Мальчики...

Надежда Нога
Мальчики... И снова о мальчиках. С некоторыми из них бывает очень непросто. Но, на самом деле, гораздо хуже, если с маленькими мальчиками просто. Знаете — такие послушные, удобные "зайчики"... А что потом?

Мария Монтессори говорила, что нет "плохих" детей, что все дети — чистые души, готовые явить миру те сокровища, которые у них есть. Если есть какие-то внешние наслоения, отклонения, то это поведенческое, внешнее. Что истинная природа ребёнка это счастье развития и служения.
Когда малыш приходит на занятия, он может быть нелюдим, а может быть, напротив, нарушителем общего спокойствия и сосредоточенной работы других детей. Это всегда из-за нехватки любви. Причина всегда одна и та же — этой душе не хватает любви, заботы, внимания. И деятельности по возрасту. Но чем внимательнее мы смотрим, тем быстрее разглядим сокровища этого конкретного ребёнка, и это поможет подобрать к нему подход, понять как и чем его можно увлечь.

Вот этот малыш очень медлителен. Ну такой вот он. Дома он страдает из-за того, что его всё время подгоняют под взрослый ритм жизни. А в развивающей среде он сам решает что и с какой скоростью делать. И ему очень комфортно. Он может три-четыре раза подряд без перерыва, не спеша, начистить мельхиоровые ложки пастой. Ему нравится всё аккуратно складывать. Периодически, как многие маленькие мальчики, он выпадает из действительности и замирает с открытым ртом. В этом момент его ни в коем случае не нужно трогать и торопить. Пусть сидит. Он может так сидеть минут пять-семь, затем вдруг встрепенётся и продолжит работу. У мальчиков и девочек даже мозг развивается иначе. Мальчикам иногда нужны такие паузы, чтобы информация и впечатления "легли в нужное место".
Если дать процессам возможность установиться естественным образом, всё само со временем наладится. Если такого ребёнка подгонять, у него разовьются только комплексы.

А вот этот мальчик с претензией на лидерство при отсутствии необходимых качеств. Горячий такой, порывистый, не сидит на месте... Наша задача не концентрироваться на том, чего нет, а искать то хорошее, что есть и на что можно опереться. Да, он хочет быть всегда первым, лучшим, нетерпелив, бросает начатое, не любит убирать за собой, часто сбивает с толку других детей, НО — он очень честный. Он говорит прямо глядя в глаза — мне интересно только когда я сам играю, я не хочу помогать, я не хочу убирать, я не хочу ждать других детей. И эту честность важно беречь и поддерживать. Это то, на что можно опереться.
"Да, я понимаю, что ты хочешь быть первым. Но обрати внимание, старшие, наоборот, идут после всех, даже самых маленьких и долго собирающихся. Как думаешь, почему? Потому, что на них, на старших, можно положиться, они честные и не подведут! После них не нужно проверять ещё раз."
И вот он уже, как "старший", ждёт копуш и идёт после всех, приглядывая не забыли ли чего... У ребёнка появился новый опыт и вкус. Обязательно благодарим за помощь и выражаем радость от того, что на него можно положиться, что он помогает следить за порядком, проявляет ответственность.

А этот малыш не выпускает из рук домашнюю машинку. Мы не допускаем, чтобы в развивающую среду дети приносили посторонние предметы, тем более домашние игрушки — во избежание конфликтов. Мальчик насупился, обнял грузовичок и не хочет уходить из раздевалки. Тут важно понять причину. Или на предмет сделан перенос — то, чего дома не хватает в отношениях, перенесено на эту машинку и она служит как бы заместителем. Или это просто новая любимая машинка, с которой не хочется расставаться. Или без машин никуда — бывает и такое у мальчиков. Выясняется, что всего понемногу. Придумывается тайное место в сундуке в коридоре, куда мальчик сам прячет машинку. Договариваемся, что он в любой момент может выйти её проверить — и он это делает поначалу часто, потом реже и реже, по мере того, как отношения с другими детьми завладевают его интересом. Предлагаю брать меня за руку и смотреть друг другу в глаза, если нужна поддержка. Важно соблюдать договорённости, чтобы всё было честно. Всё получается.

Что ещё важно? Мы не контролёры, не оценщики, не скульпторы, которые лепят из сырого материала. Все дети это уже личности со своими особенностями и уникальными задачами. Мы просто помогаем какое-то время, поддерживаем, заботимся, даём необходимое, а потом отпускаем наших мальчиков в большую жизнь. И они будут ошибаться и набивать свои шишки, делать свои собственные выборы и выводы. А мы что успели, что смогли, так уже и есть. Дальше мы просто друзья. И иногда — тихие гавани для залечивания "боевых" ран...

01.06.2021