Письма из СССР -1

Владимир Федулов
     «ПОДСОЛНУХИ»          

         - 1-
     Среди старых газетных вырезок, дневников, писем  и записных книжек, что с незапамятных времен  хранит мой домашний архив –  мягкий кожаный портфель  с ремешком поперек и блестящими защелками, обнаружились  вдруг под скрепкой сразу три корешка давних кассовых  документов за 1970 год, последней декады января. -  о выплате мне  за участие в съемках массовых сцен кинофильма «Подсолнухи»  по 3 рубля 70 копеек за каждый  день съемок!

        *  *  *

    Сразу вспомнилось – дней таких было три, а фильм «Подсолнухи»  –  итало-советский фильм режиссера Витторио де Сика - военная драма  с участием кинозвезд мирового уровня Софии Лорен  и Марчелло Мастрояни. Драгоценным дополнением звездного дуэта  стала там  и наша отечественная актриса Людмила Савельева, поразившая итальянского режиссера своим участием в экранизации «Войны и мира», а потому приглашенная на съемки «Подсолнухов» в роли русской возлюбленной итальянца Антонио.

    Эта лента - о судьбе итальянца Антонио, отправленного во время Второй мировой войны на русский фронт,  и о двух его любимых женщинах, стала одним из лучших антивоенных фильмов о любви и молодости, загубленных войной.

   Однако премьера фильма, состоявшееся 13 марта 1970 года в Риме, оказалось скандальной. Представители СССР на нее демонстративно не явились!

   Камнем преткновения стала снятая на Украине сцена посещения героиней фильма гигантского кладбища итальянских солдат и офицеров, погибших от голода и болезней в русском плену. Признаться в этом руководители СССР не могли, а потому Посол СССР в Италии Н.С. Рыжов потребовал изъятия из фильма эпизода с кладбищами!

   Итальянцы попытались найти компромисс и фильм был снабжен титрами о том, что вся эта история вымышлена и все совпадения случайны. Однако  Посол  Рыжов был непреклонен и запретил советским гражданам идти на премьеру фильма и предшествующую ей  пресс- конференцию…

            *  *  *
   И   все же  эта лента, пришедшая к нам из-за рубежа, со стороны когда-то царившего там фашизма, оказалась близка русскому зрителю. Она показывает, что нет никаких национальных предрассудков, а в мире правят  любовь и высокие чувства! Лейтмотивом повествования становятся подсолнухи – их бескрайнее поле… Символ того, что в войне нет ни победителя, ни проигравшего: есть только люди со своим восприятием бескрайнего и многоликого мира!

      Какую крупицу истины удалось ( и удалось ли?) внести в «Подсолнухи» автору этих строк?  Об этом -  в следующей главке  воспоминаний и размышлений…

                ( Продолжение следует)

На снимке: звезды мирового киноэкрана Софи Лорен и Марчелло Мастрояни в итальяно - советском фильме "Подсолнухи", 1970 г.

Фото из интернета