Как красота спасет мир?

Марат Валиахметов
Вопрос, вынесенный в заголовок, имеет прямое отношение к известному изречению «красота спасет мир». Изречение верно, если оно касается человека, понимающего красоту, тянущегося к ней. В этом случае, он вряд ли будет способен на злодейство и всякие разрушительные действия и даже мысли.
Однако зло, по нашим понятиям, а это нелюди всякого рода человеческого,  окружают себя красивыми предметами роскоши и даже пассий своих, выбирают из среды топ моделей. Представив себе на минуту, что у «хозяина жизни», в доме имеются произведения искусства,  у меня застывает мысль, что коллекция произведений обусловлена не тягой к красоте, а скорее стяжательством. А уж из какой они среды, эти «любители красоты» бандитской или чиновничьей – все едино. Бедные художники!  Ничего нельзя утверждать, наверное. Даже анализируя свое отношение к исследуемому предмету, я не могу стопроцентно утверждать, что не заблуждаюсь, но желание высказаться, поделиться своими соображениями и найти понимание среди себе подобных, подвигли меня на этот небольшой труд.
В детстве мне казалось, что за редким исключением, меня окружают сплошь некрасивые люди. Ни отец, ни мать и не старшая сестра, при всей любви к ним, не казались мне красивыми. А себя, тем более не считал красавцем, разглядывая семилетнюю мордашку в зеркале. Каким-то природным, может быть на беду свою, наитием, мне надо было с детства, обращать на это внимание. Некоторые из дворовых приятелей были в моем понимании близки к совершенству, но не на все пять. То же ожидало меня в школе. Первая учительница, классическая Марь Иванна, ее так звали, была некрасивой женщиной, предпенсионного возраста,  с лицом темным и морщинистым, как груша из компота. И это тоже, почему-то отвлекало меня от внимания к преподаваемому предмету. До сих пор мне стыдно за это, но не могу не вспомнить об этом в связи с исследуемой темой.  Одноклассницы тоже не казались мне красавицами. Пожалуй, мне больше нравились головастики в лужах, аквариумные рыбки, красотой которых я мог подолгу любоваться, всякого рода птицы, от воробышек и заканчивая красногрудыми снегирями. Но все же по большей части ощущение красоты пришло не из вне и не из реального окружающего меня, как я сейчас понимаю красивого мира, а из увиденного и воспроизведенного в своих картинах художниками, с которыми я раз и навсегда встретился в цветных вкладках в журнале «Огонек».
Для понимания того, что я хочу сказать о понятии «красота», момент сей не маловажен, потому что видение в этом случае важнее реальности. Я ли не видел красоты уральских предгорий, березовых рощ, но красота, представленная в иллюстрациях «Огонька», отзывалась в моей душе и заставляла замирать сердце от восторга. После чего, взгляд на окружающую меня природу стал меняться, но честно сказать, березки Левитана, мне все же ближе, чем березки реальные.  Надо отметить, что именно в природе можно заметить противоречивые свойства красоты. Безобразная грязь на раскисшей дороге, покосившиеся сараи и всякие развалины обретают настоящую красоту в картинах и этюдах художников. Впрочем, этот парадокс догнал меня позже, когда я уже учился в художественной школе, в училище, а потом и в природе, сидя с отцом на рыбалке, в пионерских походах и на первых своих этюдах, когда взгляд на природу становится более пристальным и оценивающим, когда возникает необходимость извлечь из мотива ту самую красоту и передать ее на холсте. Утверждение, «в природе все красиво», долгое время не находило во мне приятие и лишь много позже я понял, что не всякому дано объять все разнообразие ее и соответственно своему настроению воспринять ненавязчиво предлагаемую красоту. И в этом случае помогают художники, глазами которых люди начинают видеть и понимать красоту природы. Глазами передвижников и импрессионистов мы видим окружающий нас мир, а пейзажи Возрождения, кажутся нам искусственными. Понимание красоты и сопереживание ей, с одной стороны дается человеку как талант от рождения, а с другой стороны, зародившись в нем, развивается в течение всей его жизни.
Природа многообразна. В  настоящее время, когда, пожалуй, исчерпаны все изобразительные средства, люди одинаково верят в правдивость изображения и в работах старых мастеров: барбизонцев, передвижников, импрессионистов и так же в работах Ван Гога и Зверева.
Вернусь к  себе.  В свои 14-15 лет не мог смириться с некрасивыми людьми на улице и, признаюсь, мысленно расстреливал их, как нынешние дети, уничтожают монстров в компьютерных играх. Искренне желая очистить мир от некрасивого.
Со временем мой взгляд на внешнюю привлекательность обогатился умением распознать внутреннюю привлекательность человека, его ум и душевные качества. Понятие красоты стало расширять свои границы. Пришло понимание того, что определение красиво или некрасиво можно отнести не только к внешнему облику человека, но и к его внутреннему миру. А кроме того еще и  ко многому другому: поступкам человека, жестам, гримасам, позе и к прочему, как то шахматы или спортивная игра - красивый удар, красивая комбинация. Как-то рисуя карандашный портрет своего приятеля, ну совершенно некрасивого с лица, никак  не мог ухватить нечто все же привлекательное в его длинном носе и мой товарищ, более мастеровитый в рисунке, наблюдавший мои мучения, сказал:  «посмотри, через какой красивый изгиб начинается его нос ото лба через переносицу».
После преподанного мне урока я стал находить красоту в портретах, хотя за все годы в училище не было ни одного красивого натурщика.
 В подтверждение тому, что чувство красоты дано к сожалению не всем, приведу такой пример. Как-то в Москве был восхитительный закат, когда барашки облаков на небе, раздутые ветром, были подсвечены радужным многоцветием и мы с дочерью не могли оторвать взгляда от этой красотищи. Люди шли вокруг нас, глядя себе под ноги, занятые своими мыслями. Природе абсолютно все равно, как ее воспринимают люди. Она существует по своим законам, но конечно же, Версальский парк – это как из разных продуктов соорудить вкусное блюдо. Участие человека в неком совершенствовании окружающей среды или даже мира, вполне допустимо, пусть даже, если при этом проявляется  некая вкусовщина. Это к вопросу «на вкус и цвет товарища нет». Кому-то больше нравятся дикие заросли. Обо всем можно спорить, но надо ли? С обостренным чувством красоты, человек создал архитектуру и построил красивейшие города, которые  встроились в природу и в лучших ее образцах ничуть не вошли с ней в конфликт. Кто оспорит красоту Рима, Лиссабона, Вены, С-Петербурга, но вряд ли станут защищать и превозносить унылые районы того же Парижа или Барселоны, или хрущевские (брежневские) дебри Москвы. С музыкой сложнее. Есть выработанный мной критерий оценки песен – хочется прослушать до конца, значит музыка красивая и даже ненавистный реп, иной раз радует слух. Классике же надо учить, так же как азбуке. А там опять дело вкуса.
Но заметим, это опять о красоте, вернее об ее понимании, о воспитании этого чувства прекрасного, во всем.
В поэзии, музыке, живописи, архитектуре, литературе, в спорте и труде, кино, театре. Без чего человек, только  обликом своим будет похож на человека, а тем более красивого. Да, он не спасет мир, одевшись красиво по своему вкусу, обустроив и обставив красиво свое жилище и засадив цветами палисадник, но тем самым он спасет себя и свою душу, в этом, преимущественно черством мире. А если представить, возможность существования абсолютного большинства таких тонко чувствующих красоту людей, тогда может быть мир и будет спасен красотой.
Как же далеки мы от этого, думаю я, наблюдая за многими знакомыми, у которых дома некрасиво разбросаны вещи, расставлена мебель и нет ни одной картины на стене.
В конце моих несколько сумбурных размышлений, хочу повторить мысль, выказанную в начале статьи, но более развернуто: человек понимающий красоту, никогда не посягнет на жизнь другого человека, животного, не нанесет ущерба природе, не станет  разрушать, уничтожать произведения искусства и книги, в общем смысле, будет заниматься не разрушением, а созиданием.
И только таким образом может быть спасен наш красивый мир!

Июнь 2021, Барселона