Шахматы для друзей

Ари Де Мон
Седовласый дворник подметал дорожки парка. Он остановился у знакомой скамейки. Чуть свет, а на ней уже сидит мальчик с книгой в руках. Задумчивый такой, сразу видно — отличник в школе. Но всегда в этом парке один. Ребята делают утреннюю зарядку, пробегают мимо, а он осторожно перелистывает страницу за страницей, жадно вчитываясь в слова. Даже на дворника не обращает внимания. Вот какая замечательная концентрация! И так каждое утро.

- Ты чего тут один сидишь? - не выдержал дворник и спросил у подростка. А тот всё читал и читал свою книгу. Тогда дворник потрепал его по ноге метлой. Юноша достал наушник из уха и приветливо поздоровался:

- Доброе утро. Я вам мешаю? Сейчас подниму ноги.

- Постой! Я же у тебя спрашиваю. Ты чего тут один делаешь?

- Простите. Я музыку слушаю и читаю, - юноша показал наушники и отложил книгу.

- Так ведь лето на дворе. А ты с книгами всё сидишь. Вон другие мальчишки бегают, мяч гоняют, с родителями отдыхают. А ты всё с книжками? Учёным будешь?

- Родители с утра до вечера на работе. Я сам по себе. Люблю читать. Здесь по утрам тихо, спокойно, свежо.

- А почему один?

- Да как-то друзей не нашёл пока. В школе ко мне обращаются, чтобы решение задач подсмотреть или помочь подготовиться к уроку. Во дворе ребята мимо проходят — считают зубрилой. Ну а про родителей я уже сказал. Так что вот — читаю.

Дворник задумался, а юноша, решивший, что разговор закончился, вставил в уши наушники и снова начал читать. Старичок посмотрел на подростка: крепкий, высокий, умный, но совсем без друзей.

«Не порядок», - подумал дворник и продолжил подметать парк.

Прошёл день, второй, третий. Пришёл юноша на прежнее место книгу почитать, а там старенький столик стоит и пара стульев. А на столе стоит деревянная коробка. Удивился парень. Сел за стол, открыл коробку — а там красивые, резные фигуры! Мастерская работа. Вынул юноша все фигуры, перевернул коробку и положил на стол. Это оказалась лакированная шахматная доска. Красиво выведены буквы и цифры. Клеточки — ровные квадраты — один к одному. Сразу видно, что работа с душой сделана.

Пока юноша рассматривал фигуры, дворник тоже сел за стол и спросил:

- Умеешь играть?

- Умею. Отец научил в детстве. Это вы сделали?

- Да. Это моё хобби. Я много разных скульптур вырезал. И эти шахматы тоже. Моя любимая работа. Хочешь, сыграем?

- Я плохо играю. Знаю как ходят фигуры и всё.

- Ничего, научишься. Давай попробуем? - улыбнулся дворник. Его смена была длинной, поэтому он никуда не спешил.

Они расставили фигуры и начали играть. Юноша ошибался. Дворник его поправлял. Они что-то говорили. О чём-то смеялись. Мимо пробегали юноши и девушки. Они то и дело бросали взгляд на стол, который так внезапно очутился у скамейки, но потом продолжали бег.

На следующий день история повторилась. Юноша тоже никуда не спешил. Книги он мог дочитать и позже, уже дома. А вот от приятной компании отказываться не стал. Бегуны снова бросали взгляд на стол. Кто-то даже сбавлял шаг, чтобы всмотреться в позицию на доске. Но потом снова ускорялся.

На третий день у стола появился болельщик. Ещё один старичок, похожий на дворника. Ещё через день остановился парень, чуть младше юноши с книгами. Через неделю стол облепили бегуны. Оказалось, что многие из них тоже умели играть в шахматы. Они подбадривали юношу, шёпотом обсуждали позиции между собой, подсказывали ходы. Когда партия заканчивалась, часть бегунов продолжала утреннюю пробежку. А кто-то оставался с любителем книг, чтобы составить ему компанию.

Этим летом юноша нашёл много новых друзей. Оказалось, что некоторые ребята жили в соседних дворах и учились в одной с ним школе. У них было много интересов. И это было здорово.

Вот так один добрый дворник и красивые резные шахматы помогли мальчику найти друзей на много-много лет вперёд...