Пять элементов тела человека

Алексей Ратушный
К Новой Анатомии

Как жаль, что чем больше понимаешь, тем меньше остаётся жить!
Потому и торопишься выложить хотя бы абрисно основное наработанное.
Кому-то пригодится, быть может.
Эль пять(L5) - симметрия Жизни
Мне это мама сказала еще тогда, когда я ходил во второй класс, то есть мне было восемь лет.
Симметриями я тогда увлекался как раз из-за кристаллов.
Дом буквально ломился от горного хрусталя.
Мы летом путешествовали по Уралу и с хрусталём у меня было всё в порядке. Чуть позже мы забрались в Слюдорудник, и хрусталь потёк в наш дом широким потоком.
Он там валялся под ногами. На каждом шагу.
Отвалы его были необъятны, не охватны, Залежи бездонны!
И пришлось геофизикам объяснять восьмилетнему сыну Лары, что есть и центр симметрии, и оси симметрии, и плоскости симметрии, и что бывают тела вращения, у которых число плоскостей симметрии бесконечно.
А вот у живых организмов, буквально у всех - только пять осей симметрии.
Вот так я и усвоил этот не совсем ясный мне тезис: пять осей симметрии.
Всё!
А потом я стал натыкаться на странные книжки по биологии, где об этом не говорилось ни слова!!
Как бы отдельно существовала кристаллография и отдельно наука о живых организмах.
Я смотрел на свои пять пальцев на руке, потом на свои пять пальцев на ноге.
И не понимал, где же тут пять осей симметрии?
Но достаточно о грустном.
Давайте рассмотрим такую концепцию человечесчкого тела:

Пять элементов:

Тело:

Кости (твердое)
Суставы (полутвердое)
Сосуды (мягкое)
Жидкости (растворы)
Газы

Традиционная анатомия предлагает такую структуру тем:

1. Учение о костях - остеология (osteologia)
2. Учение о соединениях костей - артрология(artrologia)
3. Учение о мышцах - миология (myologia)
4. Учение о внутренностях - спланхнология(splanchnologia)
5. Учение о сосудах - ангиология (angyologia)
6. Учение о нервной системе - неврология(neurologia)

Все дальнейшие логики и постулаты мы рассмотрим позже, если успеем.
Но обратите внимание на существенное различение в методологии.
В описательной традиционной анатомии господствует логика мясника.
Если Вы ежедневно вскрываете тушку одного и того же животного, то чисто практически вы начинаете уверенно различать те или иные части этой тушки.
И ваши практические наблюдения весьма ценны для решения определённого класса задач.
Иная ситуация возникает тогда, когда вы хотите в необъятном эмпирическом (то есть добываемым чисто опытным путём)материале навести сколько0ни будь понятный порядок.
Понятно, что кровь, кости и мясо - как элементы любой тушки курочки или бычка мы начинаем различать в конце первой недели работы на кухне.
Мне повезло в юности: моя тётя Неля - фигуристка!!! устроила меня на работу в офицерскую столовую учеником повара в мясной цех.
Именно там я ежедневно разделывал тушку бычка и несколько тушек курочек.
Это было основное содержание моей поварской активности в первые четыре часа восьмичасовой смены. И очень скоро я наловчился рассекать позвонки, оголять суставы, отделять внутренности и снимать кожу.
Понятно, что работающие с потоками человеческих мёртвых тел в моргах относятся к телам немного иначе, но хирургам, готовящимся оперировать живую ткань необходимы именно практические навыки нахождения путей к оперативному вмешательству, и им не до шуток. Именно вот эта логика практиков и лежит в основе их представлений о строении человеческого тела.