Эссе. Они остаются жить в нашей памяти

Тамара Воронина 2
Эссе. Они остаются жить в нашей памяти…
          Косит и косит…ушел еще один мой друг, прекрасный музыкант, Владимир Зыкин. …А что в   памяти? А в памяти  вижу его улыбающимся и  живым. ….Помню.. летний день.. Трамвайная остановка   Музкомедия. Вдруг неожиданное.. «Привет!» отвечаю: «Привет!», «Из филармонии?»  «Да. репетировала  ….…»  «А я в филармонию иду…» « Слушай, Володя! Я хотела бы тебе кое-что предложить. Дело в том, что я с Андреем Елецким  сделала программу «Поп-классика и Серебряный век». Показали в малом зале филармонии с успехом, министр  культуры Ветрова Наталья Константиновна  приходила, директор Александр Николаевич. Получили приглашение от  Камерного театра …заинтересовались нашей программой. А Андрей, понимаешь, сломал палец. Он не только играть, рисовать не может, он же еще и  художник. Собирается ехать в Чехословакию на лечение. Говорит, что не менее года, даже двух, будет восстанавливаться. А что, если я тебе предложу сделать со мной «Серебряный век и поп-классика….». И вдруг слышу ответ : «А что.. можно попробовать. Вообще-то, это интересно….Пришли  тексты… Я подумаю…». Расстались. Я стала для Володи   искать что-то другое. Андрей, как пианист, работал на электронном синтезаторе. Много импровизировал. А Владимир по специальности баянист, должен был играть на электронном французском аккордеоне. Для него я   выстроила новую композицию из стихов Одоевцевой, Блока, Северянина, Есенина. Через несколько дней звонит. « Ты знаешь, я кое-что уже нашел… Можно интересно сделать». Так началась наша работа. На репетиции ездила к нему домой на ЖБИ. Вскоре определилось отделение, с его соло, с его великолепными инструментовками. Какая красота, как звучало. Ольге его - жене, особенно нравились «Ананасы в шампанском». Помню, кричит из кухни, просит повтора. Там она чай готовила…. После занятий садились попить чайку, немого еще поболтать, и я уходила домой  с  отличным настроением. Благодарила Олю за чай, Володю за блестящие музыкальные инструментовки.
Когда все было сделано, отрепетировано, решили вынести на публику. Эта наша  программа жила жизнью, отдельной от филармонии. Как-то там  не сразу  приняли. Признание приходилось завоевывать. Мы искали пути к публике.  Колледж им. Ползунова стал для нас прекрасной концертной площадкой . Красивый зал, хорошая акустика,  великолепная аппаратура, чуткий звукорежиссер. Зал заполнялся, билеты раскупались, желающих много. Прием отличный, встречали, благодарили. Первое отделение с пианистом,  второе  с Володей..  Просто праздник.. В  2008 году на фестивале «Царские Дни» в большом актовом зале колледжа Ползунова состоялось открытие «Театра Слова». Программы «Театра Слова» отличались содержанием, мастерством, вкусом, исполнительской культурой. Программа по Серебряному веку тоже впервые была представлена на сцене актового зала колледжа Ползунова. Она была составлена из литературных портретов по книгам писательницы Ирины Одоевцевой  «На берегах Невы» и « На берегах Сены». Это Анна Ахматова, Николай Гумилев, Георгий Иванов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий  Мережковский и др. Живя целый год (1987) в Ленинграде, рядом с Ириной Одоевцевой, я сделала две сольные литературные  программы, из двух отделений каждая, где она выступила, как режиссер. К сожалению, в филармонии эти мои программы не сразу приняли. Нам эта дамская писательница не интересна «-так заявила одна из редакторов отдела». Пришлось какое-то время переждать, работать, завоевывать публику на стороне. Наконец, состоялось прослушивание. Программы были приняты с успехом. Художественный  совет рекомендовал включить их в гастрольный план. И я повезла их по городам России.. Из этих двух программ, я и сделали одну в двух отделениях. Володя сделал великолепные инструментовки для второго отделения. Он нашел свои, отличные  краски, трактовки  и программа  зазвучала по новому.. Вот эту-то программу мы и  вывозили дважды в Москву. До Москвы первое отделение вел пианист Засл. арт. России Борис Орлов. А в Москву он поехать по состоянию здоровья не смог, и его заменил молодой пианист, лауреат  международных  конкурсов, Владислав Чепинога. Первая поездка состоялась  по приглашению ЦДРИ, выступали в малом зале, и с большим успехом. На концерт пришла внучка Я.М. Свердлова Елена Андреевна Свердлова  с большим букетом цветов. Очень благодарила, отметила высокое исполнительское мастерство. Второе приглашение было выступить на ВДНХ на Празднике Русского Слова. Его тогда возглавила Путина Людмила Александровна. Праздник проходил целую неделю.  На каждый день было запланировано наше выступление. Это было очень торжественно, много  народа, огромный зал, экраны.
    Итак, мы ездили выступать в Москву два раза. Первую поездку нам оплатил ЦДРИ. А вот выехать  на ВДНХ нам помогла от Фонда Исторической перспективы Наталья Алексеевна Нарочницкая. Выступили мы и   у нее в фонде. Поддержка ее  была очень ощутимой.
        Время шло, мы трудились и, наконец, филармония предоставила нам  Большой зал с афишей. Мы были на высоте. Большой зал полностью заполнился, это был наш успех. Мы получили  признание  и публики, и  руководства филармонии. И, все-таки, продолжали искать новые краски, Появились и балетные номера. А когда  второе отделение стали открывать дети Дягилевского лицея, балетмейстер-постановщик Наталья Павликова,  это очень украсило концертную программу. Дети были прелестны. Она  приобрела новый формат. Звучащее Слово и балет были  и новым  и необычным и очень современным. Два сольных номера со мной исполняла  Мария Викулина. В колледже им. Ползунова мы  давали по три «Серебряных века» в месяц и спрос не останавливался. На один из концертов пришел Андрей Елецкий, который вернулся с лечения. На другое утро звонок . . «Тамара, я всю ночь не мог заснуть. Я потрясен. Какой   Володя музыкант! Ты не поверишь - до слез..».-  « Да,- говорю - отличный музыкант. Повезло Серебряному веку, мне и Одоевцевой».  Работа с Заслуженным артистом России Владимиром  Зыкиным была, и осталась, неповторимой, яркой,  незабываемой  страницей в моем исполнительском творчестве .На сцене с ним  было взаимопонимание, полное растворение в номере,  в ансамбле- творческое слияние, понимание, сотворение чуда… Забыть такого музыканта невозможно. Редкое дарование. Созданная и выращенная им «АЮШКА» - это уникальный коллектив в истории филармонии. Об этом будут и писать и вспоминать. Но это уже другая страница.
Народная  артистка России Тамара Воронина
1 июня 2021г