«ПОДСОЛНУХИ»
- 1-
Среди старых газетных вырезок, дневников, писем и записных книжек, что с незапамятных времен хранит мой домашний архив – мягкий кожаный портфель с ремешком поперек и блестящими защелками, обнаружились вдруг под скрепкой сразу три корешка давних кассовых документов за 1970 год, последней декады января. - о выплате мне за участие в съемках массовых сцен кинофильма «Подсолнухи» по 3 рубля 70 копеек за каждый день съемок!
* * *
Сразу вспомнилось – дней таких было три, а фильм «Подсолнухи» – итало-советский фильм режиссера Витторио де Сика - военная драма с участием кинозвезд мирового уровня Софии Лорен и Марчелло Мастрояни. Драгоценным дополнением звездного дуэта стала там и наша отечественная актриса Людмила Савельева, поразившая итальянского режиссера своим участием в экранизации «Войны и мира», а потому приглашенная на съемки «Подсолнухов» в роли русской возлюбленной итальянца Антонио.
Эта лента - о судьбе итальянца Антонио, отправленного во время Второй мировой войны на русский фронт, и о двух его любимых женщинах, стала одним из лучших антивоенных фильмов о любви и молодости, загубленных войной.
Однако премьера фильма, состоявшееся 13 марта 1970 года в Риме, оказалось скандальной. Представители СССР на нее демонстративно не явились!
Камнем преткновения стала снятая на Украине сцена посещения героиней фильма гигантского кладбища итальянских солдат и офицеров, погибших от голода и болезней в русском плену. Признаться в этом руководители СССР не могли, а потому Посол СССР в Италии Н.С. Рыжов потребовал изъятия из фильма эпизода с кладбищами!
Итальянцы попытались найти компромисс и фильм был снабжен титрами о том, что вся эта история вымышлена и все совпадения случайны. Однако Посол Рыжов был непреклонен и запретил советским гражданам идти на премьеру фильма и предшествующую ей пресс- конференцию…
* * *
И все же эта лента, пришедшая к нам из-за рубежа, со стороны когда-то царившего там фашизма, оказалась близка русскому зрителю. Она показывает, что нет никаких национальных предрассудков, а в мире правят любовь и высокие чувства! Лейтмотивом повествования становятся подсолнухи – их бескрайнее поле… Символ того, что в войне нет ни победителя, ни проигравшего: есть только люди со своим восприятием бескрайнего и многоликого мира!
Какую крупицу истины удалось ( и удалось ли?) внести в «Подсолнухи» автору этих строк? Об этом - в следующей главке воспоминаний и размышлений…
( Продолжение следует)
На снимке: звезды мирового киноэкрана Софи Лорен и Марчелло Мастрояни в итальяно - советском фильме "Подсолнухи", 1970 г.
Фото из интернета