Гейнсборо. Портрет миссис Грехэм

Алина Алексеева-Маркезин
     Гейнсборо.Портрет миссис Грехэм (1777),Холст, масло. 237 ; 154 см Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

     Переехав в 1774 году на жительство в Лондон, Гейнсборо задался целью немедленно приобрести популярность в столице. Чтобы достичь желаемого, требовалось зарекомендовать себя как лучшего портретиста современности. И потому портреты, созданные мастером в середине 1770-х годов, отличаются пышностью и великолепием (лучшие из них были показаны на выставке Королевской Академии 1777 года).

     Среди картин, присутствовавших на этой выставке, можно выделить "Портрет миссис Грехэм" (1777), "Портрет композитора Абеля" (1777) - вероятно, самый удачный мужской портрет Гейнсборо, - а также работу "Морской курорт" (1777).

    "Портрет миссис Грехэм", без всякого сомнения, написан художником под влиянием манеры, почитаемого им Ван Дейка - это сказывается очевиднее всего в роскошном одеянии героини. Молодая женщина изображена на фоне некого обобщенного пейзажа (хотя, разумеется, она позировала Гейнсборо в его мастерской).

     Мери Грэхем была второй дочерью девятого графа Кэткарта. В 1774 году Мэри вышла замуж за Томаса Грэхэма ,из Балгована, которого она искренне полюбила .Это был брак по любви,он был счастливым, но недолгим.
 
Однажды ,когда его жена обнаружила утром на эдинбургском балу, что оставила свою шкатулку с драгоценностями в Балговане, Грэхэм, как заботливый муж, проскакал верхом 90 миль (140 км) в Балгован и обратно, чтобы привезти её украшения. Её портрет работы Томаса Гейнсборо был высоко оценен, когда экспонировался в Королевской Академии в 1777 году.
    
    Здоровье Мэри Грэхэм стало ухудшаться, и весной 1792 года по рекомендации врача она отправилась на юг Франции со своим мужем и сестрой. Тем не менее, 26 июня 1792 года во время плавания она скончалась у побережья недалеко от Йера, Франция.

    Её безутешный муж нанял баржу, чтобы доставить гроб в Бордо, но около Тулузы группа французских солдат открыла гроб и потревожила тело. Он закрыл гроб и вернулся домой, чтобы положить её останки в мавзолей, который он построил на кладбище Метвена.

    Ее супруг мучительно переживал эту утрату. По его приказу портрет Мери, написанный Гейнсборо, убрали в чулан. Томас Грехэм говорил, что если он хотя бы раз взглянет на эту картину, его сердце разорвется от горя. "Портрет миссис Грехэм" провел в чулане около полувека. Вновь извлекли его на свет Божий лишь после смерти Томаса Грехема, скончавшегося в 1843 году. 

      Мэри Грэхэм отмечена в шотландской скрипичной композиции из четырёх частей под названием «Достопочтенная миссис Грэхэм из Балгована», написанной в её честь.

      Потеря жены сильно подействовала на Грэхэма, и сначала он отправился в годичное путешествие за границу. Однако, всё ещё в трауре, на сорок третьем году жизни он попытался заглушить мысль о потере, начав военную карьеру. До инцидента с гробом Мэри под Тулузой Грэхэм сочувствовал французам и их революционным идеалам, но с этого момента он ненавидел их и рассматривал военную карьеру как способ отомстить.

    Даже в старости он отличался энергичностью. Грэхэм часто путешествовал, посещая Италию, Германию, Францию, Данию, Швецию и Россию. В 1841 году, в возрасте 94 лет, он проехал через Францию в Геную и Рим. Его верховые лошади были отправлены в Рим, и он часто ездил верхом в Кампанье.

     Он умер в своем лондонском доме на Страттон-стрит 18 декабря 1843 года в возрасте 95 лет после очень короткой болезни: в день своей смерти он встал и сам оделся. Он был похоронен возле своего семейного дома в большом каменном склепе на Метвенском погосте, где была похоронена и Мэри Грехем.