Итальянские портреты работы Александра Варнека

Владимир Варнек
1. Портрет Антонио Пиролы. 1804 -1809. Б.,св. кар. 17х19. ГРМ [Р-335].
2. Портрет Маттиа Мерли. 1804-1809. Б.,ит. кар. 24,6 х19,5.  ГРМ [Р-336].

Александр Варнек был самым последним выпускником портретного класса Императорской Академии художеств (ИАХ), который, получив 1 сентября 1802 года Большую золотую медаль «по картине, написанной им с натуры, представляющей Живописца» [1], был направлен в качестве «пенсионера ИАХ» в Италию, в город Рим.

После этого, подобная традиция – отправлять лучших учеников ИАХ в «чужие края» –   была практически утрачена в связи с напряженной политической обстановкой тех лет в Европе в годы, предшествовавших войне 1812 годе.  Правда, еще в 1808 году были отправлены в Рим три выпускника архитектурного класса ИАХ – Аврам Мельников, Дмитрий Калашников  и Никита Мартос (1787 – 1813), и именно его командировка завершилась трагическим исходом, когда сын знаменитого скульптора, оказавшись в тюрьме французского городка Бурж, скончался в ней в неволе [1,2].

В.С. Турчин в своей монографии, посвященной творчеству А.Г. Варнека, подробно рассказывает о поездке молодого художника в Италию и о его пребывании в ней [3].
Учитывая, что книга эта стала уже малодоступной, и не все любители живописи имеют возможность с ней ознакомиться, процитирую ниже некоторые ее места.

«20 июня 1804 года Александр Варнек уезжает в Италию и возвращается в Россию лишь 5 октября 1809 года. Для своей поездки он получает в Иностранной коллегии паспорт, а в Академии художеств – деньги. По собственному прошению художника часть причитающихся ему денег была выплачена его сестре Софье, которая жила в Петербурге. Исходя из этого факта, можно предположить, что семья Варнеков к этому времени сильно бедствовала, а родители, возможно, умерли. <…>». 

Далее автор монографии сообщает, что приехал Александр в Рим 10 декабря 1804 года, затратив на поездку на лошадях в одну сторону 5 с половиной месяцев. В своем рапорте в Академию художеств он сообщил о своем приезде и о том, что встретился здесь с русским посланником при короле Сардинском, который познакомил его со многими художниками, в том числе и с В. Камуччини, обещавшим ему помощь. 

Тридцатичетырехлетний Винченцо Камуччини (1771 – 1844) , когда с ним познакомился двадцатитрехлетний выпускник ИАХ Александр Варнек, считался главным академическим художником своего времени в Риме. Он специализировался в историческом жанре и писал портреты знатных лиц и картины на угодные им исторические сюжеты, и был обласкан властью. Как раз в 1804 – 1805 гг. им было завершено панорамное полотно «Смерть Юлия Цезаря», находящееся в настоящее время в Национальной галерее современного искусства в Риме. С ним контактировали находившиеся в Риме незадолго до Варнека такие пенсионеры ИАХ из класса исторической живописи, как В.К. Шебуев и А.Е. Егоров.  В какой-то степени с ним мог общаться и приехавший в Рим  выпускник портретного класса С.С. Щукина Александр Варнек, но думается, что дальше знакомства дело не пошло. 

Другими словами об этом говорит и В.С. Турчин, написавший, что какого-либо влияния со стороны других художников находящийся в Италии Варнек не испытывал, и «можно смело констатировать, что никто и ничему его не учил, а людей, способных воздействовать на него, он не встретил». Был, как говорят, «свободным художником».

Автор цитируемой монографии много внимания уделяет в ней описанию причин подобной бесперспективности итальянской командировки Варнека, считая, «что и учиться ему было не у кого, и Рим начала века был творчески бесплоден для начинающих портретистов, и вообще, итальянское искусство рубежа веков переживало глубокий застой и кризис».

Тем не менее, автор миниатюры хотел бы рассказать в ней о тех работах, которые молодой художник, выполнил в своей четырехлетней командировке (не считая почти года, ушедшего на дорогу туда и обратно).

Первые месяцы пребывания в Италии Александр рассматривал римские древности и ходил часто на один из семи древних холмов («Кампидолию»), на которых находится Рим, делая зарисовки как с антиков, так и с натуры. Однако он вскоре осознал, что представлен в своей командировке во многом самому себе, и, основываясь только лишь на собственном опыте, взялся за дело. Он понимал, все-таки, что вернувшись в Академию, должен отчитаться за свою командировку и представить ее руководству доказательства того, что командировка была успешной.

В определенной степени об объеме выполненных в Италии работ свидетельствует Список произведений художника, приведенный в монографии В.С. Турчина и содержащий названия 27 произведений [3]. Из знакомства с ним можно увидеть, что Варнек стремился запечатлеть Италию на своих живописных и графических работах всесторонне, работая  в областях портретной живописи, мифологической и библейской темы,  пейзажа.  В основном, он выполнял при этом графические произведения, поскольку везти в Петербург багаж из большого числа живописных картин в рамах в течение полугода, возможности, конечно, не было.   

Допускаю, что помимо работ для отчета о командировке художник много времени потратил на выполнение портретов на заказ, поскольку дома, в Петербурге, на его попечении находились теперь две его сестры, и требовалось решать, как говорят сейчас, жилищный вопрос.  А поскольку решил его молодой глава семейства относительно быстро (в течение двух лет) то, можно думать, что определенные накопления в Риме им были сделаны. Замечу, что Турчин В.С. об этом в своей монографии, посвященной творчеству художника, не писал.

Но переключимся теперь на обсуждение  тех портретных работ, которые были выполнены Александром Варнеком в Италии. Похоже, что давным-давно утеряны такие живописные работы итальянского периода, как портреты русского консула Палермо Болоньи и его жены, «Голова молодой итальянки, держащей в руке золотое сердечко» из собрания графов Строгановых в Петербурге, «Итальянская крестьянка. Чочара», о которой с восхищением писал художественный критик П.П. Каменский, посетивший мастерскую художника А.Г. Варнека в 1839 году [4].

Но некоторые графические портретные работы художника все-таки сохранились и находятся они в коллекции Государственного Русского музея. Главные из них, портреты двух итальянских стариков - Антонио Пиролы и Маттиа Мерли -, приложенные к миниатюре (см. выше).

Первый из них был воспроизведен в книге А.А. Сидорова «Рисунок старых русских мастеров (М., 1956),  где он идет под названием «Портрет итальянского крестьянина», а также в книге Г.Г. Поспелова «Русский портретный рисунок начала XIX века» (М., 1967). Замечу также, что до поступления данного портрета в 1918 г. в Русский музей, он находился в собрании известного русского коллекционера Е.Е. Рейтерна (см. Приложение).

Второй из графических портретов находился в собрании известного русского коллекционера С.С. Боткина, после чего в 1928 г. поступил в собрание ГРМ.
Обсуждая данные портреты в своей монографии [2], В.С. Турчин написал, что «они привлекли внимание советских исследователей русской графики своим мастерством и  ясностью концепции.  В очень точной и несколько суховатой манере художник стремился зафиксировать особенности лиц портретируемых. Нельзя не отметить явную расположенность Варнека  к моделям, которая сквозит в каждой черточке этих рисованных портретов, где образы полны благородства и внутреннего достоинства». 

ПРИМЕЧАНИЯ 
1.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
3. Владимир Варнек. К биографии архитектора Никиты Мартоса (1787-1813) – Проза.ру. миниатюры, 02.01.2020
4.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.

01.06.2021. 

ПРИЛОЖЕНИЕ от 01.06.2021.
РЕЙТЕРН Евграф Евграфович (Герхард Гергардович)   (1836 – 1918) – сенатор и художественный деятель. Сын полковника Евграфа (Гергарда) Романовича Рейтерна и его жены баронессы Шарлотты Шверцель. Двоюродный брат графа М.Х. Рейтерна.
Окончил Дерптский (Юрьевский) университет. Служил в Департаменте герольдии Правительствующего сената (герольдмейстер). Действительный статский советник. Все свободное время отдавал искусству и собирательству офортов. Член совета Академии художеств. Академик АХ (с 1893 г.).

Шурин (брат жены) В.А. Жуковского. Сам был холост и бездетен. Жил и умер в Санкт-Петербурге (Петрограде). Собирал гравюру, литографию и рисунок (количество листов графики составляло около 9 000, а общее количество экспонатов собрания – более 25 000). Коллекция составлялась более 50 лет, была приобретена Русским музеем и составила основу отделения гравюр и рисунков музея.