Подземные... грибы

Ольга Благодарёва
*****
(Из цикла "УДИВИТЕЛЬНОЕ – РЯДОМ!")

   ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

   Много в моей жизни было всего интересного!
   
   Этот удивительный случай произошёл, когда я ещё жила в Средней Азии.

1   

   Выйдя замуж, я переехала из Узбекистана к мужу – в соседнюю Туркмению. Он жил в зелёном, красивом областном городе Чарджоу, который испокон веков славился своими  дынями: огромными и сладкими, как мёд. Они так и назывались: "чарджуйские", и именно за ними ехали сюда отовсюду.
   Мой муж-речник работал в пароходстве и был тогда начальником переправы через Амударью. Мы жили в Речном городке, и все его друзья, конечно же, были речниками.
   А у них в пароходстве давно сложилась традиция: устраивать "маёвки"/пикники на природе на майские праздники и в День защиты детей, он же и первый день лета. Для этого начальник пароходства выделял небольшой теплоход, и все его подчинённые с семьями и с ним самим во главе дружненько, рано утром, выезжали на однодневный отдых.
   
***
   Обычно конечным пунктом такого "земноводного" вояжа был знаменитый Амударьинский заповедник, раскинувшийся на тысячи гектаров в долине Амударьи и захватывающий даже пустыню Каракум/ы (в переводе на русский язык – "чёрные пески").
   Именно там я впервые увидела красавцев бухарских оленей, быстроногих джейранов, огромных (и омерзительных!) варанов, похожих на ящерицу и крокодила одновременно.
   Ещё там водились фазаны, беркуты и орлы – и пустынные, и лесные. А надо сказать, леса по берегам широкой и бурной реки (их называют там тугаями) очень красивые, густые и зачастую даже непроходимые, хотя деревья в них и не очень высокие, как например, здесь, в тайге на Дальнем Востоке – шею сломаешь, глядя на верхушку! Почва в тугаях в основном песчаная, а глинистая розовая или палево-серая земля всегда в трещинах от недостатка влаги. Это – такыры, почти лишённые привычной для европейцев травы и цветов. Вы, наверное, видели во всяких телепрограммах или в кинофильмах про пустыню – раскалённая, потрескавшаяся, выжженная и безжизненная земля.
   Но не такие уж они и безжизненные, эти амударьинские, каракумские такыры! И в них тоже кипит-бурлит жизнь.
   СВОЯ!

P.S.

   Я однажды ещё в детстве увидела пустыню и такыры, когда мы с моим другом/одноклассником Серёжей там заблудились, будучи на экскурсии c нашим учителем-историком. Об этом – здесь!*

2

   Итак, наша огромная, разномастно-разновозрастная компания пароходских (как все мы сами себя называли), благополучно доставленная в заповедник, как десант, высадилась на берегу Амударьи.
   Утро было прекрасное: солнце ещё не так нещадно палило, а нежно и ласково согревало нас, не давая замёрзнуть на ветру, дувшем с реки.

   Конечно, были тут же поставлены шезлонги с зонтами и организованы традиционные шашлыки и рыба "в шарабане". А небольшой, аккуратный костёр порадовал всех ребятишек!
   
   Вся честная компания уселась прямо на траве за наш импровизированный стол. И надо признаться, такого огромного, красивого и богатого стола на природе я ещё никогда в своей жизни не видела! Наверное, нас там было человек сорок, если не больше!
   Сидели мы по-туркменски: поджав под себя скрещённые ноги, и видно было, что всем это нравилось, стало давно привычным и удобным  как для жителей Средней Азии.
   
   После сытного обеда – традиционный чай "с костра": конечно же, крупнолистовой зелёный, ароматный и "шибко полезный для желудка, печени и пищеварения", как утверждают все истинные азиаты.
   И я им верю – умница Авиценна ведь не врал, он даже излечивал зелёным чаем безнадёжно больных! Поэтому я до сих пор, уже давно не живя в Средней Азии, обожаю этот чудодейственный напиток, особенно – в летнюю жару, когда ничто так не утолит жажду, как холодный (!) зелёный чай с мятой и лимоном. А вот узбеки и туркмены, особенно пожилые и старенькие, пьют его всегда только горячим, по 5-7 пиал за раз! А потом... сидят и... потеют – так они борются с жарой, инсультом и инфарктом!

3

   Ну, значит, напились мы этого вкусного чаю от души, и вскоре наши животы уже не выдерживали такого объёма жидкости!
   Никаких биотуалетов, как сейчас, тогда ещё и в помине не было, и я отправилась подальше от всех поискать... кустики – ну, сами знаете, для чего!
   
   Постепенно я отходила от нашей компании всё дальше и дальше: не было подходящих кустов и деревьев, чтобы скрыться в них от посторонних глаз. Кругом росли только чахлые деревца и небольшие кустики не знакомых мне растений, а также саксаул – "азиатский уголь", как его называют: он твёрдый, долгогорящий и хорошо сохраняющий жар и тепло. Поэтому до сих пор во многих припустынных кишлаках топят печи именно саксаулом!
   Травы там было мало, земля сухая и потрескавшаяся, как пересохшие от жажды губы. А кое-где вообще был почти сплошной песок, образующий небольшие волнистые барханы, похожие на речную рябь, когда дует ветерок. Красиво!

***
   И вдруг я заметила: в некоторых местах песчано-глинистая почва как бы вздулась и даже приподнялась небольшими треснутыми горбиками. В одной трещине что-то белело.
   Подойдя к одному такому странному бугорку и слегка, осторожно раздвинув его руками, я увидела... шляпку гриба! Он словно рвался наружу, на свет божий!

   Моему удивлению не было границ, когда я, раскопав тёплый песок, действительно обнаружила там самый настоящий гриб! Чистенький, хорошенький! Правда, у него не только ножка, но и шляпка была желтовато-белой! Прямо-таки, гриб-альбинос!

   И тогда, пройдя дальше и приглядевшись повнимательнее, я обнаружила в радиусе десяти-пятнадцати шагов от этого ещё множество таких же бугорков с подземными, шикарными грибами!
   Ну разве это не чудо!?

   А ведь я и не подозревала об их существовании, когда проходила мимо десятков таких красавцев, спрятавшихся от жары в песок! Но, видимо, под землёй им не сиделось (скучновато или страшно было!?), вот они и выбирались наружу!

4

   Окрылённая своим открытием, я поспешила поделиться им с мужем и с нашими пароходскими.
   И каково было моё удивление, когда все тоже очень удивились, выслушав мой рассказ о подземных грибах. Оказывается, бывая в этом и подобных местах уже не раз, НИКТО из них (в том числе и мой муж!) НИ РАЗУ не обнаружили этих таинственных белых красавцев!

   "Это ж надо быть такими невнимательными и нелюбопытными!" – подумала я тогда, будучи сама всегда, с раннего детства, очень любознательной. Поэтому и училась хорошо и, кроме литературы, очень любила биологию (особенно ботанику и зоологию!), географию и историю.

   Все желающие побежали тогда со мной к этому грибному "клондайку", и мы набрали достаточное количество прекрасных грибов.
   Поджарив их на костре – на шампурах, как шашлыки, и отважившись попробовать (на это решились немногие!), мы с радостью обнаружили, что грибочки эти очень мясистые и вкусные, немного сладковатые.
   Необычный оказался у нас десерт! Даже детям понравился!

   В общем, поездка та всем запомнилась надолго, благодаря этим чудесным "подземным" грибам, открытым мною!

5

   На следующий год, в начале мая, на праздники, мы с мужем решили устроить свою маёвку. Но поехали не в заповедник, а к нему на переправу – "на экскурсию", как он пошутил.

   Догадайтесь, что меня там особенно интересовало?

   Нет, не громадный паром, на котором они перевозили с одного берега на другой самые различные грузы, и не красавица-река – на неё я уже к тому времени вдоволь насмотрелась.
   Мне было интересно другое: а есть ли уже ТЕ грибы?

***
   Мы, переправившись на другой берег Амударьи, разбили свой "бивак" на красивой полянке, а потом, с большим трудом уговорив мужа, я отправилась с ним на поиски.

   И какова же была наша радость, когда среди невысоких и редких зарослей кустарника мы обнаружили точно такие же белые грибы! Только они ещё не прятались от жары в песок (прямо как самка страуса, которая прячет там свои яйца!), а спокойно и горделиво красовались над землёй – как обычные лесные грибы.

   Но они (хитрюги!) всё-таки пытались спрятаться... от нас: в ярко-зелёной молоденькой травке, словно боялись, что их обнаружат!

   И зря: мы всё равно их нашли! Мужу даже пришлось вернуться на паром – за мешком, потому что грибов в том месте оказалось очень много.
   Полная ванна потом дома была!

   Вот уж мы их наелись тогда! – и жареных, с картошечкой, и свежих грибных супчиков, ароматных таких!
   Накормили и всех наших друзей, и ещё я даже на зиму заготовила/замариновала несколько баночек этих замечательно вкусных "подземных" грибочков.

***

   ПОСЛЕСЛОВИЕ

   К сожалению, никто не знал точного названия ТЕХ грибов. Не знаю я этого и сейчас, хотя искала в Интернете.*

   А здесь, на Дальнем Востоке, белые грибы – их местные жители называют поддубовиками – совсем другие: шляпки у них тёмно-коричневые, и пахнут они по-другому: лесом и сыростью!
   И сами эти здешние грибы не такие душистые, вкусные и сладкие, как ТЕ, туркменские.

   Но, может, мне так только кажется?!..

P.P.S.

   Наверное, именно после того случая с туркменскими "подземными" грибами, приехав на Дальний Восток, в настоящие грибные места, я и стала заядлым грибником!?

   Примечание

*"Пустыня Кызылкум. Прогулки в прошлое и настоящее-3"
http://proza.ru/2016/06/03/485 
 

© Ольга Благодарёва, 2021
   

   Приложение

   Вот, нашла:
1.
   "Грибы трюфели растут под землёй небольшими группами, в которых насчитывается от 3 до 7 плодовых тел, имеющих хрящеватую или мясистую консистенцию. Ареал распространения трюфелей весьма обширен: этот деликатес собирают в лиственных и хвойных лесах Европы и Азии, Северной Африки и Соединённых Штатов Америки.
   Грибы, растущие под землей, съедобные."
(Из Интернета)

   ТЕ белые грибы были похожи на описанное здесь, но... не совсем.
   А ещё больше они были похожи на белые шампиньоны (тоже любящие прятаться под землёй!) – см. фото!
   Эх, жаль тогда ещё не было мобильников – заснять бы их на память!

2.
   В справочниках СССР по Средней Азии подобные найденным нами грибы называют "белые степные грибы". Они водятся в некоторых степных и пустынных местах Ср. Азии (Узбекистане, Казахстане, Туркмении, Киргизии).
   А ещё степными шампиньонами их называют.
!!!
   Но такие же есть и в горах Ср. Азии! Мои друзья из Ташкента находят прямо великанские грибы там!