Вызовы медиаиндустрии XXI века

Молодые Голоса Студия
     Многое в современном мире меняется. Стоит признать, что сейчас не так популярны газеты и журналы, личные инструкторы и тренеры, как раньше. Гораздо легче прочитать новости в Интернете, посмотреть онлайн-вебинар.
     Произошли большие изменения в российской интернет-среде как новом информационном пространстве. Каков же масштаб и степень влияния этих изменений на современную журналистику и общество?

Понятие «новые медиа»

     С развитием интернет-технологий в журналистике появилось понятие «новые медиа», развивавшиеся в начале XXI века. Оно характеризует электронные СМИ, имеющие гораздо больше форм: платформы для блоггинга, микроблоги, а также социальные сети, такие как «Вконтакте», Facebook и Instagram и мессенджеры: Telegram, WatsApp и Viber.
     Рассмотрим различия между новыми и традиционными СМИ. В качестве примера можно взять Первый телеканал. Его программы, которые транслируют в обычном эфире будут относиться к традиционным, а сайт канала и размещённые в интернете онлайн-программы – к новым. Не стоит забывать о том, что некоторые традиционные медиа могут стать новыми, и наоборот. Любой напечатанный журнал может быть отсканирован и размещён в интернете, а интернет-статья выпущена в бумажном экземпляре.
     Отличием между двумя видами СМИ может стать общение со своей аудиторией. До появления новых медиа люди организовывали собрания, писали на почту телеканала или звонили на его телефон. Сейчас всё стало ещё проще. Зрители спокойно могут размещать комментарии и ставить лайки прямо под опубликованной в интернете новостью. Обсуждение проходит не только напрямую с каналом, но и с другими пользователями сайта.
     Ещё одна изюминка новых медиа – это быстрое распространение информации. Многие люди предпочитают узнавать новости, чтобы сэкономить время, используя мобильные телефоны по пути куда-либо или же совмещая с другими делами, а не сидя за ноутбуками. Тут в борьбу вступают компании СМИ, которые стремятся первыми разместить в интернете свежий материал. Иногда они не уделяют должного внимания орфографии и пунктуации, так как любые ошибки можно исправить даже в опубликованных статьях позже. В печатных средствах массовой информации наоборот – они особо не сражаются за быстрое появление новости на их страницах: ведь там всё несколько раз проверяется редакторами и корректорами.

Аудитория современных медиа

     Таким образом, чем быстрее распространяется информация, тем сложнее становится заинтересовать людей. Опытные журналисты давно это поняли и стали активно изучать своих потенциальных клиентов, они буквально «наблюдают» за ними, за их действиями. Существуют специальные программы, которые могут отслеживать время, которое пользователи провели на определённых страницах, их вовлечённость на каком-либо сайте и количество его просмотров. Также кроме этих программ, которые были собственноручно разработаны специалистами, используют сервисы для дополнительного анализа действий аудитории. Например, Liveinternet, Google Analytics и Яндекс.Метрика.

Изучение своей аудитории очень помогает журналистам подбирать интересный для них контент. Читатели новых медиа гораздо больше взаимодействуют со СМИ, хорошо видна отдача в виде комментариев, лайков и тому подобного, потому что сейчас, действительно, есть возможность делать это онлайн. Таким образом, читатели сами показывают свой круг интересов и предпочтений.

Вся прелесть новых медиа состоит в том, что их читатели не ждут какого-либо определённого времени для чтения новостей, им даже не нужно обязательно сидеть за экраном телевизора, ведь статьи публикуются постоянно и находятся они прямо под рукой – в их телефонах! Тут журналисты должны качественно прорабатывать материалы, потому что не каждые видео или тексты, созданные для компьютеров и ноутбуков, будут хорошо воспроизводиться на смартфонах, планшетах или умных часах. Если читателю будет неудобно изучать новости, то у СМИ есть риск потерять немалую часть своей аудитории. Средства массовой информации сейчас активно работают над преобразованием новостных систем, чтобы медиа могли доходить до потребителей в наилучшем виде.

Творческие индустрии и привлечение внимания

     Заполучить внимание читателей пытаются не только журналисты. За большую аудиторию идёт огромная конкуренция. В неё входят сами СМИ, а также мода, дизайн, реклама, компьютерные игры, музыка и кино. Самое страшное для журналистов то, что они все владеют инновационными технологиями. Крупные компании предварительно исследуют своих потенциальных клиентов и подбирают материал так, чтобы отвлечь человека от другого, от конкурентного продукта. Большие фирмы научились быстро изворачиваться, чтобы угодить читателям, ведь его внимание – ограниченный ресурс. Все понимают, что людям нужен не простой текст, а что-то увлекательное, что смогло бы заставить его оторваться от других дел и прочитать статью.
     Instagram, YouTube и TikTok – три самые быстрорастущие площадки 2019 года. Они помогают выстраивать свой собственный бренд. Сейчас это уже не является чем-то необычным, а наоборот, вполне популярная стратегия, ведь новые тренды всё больше и больше фокусируются на визуале.

Искусственный интеллект и журналистика

     В медиаиндустрии роботы уже пишут статьи. Нет, они не заменили журналистов полностью, их формат – расшифровка аудиозаписей, проверка орфографии и пунктуации, а также стандартные новости о чрезвычайных происшествиях, спорте и изменениях курсов валют. Сначала компьютер получает доступ к сайтам с информацией, затем собирает данные и анализирует их, сформировывает готовый текст, который проверяет и публикует уже сам человек. В России роботов используют в таких редакциях, как ТАСС и «Интерфакс», а за рубежом Associated Press, New York Times, Washington Post, Xinhua и ВВС.
     Существует такой объективный вид журналистики, как журналистика больших данных. Она представляет собой работу с данными, размер которых превышает один
терабайт. Сам человек не сможет проанализировать такой объём информации, на помочь ему приходит искусственный интеллект. Он помогает не только выявить главное из материалов, но и визуализировать их, превратить в понятную историю, создать интерактивные карты и графики.

Особенность новых медиа

     Быстрый анализ коммуникационной эффективности позволяет журналисту не только узнавать популярные среди аудитории темы и форматы, но и делать выводы о дальнейших тенденциях развития издания и собственных компетенциях. Именно обратная связь демонстрирует журналистам новых медиа, какие существуют проблемы в данном СМИ, какие темы недостаточно полно раскрыты, какие журналисты чаще других совершают ошибки.
     Главная новая компетенция журналиста, который хочет эффективно работать в новых медиа, — умение упаковывать один текст под разные социальные сети и площадки, демонстрируя самое главное в этом тексте. Также современный журналист должен уметь анализировать аудиторию по полученной обратной связи и уметь работать с аудиторией, вызывая ее на участие в диалоге.
     Журналисты интернет-изданий овладели новыми компетенциями, они анализируют свою аудиторию и подают контент так, как хочет аудитория: кратко, емко, с иллюстративным материалом, который не только информирует, но и развлекает. Средства массовой информации, желающие получить активную аудиторию, должны открывать комментарии для общения подписчиков, не скрывать контакты редакции, а также использовать материалы для вовлечения аудитории, например, видео, фотографии, инфографику, комиксы и гиф-анимации. Главными жанрами подобных новых СМИ должны стать новости, подборки новостей, а также короткие материалы с использованием дополняющих изображений. Массовая аудитория изданий обусловлена тем, что они предоставляют пользователям уникальный контент в кратчайшие сроки на нескольких площадках (в разных социальных сетях).
     Также уделяют большое внимание элементам фирменного стиля, цветовой гамме и использованию водяных знаков на эксклюзивных материалах. Это связано с тем, что новые медиа на современном журналистском рынке находятся в состоянии конкуренции за внимание читателя и пытаются привлекать его не только материалами, иллюстрациями и форматами, но и дизайнерскими решениями. Можно предположить, что использование элементов фирменного стиля в «новых медиа будет активно развиваться».

Анна Кононенко, 17 лет
Студия «Молодые голоса»