Дачные страсти. 23-24 главы

Александр Семенов 8
Глава 23

   - Кто хочет завтра поехать дом новый смотреть? - спросил за ужином Сергей домочадцев.
   - А что, дом уже готов? - заверещали дети. - Большой дом?
   - Готов. Сегодня у строителей принял работу. Неплохой дом получился. Ну, да завтра сами увидите. А ты, Клава, не хочешь что ли дом посмотреть?
   - А чего его смотреть? Дом он и есть дом. Жить в нем я не собираюсь. - с полным безразличием ответила жена.
    Клавдию совершенно не интересовало, что и как делает муж для своей семьи. Она жила в каком-то своем, только ведомом ей мире, а скорее в скорлупе, которую даже не хотела  или не могла приоткрыть. Поначалу Сергея это напрягало. Он пытался растормошить ее, пробудить, хоть бы какой-то интерес к происходящему вокруг нее. Спустя немало лет он понял бессмысленность своих потуг и решил: "Пусть живет, как живет". Дети, наоборот, живо откликались на все новое. Хотя бы не на деле, а на словах поддерживали отца. Да и что они могли? Школа, кружки, занятия спортом забирали все время, но по выходным они обязательно ехали с отцом на дачу. В чем-то помогали, но больше дурачились. Но то, что они были рядом, вдохновляло и добавляло энергии.
   - Ого-го! Вот это домина! - воскликнул Лешка, как только машина остановилась.
   - В десять раз больше чем халупка на старой даче.
   - Ну уж, прямо в десять? - усомнилась сестра. - Раз в шесть, наверное.
   - Хватит спорить! Идемте дом смотреть.
    Семейство Храмовых вошло внутрь дома. И отец, как заправский экскурсовод, начал объяснять предназначение комнат:
   - Это гараж для машины, а вот тут за дверью кухня, а дальше за следующей дверью будет столовая.
   - Ух ты! А какая мебель будет?
   - Ну, на кухне, как и положено, будет плита с газовым баллоном, холодильник, шкафчики для посуды. Возможно, старый сервант перевезу сюда. Ну, а в столовой: стол, стулья или табуретки - на что денег хватит.
    Лешка, не дослушав отца, метнулся на второй этаж.
   - Сеструха, поднимайся сюда! Здесь так классно!
   - Ого-го! Какая веранда! В теннис играть можно.
   - А может, танцульки устраивать? - начал кривляться Лешка.
   - Можно и танцульки. Наприглашаешь мальчишек и девчонок, и устроите дискотеку.
Две довольно просторные спальни тоже не оставили детей равнодушными.
   - Папа, хорошие комнаты. Только вот белые стены, как в больнице. Обоями их надо  обклеить.
   - Со временем и обои наклеим, и линолеум на пол настелем, не ходить же по бетону. Светильники к потолку подвесим, если, конечно, электричество подведут.
   - Лешка, смотри из окна Волгу видно!
   - Точно. Только это не Волга, а водохранилище. Ого! А дач сколько, до самого горизонта одни дачные дома и сады. Здорово!
    Восхищению детей не было предела. Их воображение разыгралось и они выдавали одну идею за другой, как обустроить участок.
   - Папа, забор надо ставить, а то будут кому не попадя тут шляться.
   - Забор, хотя бы со стороны улицы обязательно до зимы поставлю. Деревья, кусты посадим, если успею, то и поливную систему проложу, - рассуждал Храмов, прогуливаясь по участку. - Много еще чего надо сделать.
   - Папа, еще надо дом снаружи заштукатурить и покрасить в салатный цвет. Знаешь, как ярко он заиграет.
   - Надо, Танюша. Только не все сразу. У меня теперь другие заботы, как свадьбу твою справить.
   - Ой, папа, не ломай голову. Все справляют и мы справим.
   - Конечно, справим. Только денег уйму надо. Если бы я раньше знал, что ты замуж выходить соберешься, я бы дом не начинал строить.
   - Ты, что! Вон, какой хороший дом построили. Только оштукатурить надо.
   - Что ты за эту штукатурку зацепилась? Заштукатурим. Возможно следующим летом и заштукатурим.
   - Отец, а ты разметь, где какие деревья будешь сажать, а я ямы выкопаю.
   - Много ям, Лешка. придется копать. Я планирую большой сад здесь посадить. Земли вон сколько много.
   - Ничего. Не за один раз, а за несколько дней выкопаю, - заверил сын. - А какие деревья будешь сажать?
   - Как какие? Естественно яблони, груши, сливы, вишни, абрикосы, орехи, алычу. Как в библейском сказании "каждой твари по паре, а может и по две".
   - А персики? Помнишь, на старой даче какой персик урожай у нас давал? Правда, сдох быстро.
   - Ну что это за определение? Не сдох, а плодоносить перестал. Персики - деревья не долговечные не то, что груши. А давайте-ка перекусим, да потом ямки под столбы для забора выкопаем. На работе обещали на следующей неделе труб нарезать и звенья для забора сварить.
    После обеда Сергей отошел от детей в сторонку и закурил, а детвора продолжала щебетать и строить какие-то грандиозные планы по превращению пустого пока участка в цветущий оазис. " Хорошо, если бы это были не просто слова, но и реальное их воплощение", - подумал он и, потушив об отмостку сигарету, скомандовал:
   - А ну, фантазеры, берите лопаты и за работу!
    Храмов протянул бечевку от столбов соседних участков, чтобы ямки были выкопаны на одном уровне, и через каждые два метра поставил метки-колышки, сделанные из сучков абрикос, выброшенных на пустырь. Лешка с Татьяной взяли лопаты и приступили к копанию ямок. Но не тут-то было. Земля оказалась настолько утрамбованной грузовиками, подвозившими стройматериалы, что лопата звенела и отскакивала от земли.
   - Отец, земля, как бетон. Не хочет копаться.
   - Не может быть. Дай я попробую.
    Попытка Храмова хоть на пару сантиметров вонзить штык лопаты провалилась. Он встал на плечи лопаты двумя ногами, пытаясь тяжестью своего тела прорезать землю. Тщетно.
   - Да уж! Придется другую технологию использовать. Берите ведра и тащите сюда воду. Там сосок с краном вварен в центральную трубу.
    Ребята принесли два ведра воды. Сергей по-тихонечку начал поливать землю водой вокруг колышков. Вода не хотела впитываться и стекала на дорогу. Тогда он принес на лопате песок, сделал невысокий бортик вокруг колышка и снова начал лить воду. Теперь вода так не убегала, но и впитываться в землю не очень-то хотела.
" Ничего, подождем немного. Вода смягчит землю. Удастся хоть небольшую ямку сделать. В нее снова налить воды и так мало-помалу выкопаем ямки", - думал Храмов, огораживая песчаными дамбочками остальные колышки. За это время вода на месте первого колышка ушла в землю, и он без особого труда смог сделать углубление сантиметра на три. Алешка за это время залил водой все остальные лунки. Таким образом, часа через два с помощью нехитрых гидросооружений, удалось выкопать необходимые для установки столбиков ямки.
   - Ну как, детки, поняли сколько труда надо приложить, чтобы превратить эту землю в цветущий сад?
   - Да, отец. Попотеть придется...
   - На участке земля паханая. Ямы под деревья легче будут копаться. Так что, не дрейфь, Лешка.


Глава 24

   - Ты, Лешка верхний слой земли, примерно на штык лопаты, в одну сторону от ямы складывай, а из глубины - в другую
   - А это зачем?
   - Верхний слой плодородный, а внизу суглинок. Когда деревья будем сажать, плодородным слоем  смешанным с навозом и удобрениями корни засыплем, чтобы у саженца питание было. А потом уж и остальную землю в яму свалим, - поучал сына Храмов, когда они в следующий раз приехали на дачный участок и приступили к подготовке ям для посадки деревьев.
   - Это что за наука такая?
   - Агротехника, сынок, называется. Книжки по садоводству надо читать. А у меня и опыт определенный уже есть.
    Изрядно попотев, Алешка выкопал до обеда четыре посадочные ямы, при этом, несколько раз обливался водой из шланга поливочной системы. Вероятно, подросток при этом десяток, а то и больше раз пожалел о том, что когда-то сказал отцу, что дня за три выкопает все ямы.
   - Ну что, сын, тяжеловато землю ворочать? - спросил Храмов, когда Лешка в очередной раз присел в тени дома передохнуть.
   - Не очень. Просто руки с непривычки устали.
   - С последней ямой руки привыкнут, - пытался пошутить отец. - Сейчас я зацементирую последний столбик и тоже ямы копать начну. А ты пока отдыхай.
   - Полежать бы сейчас на диване. А когда ты диван сюда привезешь?
   - Весной. На зиму нет смысла мебель сюда тащить.
   - Веснооойй, - проканючил Лешка. - До весны еще долго, а полежать сейчас хочется.
   - Возьми в гараже брезент. Расстели его и полежи.
   - Да ладно, обойдусь. Жарко просто очень.
   - Солнце хорошо припекает, хотя уж август к концу подходит. Скоро в школу пойдешь, некогда будет на дачу ездить. Ну, да ничего. До школы мы с тобой все ямы выкопаем.
   - Отец, а почему на дачах никого соседей нет?
   - Ну  почему нет. Вон на даче, где кирпичный дом с мансардой две женщины постоянно живут. А остальные по выходным приезжают. Да и собственно ни с кем пока я и не знакомился. Времени нет, да и они не проявляют особого желания знакомиться. Приедут в выходные, скрючатся над грядками и до вечера головы не поднимут.
   - Получается они, как рабы на галерах. А дача должна быть не только для работы, но и для отдыха, - начал не по возрасту философствовать Лешка. - Выходит, на рынке овощи и фрукты легче купить, чем самим вырастить?
   - На ранке, Леша, все овощи и фрукты ядами и нитратами напичканы. Те, кто выращивают на продажу без конца ходят с опрыскивателем. Их яблоки и груши даже черви не едят.
   - То-то у нас на старой даче все яблоки червивые. Ты, что их не опрыскиваешь?
   - Опрыскиваю только до цветения.
   - Значит, наши фрукты экологически чистые. Поэтому их червяки и жрут.
   - Можно и так сказать. Хватит разглагольствовать, пошли ямы копать.
    Лешка поднялся и что-то бормоча себе под нос поплелся к очередному колышку волоча за собой лопату.

***

    В сентябре сыграли свадьбу Татьяны. Без помпезности, но и не хуже, чем у других. Да и о какой помпезности можно было думать в эти голодные девяностые. Благо овощи, фрукты, соления, варенья свои были. С остальным коллеги по работе хорошо помогли. Кто-то даже икры черной литровую банку раздобыл. Родственники жениха и гости остались довольны.
    Храмов, выжатый за последние две недели как мочалка, наконец-то вздохнул свободно, стряхнув с плеч предсвадебные заботы. Зато появились другие - надо было наверстывать несколько запущенные производственные дела. "Ничего, недельку посижу и разгребу все", - успокаивал он себя. И конечно, как иногда случалось и раньше, Сергей справился. Дела на работе вошли в привычный распланированный ритм. Появилась возможность в выходные с детьми поехать на дачу. Надо было собрать поздние сорта яблок, груш, перевезти их на хранение в подвал. Время подпирало. В ближайшие дни нужно посадить деревья и кустарники на новом участке.
" То надо. Это надо. Все надо!" - подгонял себя Храмов. Радовало, что через две-три недели все дачные дела закончатся и можно будет впасть в зимнюю спячку...
Но, как говорится: "Человек предполагает, а бог..." В декабре Храмову предложили перейти на новое, только что формируемое предприятие. Это была совершенно незнакомая отрасль. Радовало, что здесь можно было уйти от сложившихся на заводе стереотипов, устанавливать свои взаимосвязи подразделений внутри предприятия. Пугало одно, что нужно будет налаживать взаимоотношения с совершенно незнакомыми ему городскими структурами. И Храмов врубился - с головой ушел в новое дело а неожиданная смерть жены окончательно выбила его из колеи, да так, что заставила надолго не вспоминать о делах дачных.  Да и последующие несколько лет выбирался на участок только в редкие выходные.