Выбор

Аня Рем
  Недавно в книжном клубе, в котором я состою, на голосовании выбрали к прочтению несколько интересных книг. Я всегда подхожу к этому делу скептически, ведь голосовавших много, у всех разные вкусы, но побеждают только те книги, которые набрали больше всего голосов. Не всегда в победителях те романы, за которые отдавала свой голос я. Однако, правила есть правила, и я читаю то, что победило. В прошлом месяце выбрали две книги с абсолютно разным сюжетом, с противоположным настроением, и я начала с той, где меньше всего страниц, чтобы точно успеть прочесть обе. Больших надежд не возлагала. Однако..
     Это не рецензия на книгу, как вы могли бы подумать. Это рассказ о том, как небольшая книга, в которой автор повествует красивую историю любви, лёгкое чтиво, в котором временами проскакивают на столько глубокие мысли, что в них можно нырнуть с головой и вернуться оттуда не скоро. Я возвращалась несколько дней. Я написала объёмное письмо на бумаге и отправила его подруге в другой город, потому что мне было необходимо в тот же час поделиться с кем-то этими мыслями, которые бесцеремонно пробрались в мой мозг и устроили там дебош. Подруга прочитала письмо и зависла на несколько дней. А меня так и не "отпустило", поэтому я здесь, поэтому снова стучу по запыленной клавиатуре старенького ноутбука, пытаясь мысли воплотить в слова, что мне не всегда легко и просто даётся.

                *****

              Что такое жизнь?

По моему скромному разумению, это то, что нас окружает, если не считать нас самих. Жизнь в воздухе. Жизнь в воде. В пище, в растениях, в животных. Мурашка, ползущая по подоконнику, это жизнь. Распустившийся цветок на дереве в апреле, это жизнь. Каркающая ворона или трели соловья - тоже жизнь. Смешно ползающий краб по дну океана - жизнь. Истина, которую знают все - всё, что может дышать, пить, есть, расти и размножаться, это жизнь.

      Но что, если я скажу, что ваша прикроватная тумбочка - тоже жизнь? Отбросим пока этот фрагмент. Сосредоточимся на другом. На выживании.

          В мире животных всё банально просто. Животное, в основном, живёт инстинктами. Инстинкт добывания пищи, инстинкт самосохранения, инстинкт размножения. Или потребность? Называть можно по-разному. Но важно то, что животное, живя в своей среде, в которой свои правила и законы, вряд ли додумается до самоубийства. В отличии от человека - homo sapiens. Существо разумное и глупое одновременно.

        Что такое жажда жизни?

Представим человека, которому когда-то крупно не повезло и его дом по случайности сгорел. Или его обокрали. Или он не смог выплатить кредит и у него отобрали всё, что у него было. Представим, что возможно его уволили, сократили, при этом оставив без средств на существование. Представим, что этот человек добр по своей натуре, что он умён и руки растут из правильного места, но однажды ему просто не повезло и перекрыли доступ к воздуху. Вы можете придумать свою историю, что с ним случилось, подключить воображение и фантазию, однако сейчас такого человека называют - без определённого места жительства. Человек бродит от одного мусорного бака у другому, ночует, укрывшись коробкой, в каком-то тёмном месте, чтобы никто его не избил за то, что он - такой. Человек находит себе компанию таких же неудачников, как и он сам и ему становится не так тоскливо. Они вместе находят еду, вместе попрошайничают на выпивку или сдают бутылки. А может они за еду дерутся и бьют друг другу морды в кровавом поединке? А потом обнимаются и снова отправляются на поиски пищи, выпивки, ночлега. Многие от них отворачиваются, делают вид, что не слышат, если бомж спросит сколько времени. Ведь зачем бомжу знать время, будто он опаздывает на деловую встречу или его ждут на званный ужин, или вообще - будто его кто-то ждёт. Да кому он нужен? Да? Вонючка. А этой вонючке всего лишь не хватает общения с человеком, которым когда-то был и он сам. С нормальным, сытым, трезвым и опрятным человеком. Если бомж что-то спросит, это не значит, что он хочет твоих денег, хотя с радостью принял бы в дар червонец. Ведь не все же воры. Не все они пьяницы. А может выпивка теперь для них - единственная радость в жизни. Я не призываю кормить, поить и поселять у себя дома бездомных. Мне всего лишь хочется, чтобы мы понимали, что у каждого из нас своя жизненная история за плечами, да и впереди тоже. К этому я ещё вернусь. Так при чём здесь жажда жизни? Бездомные, на сколько бы трудно им не было, не спешат наложить на себя руки. Это жажда жизни.

       Представим человека, который жил себе полной жизнью и в один прекрасный день несчастный случай забрал у него руку или ногу. Или обе ноги. Ведь такое тоже бывает? Конечно бывает и не так редко, как можно подумать. И что же дальше? Он идет вскрывать себе вены? Нет. Нет, он борется. Он проходит через операции, длительное лечение, приспосабливается к инвалидному креслу или жизни без руки. Он проходит через огромную порцию боли, непринятия ситуации, через жалость к себе. Но он живёт дальше. Он находит силы жить дальше, улыбаться, творить, достигать большего, ставить цели, воплощать мечты, радоваться. Это жажда жизни.

        Представьте мать, которая потеряла ребёнка. Ребёнка, которого она хотела, ждала, носила в своём чреве, родила, любила, растила. И он умер. Просто умер. Не важно, в каком возрасте, такая потеря для матери - худшее, что могло бы с ней произойти. Это невыносимая боль, страдания, депрессия, походы к психотерапевту. А чего стоит пережить похороны, когда ты видишь, как твой бледный ребёнок, который недавно ещё улыбался, теперь лежит в деревянном гробу. Да, многие не могут такого пережить. Кто-то намыливает верёвку, кто-то сходит с ума, но всё же, большинство берут себя в руки и находят силы жить дальше. Жажда жизни.

          Представим человека, который вчера узнал, что он неизлечимо болен. Что ничего сделать нельзя и смерть можно лишь на время отстрочить путём химиотерапий. И такие люди находят в себе эту необъяснимую жажду жизни. Особенно, когда осознаёшь, что жизни осталось ничтожно мало - хочется жить с двойной силой.

          Представим родителей, которые решили дать жизнь ребёнку с синдромом. Ребёнку, который никогда не сможет быть полноценным. Которому крайне тяжело будет находиться в этом социуме. И родителям тоже будет тяжело, но это их выбор. Они будут любить своего ребёнка таким, какой он есть, даже если иногда будут посещать припадки истерики, тысяча вопросов: "Почему?" и "За что??". Они выбрали жизнь. Пускай сложную, но жизнь.

           Я часто задаюсь вопросом, почему так много людей, у которых есть всё, чтобы быть счастливыми, у которых есть крыша над головой, в холодильнике есть еда, в кране - вода, есть две руки, две ноги, голова на плечах, а в голове - мозги, у которых есть здоровье.. почему они думают о самоубийстве? И ведь не мало людей его совершают. Я сейчас не говорю о психической нестабильности, я говорю о полностью здоровых людях. О тех, кто не хочет жить из-за безответной любви, предательства друга, финансовых проблем, двойки в дневнике..? Почему многие не цепляются за жизнь всеми своими силами? Почему не хотят искать выход, решать проблемы, ведь проблемы есть у всех и будут всегда.

                *****

Я ВИЖУ МИР.

Я вижу из чего состоит каждый из нас. Всё, что нас окружает. Я вижу из чего состоит ваша прикроватная тумбочка.

                ******

        Меня давно восхищает космос. Блеск звёзд в ночном небе. Когда я представляю себя в космосе, что я приближаюсь к какой-то планете, то у меня от ужаса и восхищения просто сжимается сердце. А это всего лишь происходит в моей голове, в моем воображении. Космос. Огромный и прекрасный. Бесконечный, манящий и устрашающий. Нечто непостижимое. Нечто..

       Этот масштабный взрыв, который произвёл существование Вселенной, существование планет, звёзд, космический тел, существование меня, тебя и твоего пра-пра-пра......прадедушки, всего сущего на Земле, - это просто иногда не хочет укладываться в моей голове. Но это невероятно. Всё, абсолютно всё в этом мире, в целой Вселенной состоит из атомов. И этот телефон, который ты держишь в руках, и книга, которую ты читаешь, и ты сам. И даже ваша прикроватная тумбочка. У меня появилась мысль. Человек - существо, наделённое разумом, которое может не только существовать, но и мыслить, создавать, разрушать, творить что-то прекрасное и безобразное, изучать, развиваться. Каждый из нас способен на невероятные вещи, подобны "большому взрыву". Каждый из нас - Вселенная. Особенная и уникальная. Неповторимая, исключительная, как отпечатки наших пальцев.

          Столько труда было вложено в каждого из нас, столько микрочастиц слились воедино, чтобы получился именно ты, что просто невозможно представить. Столько поколений передавало тебе свои гены, столько атомов работали над твоим созданием - твоя жизнь просто бесценна. Хоть и не вечна.



    Что такое время?

Времени нет. По меркам Вселенной его попросту не существует. Его придумали люди, чтобы упорядочить свою жизнь и сделать её более точной, более комфортной. Человек подсознательно стремится к систематизации. Гениально. Однако, время у каждого своё. Все мы будем умирать, а кто-то будет рождаться и его часы только начнут свой ход в веренице событий. А чьи-то часы умолкнут навсегда. Так ли это? Если у жизни есть временной предел, то у самого существования его нет. Если мы сотворены из атомов, то после остановки сердца и умирания мозга, мы снова станем теми, кем и были до нашего рождения - теми же атомами, только в другом состоянии, в другой форме. Атомы, лишённые сознания. Существование вечно. Сама жизнь - нет.

                *****

        Если кто-то подумает, что я наивна и не познала ещё в жизни достаточно боли и утрат, чтобы сейчас распинаться тут о самоубийствах и значении жизни, то он будет чертовски неправ. Как я писала, каждый из нас - Вселенная и у каждого есть своя история. У меня таких историй много. Историй, пропитанных болью, несправедливостью, предательством, смертью, отсутствием морали и чести. Были периоды, когда и мне не хотелось жить и побыстрее с этим всем покончить. Я была очень близка к состоянию, чтобы спрыгнуть с моста, стоя у его перил и смотря на воду внизу. Моменты кризиса, отчаяния, личностного распада. Но я здесь пишу не за тем, чтобы описывать свои жизненные катастрофы. Я хочу ответить на вопрос, который один главный герой прочитанной мною книги задал другому главному герою.

"Если бы ты мог выбрать прожить эту жизнь снова, зная что времени будет мало, или не рождаться вовсе, - что бы ты выбрал?"

          И вот я перехожу к той части, где хочу дать ответ.



Для чего я живу?

Не РАДИ чего, а именно ДЛЯ чего.

Если бы я написала, что живу ради своих детей, то это будет выглядеть, будто они являются виновниками того, что держат меня в этом мире одним лишь своим существованием. Я не хочу, чтобы так было. Чтобы кто-то был за меня ответственным. Я хочу и живу не РАДИ, а ДЛЯ.

Для того, чтобы утром просыпаться и чувствовать запах кофе, ощущать его горьковатый вкус у себя во рту.

Для того, чтобы слушать музыку, от которой появляются мурашки на коже.

Для того, чтобы видеть солнце и греться в его лучах.

Для того, чтобы ранним летним утром босиком пройтись по мокрой от росы траве.

Для того, чтобы держать в руках книгу и переворачивать её листы, проводить пальцами по страницам, вдыхать её запах и с головой нырять в интересную историю.

Для того, чтобы путешествовать, далеко ездить, смотреть в окно на одинаковый пейзаж.

Для того, чтобы узнавать что-то новое и интересное, чтобы восхищаться.

Для того, чтобы вечером после тяжёлого дня плюхкаться в кровать и потягиваться от приятной усталости.

Для того, чтобы видеть море, слышать крики чаек и чувствовать на себе брызги морской пены.

Для того, чтобы наблюдать за букашками.

Для того, чтобы однажды заночевать в палатке на природе у костра и слушать песни сверчков в тишине.

Для того, чтобы радоваться "первому" выпавшему снегу, хоть я и не люблю зиму. Чтобы смотреть, как он блестит в свете уличных фонарей после захода солнца.

Чтобы смотреть на звёзды ночью.

Чтобы наряжать искусственную ёлку на новый год, проникаться праздничной атмосферой, делать Оливьешку и обязательно попробовать одну ложку первой.

Чтобы видеть улыбки и улыбаться случайному прохожему. А почему нет?

Чтобы плакать над сериалом или трогательным моментом в книге.

Для того, чтобы прокатиться на велосипеде.

Чтобы чем-то увлечься. Чтобы делать то, что нравится.

Чтобы любоваться осенью, тем как она яркими красками окрашивает всё вокруг. Чтобы слышать хруст листвы под подошвами и вдыхать этот пряный осенний осенний воздух.

Чтобы весной нюхать цветы на распустившихся деревьях.

Чтобы летом постоять под прохладным летним ливнем после жаркого дня и вдыхать запах мокрого асфальта, которого дождь только что избавил от пыли.

Для того, чтобы любить. Конечно же.

Я живу для того, чтобы замечать все эти незначительные мелочи и получать удовольствие от них. Чтобы не зацикливаться на неудачах, временных препятствиях, а просто - ЖИТЬ. Ведь столько прекрасного в самой жизни, столько чудес, столько причуд. Я хочу улыбаться, хочу радоваться и дарить эту радость тем, кто меня окружает.

Так что, отвечая на этот простой вопрос, который натолкнул меня на рассказ, я скажу: ДА! Я бы выбрала прожить свою жизнь ещё раз, если бы это было возможно и я могла бы делать такой выбор. Пускай это временно. Пускай я снова переживу всё то, что уже пережила и что ещё предстоит пережить. Я принимаю всё, что эта жизнь мне даёт, все чувства и эмоции, которые испытываю и благодарна за то, что у меня есть такая возможность. Не смотря ни на что и вопреки всему.