Остафьево.
Усадьба Вяземских.
Здесь бывали Александр Сергеевич Пушкин, Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Денис Васильевич Давыдов, Александр Сергеевич Грибоедов, Николай Васильевич Гоголь, Адам Мицкевич.
Сам Петр Андреевич Вяземский был влюблен в родовое гнездо и посвятил ему немало своих произведений, среди которых «Деревня», «Родительский дом», «Сельская церковь» и др.
История усадьбы связана также с именем известного историка Николая Михайловича Карамзина, который приходился зятем Андрею Ивановичу Вяземскому.
Последний и пригласил его на проживание в свое подмосковное поместье, где Николай Михайлович и трудился над своим главным трудом жизни «Историей государства Российского» в период с 1804 по 1815 годы.
Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Лариса Алексеевна Давыдова посвятила этому событию две картины: «Карамзин в Остафьеве» (Х.м., 130х140, 1986г.) и «Портрет Карамзина» (150х175, 1989г.).
Работа над портретом Н.М. Карамзина потребовала от художника большого напряжения сил. Первые эскизы перекликаются композиционно и колористически с ранее написанным портретом Татищева. Шли поиски не только композиции, но и портретных характеристик Карамзина. Проявляются узнаваемые черты его облика (профиль, прическа), известные по прижизненным портретам историографа. Наиболее внимательно изучен портрет Венецианова (1828), восходящий к утраченному портрету А.Г. Варнека, известному также благодаря гравюре Н.И. Уткина (1818).
Но вот появляется эскиз, где Карамзин изображен на берегу озера, в водах которого отражено здание классической постройки. Законченное решение будет воплощено в картине «Н.М. Карамзин в Остафьеве» (1986).
Картина состоялась. Она привлекла внимание многих искусствоведов, музеев.
И картина «Карамзин в Остафьеве» с 1991 года является экспонатом Музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас». Это было личной инициативой директора Музея-усадьбы Анатолия Семёновича Коршикова.
На снимке: репродукции картины «Карамзин в Остафьеве».