Потому, что они все баптисты, очень верующие люди и их любовь к Богу выражается в любви к нам. Поэтому учителя английского на этих курсах за свои деньги прилетели на самолёте в Минск. Проживание и питание взяла на себя баптистская церковь, в которой мы занимаемся.

Мы разучили и спели три песни на английском, нам раздали по одному листу А4, на котором тексты песен были напечатаны на принтере с двух сторон. Это было очень удобно, так как если никак не можешь запомнить произношение какого-либо слова, то можно карандашиком сверху написать произношение русскими буквами (кому-то может сейчас смешно это читать, ну нет у меня способностей к иностранным, ничего не поделаешь). Разучиванием песен с нами занималась Джен, переводчик Алекс (его звали Саша, но американцам проще было называть его Алексом), тот, что был у Тани на её первом двухнедельном потоке курсов, переводил текст песни. Так же он присутствовал на занятиях в зале перед и после уроков с преподами, переводил всё, что они говорили, обращаясь к аудитории. Судя по распечатке с текстами песен, были коротенькие и довольно лёгкие песни, а были длиннее и сложнее. Мы разучили за эти дни где-то половину песен и почти все лёгкие, длинные и сложные не брали. Только после окончания курсов я поняла почему, напишу об этом ниже.

Потом нас начали знакомить с нашими учителями. На самом деле они не являются учителями на самом деле. Это простые американцы любой профессии от домохозяйки до бизнесмена и возраста от 16 до 65 лет. Перед отъездом их просто обучили методике преподавания английского для иностранцев. Помню даже до того, как самой записаться на эти курсы, я спрашивала у Таньки, как там заниматься, если уж совсем ничего не знаешь. Она рассказала, что там есть учебные пособия, распечатки с заданиями, в которых для групп первых двух уровней (для тех, кто не знает языка) есть перевод на русский, также учителя жестами что-то показывают.

Учителей было порядка двадцати человек, мужчин и женщин разных возрастов, нам называли их имена, мы смотрели в свой бланк, в котором указано имя нашего учителя, когда он выходил из зала, то мы должны были идти за ним в ту комнату для занятий, где нам предстояло наниматься английским в ближайшие две недели. У каждого учителя по 12 человек в группе и таких групп за день четыре: на 10.00, на 13.00, на 17.30 и 19.00. Между 13.00 и 17.30 не только два часа занятий (зал, урок, зал), но и обед у самих американцев в столовой, которая была в комнатах на первом этаже под лестницей.

У меня в карточке было написано имя учителя Джо (Jo), я уже представила себе колоритного ковбоя в сапогах и шляпе. Сначала называли учителей, которые забирают себе самых сильных студентов, дальше по убывающей. Осталось три учителя, которые будут учить начинающих студентов, групп было две, но из них потом заберут часть студентов для третьей группы.

Когда назвали имя Джо, оказалось, что это не ковбой, а бабушка-пенсионерка, возможно это некое сокращение от более длинного имени, Джозефина, к примеру. Я расстроилась. Я и другие ученики пошли за ней в комнату на первом этаже, в холле по левому боку от лестницы, которая ведёт на второй этаж в молитвенный зал.

Группа учащихся состояла из семи человек – двух парней и пяти девушек. Так как там организовали третью группу начинающих, то сначала забрали трёх человек, на следующий день привели двух других, но в общем итоге вышло семеро. Была в нашей группе женщина с двумя сыновьями примерно девяти и одиннадцати лет, звали её Анжеликой, она рассказывала, что её муж тоже ходит на эти курсы, но в другую группу, что их семья – беженцы. Жалею сейчас, что не порасспрашивала её подробнее, почему они беженцы. Дети её не занимались английским, просто сидели рядом с мамой на стульчиках.

Стулья стояли посредине комнаты полукругом и если присмотреться к вещам в комнате, то можно понять, что американцы действительно живут в этой церкви, в этих же комнатах практически, где и ведут занятия. За рядом стульев лежали свёрнутые рулонами матрасы, а в углу комнаты на раковине в стакане стояли зубные щётки. Честно говоря, я восхищаюсь Джо и её мужем (она приехала с мужем, он какую-то другую группу вёл), что они, пожилые люди, купили билеты на самолёт за свой счёт и приехали к нам в Минск, чтобы учить нас английскому. Кроме них (они очевидно возрастные были) были ещё люди в возрасте, но моложе. Да и самому Майклу Готту порядка шестидесяти лет, если так посмотреть. На первом занятии мы прошли алфавит, цифры, цвета, фразу «У меня есть…» и какой-то предмет называешь.

После занятия мы снова собрались в общем зале. Нас попросили в последующие дни после занятий не убегать сразу, а обязательно приходить в зал, так как во время этих собраний могут делаться разные важные организационные сообщения. Вот сейчас не помню, было ли это на курсах 2003-го года или 2005-го, но была в моей группе девушка, которая не ходила в общий зал после уроков, сразу сбегала, когда я спросила её почему так, та ответила: «Это не моя церковь». Вообще, это всё можно понять. Если кто-то, кто собирается идти на эти курсы, рассказывает о них своим знакомым, то ответная реакция, наверное, одна и та же: это секта, они вас вербуют в свою баптистскую веру.

Я не особо это почувствовала. Часть песен хоть и носит религиозный характер, но ни к чему не обязывает, другая часть песен НЕ религиозные.
Например, вот ссылки на тексты песен.

1. You are my sineshine  https://en.lyrsense.com/bing_crosby/you_are_my_sunshineb
Видео на эту песню: https://www.youtube.com/watch?v=5t-2Ujv0GIY

2. Row, Row, Row your boat  https://razvivash-ka.ru/row-row-your-boat/
Это вообще детская песенка, там же есть видео – мультик.

3. My Bonnie lies over the ocean – это шотландская народная песня, её на этих курсах прямо все очень-очень любили По ссылке кроме текста и перевода есть видео с исполнением.

4. I am somebody. Тут впервые встречается слово "God". Лирика песни уместилась в четыре строчки:
I am somebody, because God loves me
And I'm accepted just the way that I am.
His love is higher, it's deeper and wider
Than you and I will ever understand.

Я-кто-то, потому что Бог любит меня
И меня принимают таким, какой я есть.
Его любовь выше, она глубже и шире
Чем мы с тобой когда-нибудь поймем.

На видео эту песню исполняют дети в помещении, похожем на баптистскую церковь: https://www.youtube.com/watch?v=qUZ0jl_SOzA

5. Вот это уже более религиозная песня, но она мне очень нравилась:
Heaven Is a Wonderful Place
Heaven is a wonderful place,
Filled with glory and grace,
I wanna see my Savior’s face.
Heaven is a wonderful place.
(I wanna go there!)

Небеса-Чудесное Место
Небеса - чудесное место,
Наполненный славой и благодатью,
Я хочу увидеть лицо моего Спасителя.
Небеса-чудесное место.
(Я хочу пойти туда!)

На видео песню поют игрушечные овцы, выбрала его потому, что по манере исполнения очень похоже на то, как мы её разучивали: https://www.youtube.com/watch?v=69aJWSGHK7Q

Касательно речей Майкла Готта перед началом занятий, то в первую неделю не было вообще ничего религиозного, наверное, затем, чтобы не распугать публику в самом начале занятий, чтобы у людей действительно не сложилось мнения, что они в секту попали. Несколько религиозных речей было позже, я ещё буду об этом писать.

Чаще всего Майкл какие-то шутки шутил и рассказывал истории о себе. Например, показал, как здороваются за руку белорусские женщины – за один палец или за кончики пальцев. А здороваться надо крепким рукопожатием, так как белорусские женщины самые красивые в мире, он будет всем об этом рассказывать и тогда мужчины будут приезжать в Беларусь и жениться на наших женщинах.

Или вот ещё! Майкл рассказал, что он был в Минске тогда, нас ещё здесь не было. В 1967 году Майкл, ещё будучи студентом, приехал в Минск, поселился в общежитии и к нему пришло КГБ, гостевали там у него, а потом посадили его на самолёт и сказали: «Полюбуйся на Минск ещё раз, больше ты его не увидишь», а он им ответил, как Шварценеггер: «I'll be back» - «Я вернусь!». И он вернулся!!!

Честно признаюсь, что я попала под харизму Майкла, мне безумно нравились его шутки, умение держаться перед аудиторией, проникновенно что-то рассказывать, то есть, в моих глазах это такой пастор, проповедник в лучшем смысле этого слова (не в такой вульгарно форме, как это показано в сериалах «Секретные материалы» и «Сверхъестественное», там подобного рода проповедники просто какое-то цирковое шоу устраивали), верующий человек, любящий то, что он делает, уважающий и интересующийся людьми, которые к нему приходят. Помню, как на второй день занятий сказала ему: «You like me» (Ты нравишься мне) – посмотрела дома в словарике, как это правильно сказать. Он смутился, похлопал меня по плечу и исчез.


Примечательно, что был конец июля, жарища, сначала Майкл ходил просто в рубашке, но со следующего дня и до конца занятий начал надевать пиджак, который его немного стройнил. Я этого не могла не заметить!

Когда я писала повесть «Духовный дом», мне нужно было описать идеального духовного лидера. Поначалу я не знала, на какую информацию мне опереться, что взять за основу образа. Тогда я и вспомнила Майкла Готта и частично взяла те его качества, которые меня тогда так восхищали.

На первой неделе занятий в среду я опять пришла пораньше, сидела в зале на последних рядах. В холле второго этаже, то есть буквально в нескольких шагах услышала женский голос, который здоровался с Майклом на английском. Я заинтересовалась и вышла из зала в холл. Это была журналистка с диктофоном, и фотограф с крутым фотоаппаратом Canon.
 
Журналистка брала интервью у Майкла Готта про его курсы английского. Тот рассказывал, что они из США, баптисты, верующие люди, приехали учить белорусов английскому, преподы не являются профессиональными учителями и это всё благотворительность. Я это и так всё поняла, без перевода, так слышала уже эту информацию ранее. Потом пришёл наш переводчик Алекс, стал рядом с фотографом и начал ему вполголоса переводить, я стала рядом, тоже слушала перевод.

Потом Майкл ушёл, появился Джоди Кеннеди (муж Триши, которая у моей школьной подруги Тани на первом двухнедельном потоке вела занятия), но он был не столь многословен и красноречив, как Майкл, мало говорил. Появилась Джен Готт, её представили, как женщину, которая занимается с нами пением.

И вот внезапно все вдруг разошлись, и я с журналисткой осталась один на один. Она увидела моё имя на бэдже – Marina, спросила на чьей я стороне. Я ответила, что я на «нашей» стороне, я посещаю курсы английского. Журналистка очень обрадовалась, включила диктофон и начала брать интервью у меня. Спросила возраст, род занятий и как мне курсы, зачем они мне.

Я рассказала, что мне 21 год (тогда был), я студентка Минского института управления по специальности бухгалтер-экономист. На курсы решила походить, чтобы лучше ориентироваться в интернете или компьютерных программах, которые бывают без русификации. Да и в целом интересно посмотреть на американцев. По фильмам или со слов людей, которые посещали США или жили там, складываются определённые стереотипы, шаблоны об американцах. Вот мне и интересно прийти и самой на них посмотреть, сложить собственное мнение. Журналистка похвалила речь, которую я толкнула!!! Я спросила, как называется их издание и когда выйдет номер с этой статьёй про курсы. Она ответила, что это газета для иностранцев на английском языке «Minsk Times», выходит раз в неделю, издание довольно дорогое, номер выйдет в четверг на следующей неделе.

Газету я потом купила, действительно недешёвое издание (2000 белорусских рублей в ценах 2003 года – это примерно 1 $ за 1 еженедельный номер) на лощёной мелованной бумаге с цветными фотографиями. Номер газеты 26 за 07.08.2003г. Статья про курсы английского расположилась на шестой странице и проиллюстрирована двумя фотками, с самих занятий у одного из учителей и общей фоткой всех учителей на крыльце церкви «Свет Евангелия». Про меня там не забыли написать, мою речь уложили в 2-3 предложения, что на тот момент невероятно повысило моё чувство собственной значимости. Скан статьи будет в моём блоге, ссылка на пост указана в конце этого произведения.

Ближе к концу первой недели занятий на курсах английского в общем зале Майкл Готт объявил, что в воскресенье они (американские учителя) приглашают нас на пикник. Условия такие: мы несём десерты, они нас угощают напитками. «Вы можете взять с собой своих друзей, родственников или даже водителя маршрутки» - шутил Майкл. Так же был объявлен конкурс на лучшее мужское блюдо.

Наша Джо в этот день на занятиях раздала нам бланки, в которых мы должны были отметить, идём ли мы в воскресенье на пикник, сколько примерно человек будет вместе с нами и принесём ли мы десерт. Я отметила, что десерт возьму, чем очень порадовала Джо, она заглядывала в карточки, когда забирала их у нас. Я делаю на этом всём акцент потому, что курсы-то вроде бы бесплатные, но документация построена на достаточно высоком уровне, перед кем-то они там потом с помощью этих бланков отчитываются.

На пикник взяла с собой школьную подругу Таньку. Долго думала над десертом, Таня мне подсказала купить набор пирожных в «Лакомке» (кондитерский магазин в центре Минска), мы это сделали в воскресенье перед пикником, который начинался в 19.00. Как я поняла, в воскресенье в более раннее время был пикник у двух предыдущих групп – на 10.00 и 13.00, а наша группа 17.00 и последняя на 19.00 были приглашены на пикник «во вторую смену», если можно так сказать, вечером.

Я решила сделать Майклу Готту подарок лично от себя – кроличью шапку-ушанку. По моему мнению Майкл обладает какой-то очень такой «канонической американской внешностью», не знаю, как это внятно объяснить, но что-то в нём такое есть. В шапке-ушанке, особенно если уши развязать, он смотрелся бы сверхколоритно. К тому же, курсы приезжают в Минск раз в полгода по одному месяцу (два потока по две недели) зимой (где-то январь-февраль) и летом (июль-август), поэтому для зимы шапка очень кстати получится.

Абсолютно новая кроличья шапка-ушанка была дома у Таниной мамы, я купила её по магазинной цене, так чтобы «и нашим и вашим», как говорится, упаковала в ЦУМе в красивую коробку с бантом. Таня рассказала Ленке (жене двоюродного брата Димы), что я буду дарить шапку, и та изъявила невероятное желание сходить посмотреть на этот цирк. Да и на пикник со сладким девчонкам тоже захотелось сходить. Я была рада их пригласить, так как мне нужна была помощь в том, чтобы донести всё это барахлишко (фотоаппарат, коробку с пирожными и коробку с шапкой) до курсов, на которые ехать надо с несколькими пересадками и пешком идти от остановки.

Перед пикником мы втроём заехали в «Лакомку», я купила полуторакилограммовую коробку пирожных (ассорти). Девчонки несли мой фотоаппарат и коробку с шапкой, а я пирожные. Возник смешной диалог:
Таня: Мы не можем взять на себя такую ответственность, если мы уроним коробку, то ты нас с потрохами съешь.
Я: Не с потрохами, а с мятыми пирожными.

В церковь мы пришли самые первые. Я приколола к груди бэдж со своим именем, это в любой день на курсах надо было делать. Нас проводили на кухню, где американцы обычно ели, я впервые была в том помещении.

Американцы увидели нас, взбудоражились, загалдели, окружили. Над столами висели бумажки со словами «Лучшее мужское блюдо», «Самое вкусное блюдо» и «Самое красивое блюдо». Меня схватили, таскали от стола к столу, чтобы я определилась к какой номинации я хочу отнести свой набор пирожных – к красивому или вкусному блюду. Я решила отнести к самому вкусному. На коробку с моими пирожными (на фото 9 можно рассмотреть её) наклеили голубую бумажечку с надписью D1 и такую же бумажку мне на бэдж.

Мы успели со всеми перефоткаться, несколько девчонок с моей группы ещё пришло, но так как в те времена всё на плёнку снималось, то из-за экономии кадров фоток с группой было по минимуму, больше меня с американцами или тем же переводчиком Алексом. В руках у меня оставалась красивая подарочная коробка с шапкой-ушанкой для Майкла Готта. Надо было ещё срочно подарить, пофоткать процесс дарения и бежать на пикник, пока всё вкусненькое другие не срубали.

В большом зале, где у нас были собрания до и после уроков английского, шла баптистская служба. Церковь, кроме микрофонов, оснащена так же динамиками в холле и на улице, на наружной стене церкви, это давало возможность тем, кто не вместился в зале, слушать проповедь. Действительно, несколько человек сидело на лавках в холле второго этажа. В зале на лавке рядом с проходом я заметила нашего переводчика Алекса, незаметно подошла и попросила выйти и позвать Майкла, у меня для них есть сюрприз. Они вышли. Я вручила Майклу коробку. Сказала, что у нас есть пословица: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Поэтому у меня в связи с этим есть подарок. Достала из коробки шапку, развязала уши и подарила её Майклу. Таня сфотографировала всё это. Майкл был очевидно тронут. Оставил пока шапку и коробку у вахтёрши, и вместе с Алексом вернулся в зал. Алекс сказал, что Майкл должен толкнуть речь перед прихожанами. Позже Алекс мне рассказал, что шапка Майклу очень понравилась, так как была очень качественной и красивой. Обычно учителя не обсуждают с кем-то другим своих учеников, но Майкл перед всеми похвастался моим подарком.

Потом мы с Таней и Леной пошли на пикник – в столовке жадно лопали сладкое. На улице Джоди Кеннеди разливал безалкогольные напитки (обычная минералка) по одноразовым стаканчикам. Полностью устраивать пикник на улице не решились, так как погода рисковала разразиться дождичком. Ранее, когда Майкл говорил о пикнике, то рассказал нам про тайный знак, который мы должны использовать, если хотим произвести впечатление на своих друзей, чтобы они увидели, какие мы успехи тут делаем в изучении английского. Надо подвести друзей к своему учителю, познакомить их, а потом тихонечко пихнуть учителя ногой и тот скажет, какой ты продвинутый ученик. Я так и сделала: подвела Таню и Лену к Джо, представила их ей, незаметно пихнула её кончиком туфли, и она девчонкам что-то сказала. Только я не поняла, что именно, но, надеюсь, ничего плохого.

После пикника было собрание в зале, но девчонки уже не стали на него оставаться, сказали, что уже знают, что там будет. Так как пикник у нас был в 19.00, а до дома добраться довольно долго, то они решили уйти пораньше.

На собрании американцы спели нам одну из песен, что была у нас в распечатке, у них такие голоса красивые, мне очень понравилось их выступление. Потом Майклу принесли конверты с номерами победителей в конкурсе десертов в номинациях «Самое вкусное блюдо» и «Самое красивое блюдо», были первые и вторые места, победителям в которых дали по пять баксов. В номинации «Лучшее мужское блюдо» призом был высокий ковбойский коричневый сапог на небольшом каблуке с цепочкой. Майкл держал его в вытянутой вверх руке и говорил, что это сапог с ноги Джорджа Буша. Сморщившись, понюхал, дал понюхать переводчику Алексу. Приз достался какому-то мужчине, и как я поняла чуть позже, родственнику или другу пианистки, которая здесь в церкви играла на пианино во время наших занятий пением с американцами. Я, к сожалению, не выиграла ничего.

У нас на первой неделе занятий так же поставили коробку для наших вопросов, которые мы должны были писать на бумажках и опускать в её недра. Майкл толкнул ту же речь, что и у Тани на курсах на воскресном мероприятии, что в Америке три главных вопроса про место и стоимость парковки автомобиля, а также про то, как сбросить лишний вес. У нас же вопросы интересней. Например, если ли у Филиппа в Америке девушка, если же он собирается завести девушку в Беларуси, то ему нужно подстричься. Филипп – это один из американских учителей, 16-летний белый парень, но причёска у него, как у негра – густая круглая шапка тёмных мелко вьющихся волос. Помню, как кто-то из «наших» сказал о нём, что он белый негр.

Ещё Майкл очень вдохновлённо и ярко рассказывал про какую-то женщину, которая всё время задавала ему вопросы, она поднимала руку с указательным пальцем вверх и говорила: «У меня к Вам есть вопрос!». И он называл её «Женщина с вопросом». Честно говоря, вот сейчас я воспоминаю всё это, опираясь на свой рукописный дневник и собственную память (в дневнике есть подробности, но далеко не все, что-то всё-таки и так вспоминается), и всё это кажется такой невероятной банальщиной. Но тогда, 18 лет назад, мной это всё воспринималось с бурным восторгом, казалось таким интересным и забавным. Вот, что значат обаяние, харизма, чувство юмора и умение работать на публику.

Ещё на первой неделе занятий я озаботилась тем, чтобы сделать подарок нашей Джо. Не оставлять это на последний момент. Во внутреннем дворе концертного зала «Минск» была художественная галерея (не знаю, есть ли она сейчас), где продавались совершенно бесподобные глиняные скульптурки, я бы даже сказала маленькие скульптурные композиции, выполненные с частичной раскраской и использованием других подручных материалов (например, рис, пшено). Фигурки с юмором и национальным колоритом, поэтому как нельзя кстати подходят в качестве подарка иностранцу. С ценами там, правда, как-то очень хитро было. На некоторых скульптурах наклеены бумажечки с ценами, но на многих ничего не было, а на полке стеклянной витрины лежала табличка «Цена свободная».

Я выбрала фигурку влюблённой парочки, деревенских парня и девушки. Спросила цену, которую потом разделила на количество человек в нашей группе и сказала по сколько надо сбрасываться на подарок, рассказала о том, что именно я выбрала. Других предложений по подаркам со стороны группы не поступило, как я поняла, люди были рады, что я сама всем этим озаботилась.

В понедельник на второй неделе занятий у нас с Джо был экзамен по темам, пройденным на первой неделе. Вот так вот жёстко, в воскресенье на 19.00 пикник и тусовка, а на следующий день в понедельник экзамен. Я-то готовилась, но без особого рвения, большая часть группы тоже в листочки подсматривала. Честно скажу, что иностранные языки мне не даются, нет во мне ни усердия, ни памяти на слова, ни какой-либо мотивации, вдохновения их учить. Из нашей группы только одна девушка, пухлая блондинка Лена, очень хорошо подготовилась, сказала, что всю ночь учила. Джо отметила её старания и дала ей пригласительный на годичные курсы английского с носителями языка. Такой же пригласительный Джо дала Анжелике, женщине с двумя маленькими сыновьями, которая говорила, что их семья – беженцы. Так же нам всем Джо раздала в подарок Новый Завет в мягкой чёрной с белым крестом обложке.

На первой неделе на занятиях и во время пикника я отфоткала несколько плёнок, сделала фотки, которые положила в альбом, так же определённое количество фотографий сделала в подарок американцам. Помню, что по одной фотке дарила Доне (симпатичная женщина, актрису какую-то мне напоминала) и Джоди, они не вели у меня занятий, но раз я с ними фоткалась, то сделать по одной фотке им в подарок – это не проблема. Несколько фотографий (больше, чем одну, не могу вспомнить сколько именно) сделала для Майкла Готта.

Во вторник на второй неделе перед занятиями я подошла к нему с фотоальбомом. Он пригласил меня в столовую, там была какая-то комната со стульями у стен, наверное, это у учителей офис (учительская), мы посмотрели фотки в моём альбоме, я подарила ему те фотки, которые сделала специально для него. Майкл в ответ подарил мне пару шариковых ручек с е-мейлом «Michael Gott International».
Занятия на курсах английского заканчиваются в четверг (этот день называется «Камерадэй» - camera day), поэтому вся вторая неделя после экзамена в понедельник идёт уже на расслабоне, такое неформальное общение, хотя формат «общий зал – класс с учителем – общий зал» сохраняется.

Так же во-вторник второй недели к нам в класс пришёл переводчик Алекс, чтобы перевести рассказ Джо о своей жизни.
Джо рассказала нам о том, какой она была в юности, о вере в Бога и запретах. Например, в те времена девушкам запрещалось носить брюки, но она как-то надела их на пикник, а потом боялась Божьей кары, спряталась на балконе в углу, чтобы Бог её не нашёл. Потом она поняла, что Бог не наказывает, а любит. Её муж Боб (он так же был на этих курсах, вёл какую-то другую группу) в армии был морским пехотинцем, увидев его в морской форме, Джо сразу же влюбилась. В семейной жизни возникли проблемы с алкоголем (отец Боба так же был алкоголиком). У них было трое детей и как-то подруга дочери пригласила Джо ходить с ними в церковь. Так они стали баптистами и это стало их спасением от алкоголя. Алекс уже было собрался уходить, но я решила позадавать Джо дополнительные вопросы. Узнала, что Джо по профессии бухгалтер, но когда у них с Бобом родились дети, то она стала домохозяйкой, а сейчас уже много лет, как на пенсии. Потом Джо буквально схватила Алекса за грудки и спровадила за двери, чтобы я перестала задавать вопросы. У остальных в нашей группе вопросов почему-то не было.

В этот день так же попросила группу сброситься на покупку подарка для Джо. Все, кроме двух девушек сбросились. Надо было идти в общий зал. На второй неделе занятий нас рассадили по каким-то конкретным скамейкам в общем зале, прикрепив на боковую часть бумажку с именем учителя, заставили нас сидеть не в произвольном порядке, а группами по принципу «скамейка = ученики конкретного учителя». Таким образом, если раньше я сидела сбоку от прохода в конце зала, то теперь оказалась в третьем ряду от сцены, прямо под носом у учителей, выступавших перед аудиторией. Это было немного неуютно.

Майкл Готт толкнул очень проникновенную религиозную речь. Говорил о том, что нам подарили Библии и не взяли с нас денег, это не было бы уже в таком случае подарком. Но за этот подарок кто-то же заплатил.

И в этот момент Майкл посмотрел на меня и продолжил: «Я вижу здесь Марину, она подарила мне несколько фотографий!». В доказательство своих слов, он достал фотки из внутреннего кармана пиджака, потряс ими в воздухе и засунул обратно. Для меня это было настолько неожиданно, что я не поверила своим ушам, у меня сердце упало и забилось где-то в пятках. Казалось, что все люди в зале (примерно 800-1000 человек) смотрят сейчас на меня.

Дальше Майкл говорил о том, что Бог подарил нам жизнь вечную, этот подарок для нас бесплатен, но Бог заплатил за него цену – умер за нас на кресте. Потом Майкл попросил нас встать, но не потому, что он нас об этом попросил, а потому, что мы готовы всем сердцем сказать Богу «Спасибо!». Сам Майкл закрыл глаза, чтобы не смущать нас. Большая часть зала встала сразу (я в этот момент боялась встать первой, слишком уж это бросилось бы в глаза в свете того, что обо мне только что говорили), кто-то оставался сидеть, но из-за того, что те, кто встал, крутили головами по сторонам, чтобы оценить, сколько людей встало, тоже поддались некому моральному давлению и встали. Но было и небольшое количество людей, которые не дрогнули и остались сидеть. Это был один из самых ярких моментов на этих курсах, который запомнился на всю жизнь. Был ещё один похожий случай, о нём я расскажу ниже.

То есть возвращаясь к теме того, секта это или нет, обрабатывают нас баптисты в плане склонения к своей религии или не обрабатывают. На курсах это выглядело именно таким образом: на первой неделе занятий были хихоньки да хаханьки, разные приколы и шуточки, на второй неделе, когда до конца занятий остаётся всего несколько дней, уже идут религиозные темы в речах до и после занятий. Запомнился подслушанный разговор ещё на первой неделе, как мужчина говорил кому-то: «Нет, Майкл не сможет пронять меня своими религиозными речами. Не сможет воздействовать на меня». Вот такое я слышала.

Потом я решила найти тех двух девушек, которые не успели сброситься деньгами на подарок для Джо. Помню, что это была брюнетка и пухлая блондинка Лена. Когда они увидели, что я иду в их сторону, то случился прикол. Лена хватает брюнетку под руку, они обе смотрят в мою сторону, Лена что-то шепчет на ей ухо и быстро уводит её из церкви. То есть, они затерялись в толпе и просто сбежали, не сдав деньги на подарок. Как я поняла, после слов Майкла о том, что я ему фотки подарила, Лена пришла к выводу, что я собрала с группы деньги на подарок для Джо, а сама на эти деньги делаю фотки для американцев, поэтому решила сама не сбрасываться и брюнетку на это же подговорила.

В среду перед занятиями поехала в ту художественную галерею в концертном зале «Минск». И там ещё один неприятный прикол случился. Когда я была в галерее несколькими днями ранее, присматривалась к скульптуркам, выбрала ту самую с влюблёнными парнем и девушкой, то мне озвучили цену в 19.000 белорусских рублей (цены 2003 года). Когда моя группа сбросилась (кроме тех двух девушек, мне пришлось своими деньгами до нужной суммы докладывать) и я пришла покупать, то продавщица назвала цену в 24.000 рублей. То есть пользуясь тем, что цены не везде наклеены на сами фигурки, а на витрине лежит табличка «Цена свободная», видя, что я уже пришла покупать (не могу утверждать сейчас точно, но вроде я говорила, что мы сбрасываться группой будем), бессовестная продавщица имела совесть повысить цену на 20% и тупо посмотреть на мою реакцию. Буду я покупать то, что выбрала, добавив из своих денег или куплю что-то другое в пределах имеющейся суммы. Таким образом она мне вообще любую цену могла бы озвучить. Я пыталась было поспорить, что три дня назад это было 19.000, но та заявила, что я что-то перепутала, и эта фигурка всегда столько стоила.

В общем, пришлось покупать другую глиняную фигурку, дешевле, но она всё равно стоила дороже собранных 19.000 и мне пришлось со своих денег докладывать. Ещё на свои покупала открытку и красивый подарочный пакет с вязанными ручками, чтобы всё это упаковать. С группы ничего дополнительно не собирала. Купила фигурку деревенской женщины в длинном платье с миской риса в руках, которая кормила гусей, а у её ног сбоку тёрся о юбку и выгибал спинку кот. Женщина, гуси и кот были прикреплены к глиняной подставке-«земле», перед гусями на «земле» так же был насыпан рис. Очень красивая фигурка. Может даже и лучше, что я купила именно её. Наверное, выбери я её сразу, то тогда бы мне на неё цену повысили, а так вышло, что выбирала одно, а в итоге после скандала купила другое, более красивое.
Потом я приехала на занятия (напомню, что фигурку купила в среду, а последний день занятий, камера дэй, у нас в четверг), показала группе фигурку. Им ОЧЕНЬ понравилось. Лена увидела, что фигурка уже куплена, отдала мне за неё деньги (ту часть денег, которую я собирала с каждого человека) и ещё сказала: «Куда же ты вчера исчезла, я тебя после занятий не нашла». Угу! Я помню, как она меня «не нашла», быстро убегая в противоположном направлении.

Когда я пошла на курсы английского в 2005-м году, то имея такой опыт, ничего уже не организовывала и до последнего надеялась, что мы ничего дарить не будем. Но буквально в предпоследний день занятий порядка пяти человек из группы вдруг опомнились, договорились встретиться в центре Минска, возле «нулевого километра», чтобы пойти погулять по магазинам в поисках подарка для нашей Джули (симпатичная незамужняя женщина лет 30-ти). Я была в их числе. Не помню всех вариантов подарков, которые мы там видели, но в итоге мы купили глиняный подсвечник в виде полого деревенского домика, внутрь которого ставилась круглая свечка в алюминиевой гильзе и если выключить свет в комнате, то сквозь прямоугольные прорези окошек домик светится изнутри. Колоритный такой подарок.

В среду была ещё одна очень проникновенная религиозная речь от Майкла Готта. Раз уж я взялась писать на тему моего общения с баптистами, то не могу не написать об этом. Майкл рассказал о своём любимом месте в Библии – Откровение от Иоанна Богослова, глава 3, стих 20-й. Про то, как Бог стучится в нашу дверь, мы слышим его голос, и мы можем его или впустить и познакомить со своей семьёй, поужинать вместе, либо спрятаться в дальнем углу квартиры и тихо там сидеть. Рассказывая обо всём об этом, Майкл иллюстрировал сказанное пантомимой, «Представьте, будто я пришёл к Вам в гости», постучал кулаком по микрофону, имитируя стук в дверь, на словах «Мы смотрим в глазок», сложил большой и указательный палец колечком и приложил к глазу, «… и видим Майкла, говорим «Да это же Майкл!!!», он говорит наше имя «Юля, Катя, Лена!!!», мы узнаём его голос.» И вот мы также можем или спрятаться в дальнем углу квартиры, либо впустить его, пригласить к столу поужинать. И если мы можем впустить Майкла, то почему не можем впустить Иисуса Христа. Он не придёт к нам во-второй раз, только однажды он может прийти. И Он не КГБ, Он не будет ломиться в нашу дверь ногами, Бог – джентльмен.

В верхней части церкви были окна (там есть что-то вроде второго этажа, балкон вдоль стен), возможно в потолке тоже, солнце вышло из-за облака и прямыми лучами начало освещать зал с присутствующими слушателями курсов английского. А сбоку от Майкла в открытое окно вдруг подул ветерок, принося прохладу в душное помещение. Всё это совпало с концом речи Майкла Готта и привнесло какую-то волшебную благодать, какое-то особое впечатление правдивости его слов. Не знаю, совпадение ли это, но тогда это ОЧЕНЬ тронуло.

Майкл вызывает неимоверное уважение своей искренностью, верой в Бога, умением рассказывать о Нём так, чтобы затронуть струны души каждого из присутствующих (по крайней мере большинства, допускаю, что непробиваемые натуры могли быть в зале). Вот такой он пастор, духовный лидер.

Так же Майкл толкнул забавную речь про камера дэй, который у нас планировался на следующий день (четверг второй недели, последний день занятий): «Почистите зубы, расчешите волосы…», как будто мы каждый день этого не делаем. Мы будем много фотографироваться, поэтому надо будет делать умные лица и улыбаться. Наши учителя вручат нам дипломы. Важно, как мы напишем свои имена на английском языке в специальном бланке, так же они будут написаны в нашем дипломе. Если напишем «Микки Маус», то и в дипломе будет «Микки Маус». Переводчик Алекс пошутил и вместо «Микки Маус» оба раза произнёс «Усама бен Ладен». Сами же учителя станут в зале все вместе для того, чтобы мы их сфотографировали и потом они все будут вот такие … показал, будто звёздочки из глаз летят от фотовспышек.

Этот camera day в четверг действительно оказался очень ярким, счастливым и насыщенным днём. Перед занятиями нам сказали, что сегодняшний урок в классе у учителя будет длиться всего 30 минут, нам выдадут сертификаты, а мы подарим учителю открытки. Об этом говорил Джоди, он окинул зал взглядом и добавил: «Но кто-то не послушался и взял что-то потяжелее открытки». Как я поняла, подарки учителям несли все группы. Ещё мы должны были заполнить бланк, в котором ставится оценка нашему учителю. От этой оценки зависит то, приедет в будущем этот учитель в Беларусь или нет. Об этом ещё чуть раньше упоминалось и предлагалось шантажировать учителя: «Помни про четверг!!!». Если вспомнить сколько всяких бланков и бумажек приходилось заполнять с самого начала этих бесплатных курсов, то такая скрупулёзная отчётность вызывала некоторое недоумение. Только на курсах в 2005-м году я поняла, что там к чему.

На занятии Джо нам выдала сертификаты, я принесла в подарочном пакете глиняную фигурку и открытку. Джо написала на доске свой е-мейл, мы его переписали себе. Фотографии с этого последнего дня, включая очень красивый портрет Джо, сделанный на лавке в общем зале (на фото 8), я потом отсканировала и выслала Джо на е-мейл.
Фоток было очень много. Потом в общем зале все преподаватели скучковались вместе и дали нам пару минут их сфотографировать (смотрите фото 10). То же самое было и с нами. Всех, кто был в общем зале, попросили сместиться в проход, стать очень сгруппировано, Джоди с фотоаппаратом поднялся по ступенькам, там, где стояли стульчики для хора, и оттуда, с высоты сфоткал всех нас. То есть на фотке получилось очень много голов, лиц, смотрящих снизу вверх. Позже в интернете я нашла просто массу таких групповых фотографий, которые они датируют (месяц, год, город и страна) для какой-то непонятной отчётности.

Таня с Леной не смогли прийти ко мне на камера дэй. Пришлось мне просить переводчика Алекса сфоткать меня с Джен и Майклом Готтом (фото 11). После этого кадра Джен и Майкл с обеих сторон одновременно поцеловали меня в щёки. Это было ОЧЕНЬ неожиданно и приятно. Ни день, а настоящий праздник получился.

Через несколько дней я сделала несколько фотографий для нашего переводчика Алекса, созвонилась с ним и встретилась, чтобы подарить. Мы немного пообщались, и Алекс рассказал мне об американцах много интересного. Майкл Готт учился в Эдинбургском университете в Шотландии, учился хорошо. На каникулах у них была экскурсия по западным странам и СССР для того, чтобы студенты имели возможность сравнить буржуазный и социалистический уклад жизни. Билет на такую экскурсию стоил дешевле, чем месяц проживания в общаге, поэтому такой возможностью грех было не воспользоваться.

Майкл сначала посетил Киев и Винницу, потом в Минск собирался. Прибыл он в Минск, когда к нему КГБ пришло, или это ещё на Украине было, сложно вспомнить. Но то, что его посадили на самолёт и сказали, что Минска он не увидит, это точно было. Был даже арест и всё из-за того, что Майкл провёз на территорию СССР несколько Библий с целью распространения. Потом его выпустили. Но в Минск Майкл всё рано вернулся, город он изучил довольно хорошо и даже знает, где находится дом, в котором жил Ли Харви Освальд до убийства Джона Кеннеди. Дом этот где-то в районе часового завода «Луч» (это по рассказам Алекса, гораздо позже я читала, что это другой дом, на площади Победы жёлтое здание рядом с зелёным домом-музеем I съезда РСДПР). Верующим Майкл Готт стал в 17 лет, что этому поспособствовало – неизвестно.

Потом Алекс рассказал про Джен. Она в детстве серьёзно болела, это некое заболевание мозга или нервной системы, я не запомнила название болезни, но ей характерны общая заторможенность, плохая память. Джен не могла научиться читать и писать, так как переставляла буквы в словах (сейчас я бы сказала, что это похоже на дислексию, но я могу ошибаться), но потом у неё удалили опухоль в голове, после чего она быстро наверстала упущенное в плане учёбы. Позже, уже работая с Майклом на курсах английского, Джен перед поездкой обучала учителей методике преподавания английского языка для иностранцев. Узнав об этом, я поняла, почему Джен разучивала с нами только лёгкие и короткие песни. Длинные и сложные мы стали проходить только на курсах английского в 2005-м, когда Джен и Майкла уже не было.

Как Джен и Майкл познакомились не известно, но на данный момент они женаты порядка 45 лет. Восхищаюсь Майклом в этом смысле, что он протянул такой особенной девушке руку помощи, заботился о ней всю жизни, это, наверное, и есть настоящая любовь и христианская верность в браке.

В армии Майкл не был, но зато там были Джоди и Адам. 1-го августа у нас в Беларуси День ВДВ, Алекс, Джоди и Адам поехали на «Остров слёз» - это у нас в Минске мемориал воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане. Хоть они и были в «гражданском», но отдали честь памятнику. Встретили каких-то пожилых военных, которые спросили из какой дивизии американцы, те ответили. Оказалось, что этой дивизии в 2003-м исполнилось 30 лет и по этому поводу подарили Алексу, Джоди и Адаму памятные значки и блокноты. Так же Алекс рассказывал, что он уже третий раз работает переводчиком на этих курсах.

Летом 2004-го у меня не получилось попасть на курсы, хотя я очень хотела. В следующий раз я на них оказалась летом 2005-го. Джен и Майкла Готта не было почему-то, вместо Майкла речи толкал какой-то другой мужчина (директор курсов, вроде так это называлось), но это было уже совершенно не то. Среди учителей знакомых лиц не было, зато среди «наших» встретила женщину по имени Люда, с которой я познакомилась в 2003-м на второй неделе занятий, помню она была очень озабочена возможностями переезда в США.

Так вот, ещё интересная информация. То ли от Люды (ей тоже кто-то рассказал), то ли от кого-то другого, я узнала, что американские учителя с этих курсов далеко не такие искренние благотворители, которые за свои деньги прилетают к нам в Минск, чтобы учить нас английскому. Оказывается, что если они во время отпуска приедут в страны третьего мира с благотворительными целями, то у них будет какая-то невероятная льгота по налогам. То есть, даже заплатить из собственных денег 2000 долларов за авиабилеты из США в Минск и обратно – это стоит того, чтобы получить эту налоговую льготу, то есть она должна быть больше стоимости авиабилетов.

Проживание и питание у учителей за счёт минской баптисткой церкви, где проходили наши занятия. Ещё мне рассказывали, что они не сразу в Минск летят самолётом, а высаживаются в Европе (Португалия, Испания, Франция), а потом по Европе едут на автобусе, так выходит дешевле. В принципе, то как они добираются, меня не волнует, я бы тоже предпочла автобус, чтобы в окошко на пейзажи полюбоваться. Но вот ощущать, что нас обманывают и едут к нам ради налогов, а не из-за искренней любви к Богу и людям, как они сами о себе говорят – это немного обидно. Видимо, именно поэтому у них такой основательный документооборот, о котором я всё время упоминала: запись по телефону с указанием настоящей фамилии, в день собеседования проверяют паспорт, заполняешь бланк на самом собеседовании, потом бланк о посещении воскресного мероприятия (придёшь/не придёшь, принесёшь/не принесёшь десерт) и в конце бланк с оценкой способностей своего учителя. Плюс ещё фотки студентов в последний день занятий. То есть это явные доказательства (для налоговой) того, что в Беларусь учителя приезжали и действительно обучали нас языку.

Больше на курсы английского я не ходила. Особых способностей к иностранным языкам у меня нет, как я уже говорила ранее, был интерес к религиозным речам и юмору Майкла Готта, но так как в 2005-м его уже не было (дальше я даже не интересовалась, был ли он с Джен в Минске в последующие годы), то и интерес пропал.

Так же я ходила на эти курсы ради того, чтобы как-то расширить свой круг общения и может быть найти новых друзей (и не только друзей), но и тут ничего интересного не вышло, дружбы я ни с кем не завела и после курсов если и общалась со своими одногруппниками, то только для того, чтобы отдать им фотки на память. В начальной группе обучаются в большинстве своём девушки и очень молодые парни, не вызывающие у меня особого интереса. Будь у меня выше уровень знания английского и попади я в более сильную группу по изучению языка (а может даже к самому Майклу в группу, но там самый сильный уровень), может тогда и интереса к курсам у меня было бы больше.

Тем не менее, я с большим теплом и ностальгией вспоминаю те времена, когда столько сил, драйва, жизни, романтики и где-то наивности во мне было, та версия меня была бесподобной и неповторимой. Люблю себя ту! И свой рукописный дневник чуть ли не со слезами ностальгии читала, большое счастье, что не ленилась его в те времена вести.

Интересные статьи на тему курсов английского "Майкл Готт Интернешнл" (Michael Gott International) нашла в блогах:

1. В ЖЖ у девушки из Кишенёва: https://md-community.livejournal.com/727817.html Там в комментах есть рассказ о посещении аналогичных курсов в Днепропетровске. Как я поняла, сейчас во время собеседования начали брать небольшой организационный сбор, скорее всего на канцтовары. Сами курсы по-прежнему бесплатные. Если почитать комменты, то часть людей считают курсы сектой, другая часть комментаторов рассказывает именно об английском, а не о какой-то очень уж сильной религиозной пропаганде.

2. Розалина из Киева так же посещала курсы в 2006-м году: https://users.livejournal.com/rozalina-/8409.html Уникально то, что она хорошо знает английский и попала в самую продвинутую группу, к самому Майклу Готту. Рассказывала, как он сделал комплимент её знанию языка.

3. Сам Майкл Готт вместе с Джен занимается пасторской деятельностью. Нашла на сайте библейской семинарии города Ирпинь (Киевская обл. Украина) небольшую статью о проповедях Майкла в стенах семинарии: «Майкл Готт: "Евангелизм - это сердцебиение Церкви».
 
4. Видео о курсах английского, проводимых в Хмельницком (Украина) в 2016-м CNLNEWS: Команда Michael Gott International провела школу английского https://www.youtube.com/watch?v=Pl4krn1Ixtc Вот ровно так это всё и происходило, те же движения во время пения песен, с 2003-го года ничего не поменялось.

5. Интервью с Джен Готт, Запорожье (Украина) 2012 год:

6. А вот сайт курсов английского в Минске: http://esl.by На момент написания этой статьи (май 2021) там была информация о курсах, проводимых в церкви «Свет Евангелия» на Яна Райниса, 6 (это там, где я занималась) в январе 2020 года (то есть уже полтора года ничего не проводят из-за коронавируса). Причём курсы длились не два потока по две недели (месяц в сумме), а всего лишь пять дней. Описание курсов, принцип их проведения тот же, что и был, только про Майкла Готта уже ни слова, организатор курсов ОО Международный христианский благотворительный центр "Надежда". Про занятия в церкви «Вифлеем» на ул. Горецкого информации не обнаружила. Я нашла сайт той церкви, пролистала архив новостей до начала 2018 года, про курсы английского ни слова.

Так как здесь на прозе к произведению можно добавить только одну фотографию, то я сделала коллаж. В своём ЖЖ я написала дополнительную статью про курсы с этими же фотками по отдельности, сканами сертификатов этих курсов английского, которые мне выдавали в 2003-м и 2005-м годах (просто чудом нашла их в своём шкафу), так же сканами газеты «Minsk Times», той статьи, где рассказывали про курсы и у меня интервью брали: https://marinaizminska.livejournal.com/1043650.html

Ссылки на украинские сайты в пунктах 3 и 5 проза.ру не отображает почему-то, я продублирвала их в своей статье в блоге.

Заканчивая тему баптистов поделюсь ещё некоторыми своими наблюдениями. Собирая информацию о курсах в интернете и соцсетях, на ВКонтакте нашла группу «Молодёжка». Эта группа освещает мероприятия молодых прихожан (парней и девушек) в церкви «Свет Евангелия» на Яна Райниса, 6. Фотограф у них там классный, с большим интересом посмотрела фотки их вечеров в церкви с песнями, игрой на музыкальных инструментах, чаепития с печеньками, встреча нового года в церкви. Честно говоря, сильно удивилась, что у нас такая религиозная молодёжь, да ещё и баптисты. Обычно заглянешь в интернет – одни тиктокеры и сатанисты кругом.

Шатерова Марина Александровна.
01.05.2021 – 03.06.2021