О государстве, госаппарате и чиновничестве

Авазбек Атаханов
ПРЕЛЮДИЯ

Скоро исполняется тридцать лет со дня провозглашения Государственной Независимости Кыргызстана и этот путь, как и для многих народов постсоциалистического пространства, оказался очень тернистым и горьким. Кстати, слово тернистый происходит от слова "тёрн" или "терн"- это небольшой колючий кустарник, вид дикой колючей сливы, дающая большое количество маленьких и очень кислых плодов.  А теперь представьте, как наш народ с трудом пробивается через эти колючие дебри. Конечно, надо преодолеть этот участок каким бы он ни был  и мы, рано или поздно, окажемся на широкой столбовой дороги, которая обязательно  соединится с высокоскоростной магистралью. Но, как говорят географы, надо двигаться строго по азимуту, а для этого нужен компас или человек, который может его определять. Иначе можно долго крутиться в одном и том же месте и в конце концов, обессилев, без пищи и воды, погибнуть или стать жертвой хищников. В нашем случае компас- это наша власть, государственный аппарат. Но одного компаса мало, надо еще убеждать людей двигаться по азимуту. И если компас по каким-то причинам неправильно показывает азимут или сломался, то курс будет потерян, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 
О ГОСУДАРСТВЕ

Понятие государства очень широкое и зависит от того, в каком случае мы это определение применяем. Если мы этот термин рассматриваем с точки зрения международного права, а "независимое" государство как раз подпадает под этот отрасль права, то это территория, населенная определенным народом и их суверенитет. То есть в любом государстве источник власти- это народ. Нет народа, нет власти, нет государства. Во все времена именно народ, правда по-разному, делегировал полномочия кому-то для управления государством- вождям, советам, судьям, правительствам, монархам, парламентам. И этот процесс в мире шел стихийно и с разной интенсивностью. Все государства рождались в больших муках и страданиях, проходили длинный путь, но не каждое стало успешным, процветающим, способном обеспечить достойную жизнь своих граждан. Как говорится: "Москва не сразу строилась". В этом плане Кыргызстан не исключение, у нас еще слабое государство, слабая экономика и  тяжелые социально-экономические проблемы в обществе. И как следствие, свыше полутора миллионов наших соотечественников эмигрировали из страны. Сегодня, даже несмотря на продолжающуюся пандемию коронавируса и сохраняющиеся значительные ограничения на международные авиарейсы, наши граждане, всеми правдами и неправдами, стремятся выехать в поисках лучшей доли за рубеж.
   
О ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ

Любое государство имеет свой аппарат, который обслуживает ту или иную ветвь власти, поэтому он не может быть единым органом. Наоборот, по праву и совершенно справедливо, все ветви, уровни и сферы государственной власти имеют свой самостоятельный аппарат, который их обслуживает. Их много: аппарат президента, аппарат парламента, аппарат правительства, аппарат Верховного суда, аппараты министерств и ведомств, аппараты муниципалитетов и прочее. Может сложится ошибочное впечатление, что государственный аппарат у нас раздутый и все наши проблемы от них. На самом деле это совсем не так, как раз в нашей стране численность сотрудников аппарата минимальный, например в аппаратах мэрии городов или районов работают  всего лишь около 20-30 человек или возьмем министерства и ведомства, чьи аппараты тоже не велики, в среднем 70-150 штатных единиц. Другое дело их эффективность, этот вопрос стоит остро не только у нас, но и во всем мире. К сожалению, в нашей стране стремление властей повысить его эффективность, как правило, завершаются бездумными сокращениями, пертрубациями, упразднениями, объединениями, увольнениями и обновлением аппарата. В "верхи"  шлют красивые отчеты о проведенной работе, оптимизации аппарата, которая позволит сэкономить столько-то бюджетных денег. На самом деле, как показывает жизнь, ничего не меняется. Ведь жизнь на месте не стоит, в государстве появляются новые проблемы, новые отрасли, новые направления, а значит новые функциональные задачи, которые могут быть успешно решены, если ими будут заниматься компетентные специалисты. Например, политика цифровизации потребовала создание в государстве новых структур, а это дополнительные штаты. Или перевод делопроизводства на государственный язык. Ведь государственные функции быстро не исчезают, наоборот, как выше отмечал, из года в год их становится больше. И хотя государственный аппарат лишь одно звено в системе государственной власти, но именно он играет роль компаса в определении азимута, направлении движения. И оттого как работает государственный аппарат, насколько он эффективен, зависит дальнейшая судьба того или иного государства и его граждан. Без системной кадровой политики не появятся хорошие кадры, высококвалифицированные отраслевые специалисты, а без хороших кадров не будет эффективного государственного управления, со всеми вытекающими последствиями.

О ЧИНОВНИЧЕСТВЕ
 
Понятия "служивые люди", "государевы люди", "честь мундира" давно у нас  канули в Лету, стали архаизмами. И это естественно, потому что государственная служба меняется и в этом плане, как всегда, Запад, под влиянием рыночной экономики, выступает законодателем моды в данной сфере. Там сложилась целая система найма "работников" на государственную службу, сформировалось отдельное элитарное сословие в обществе, которое получило название "белых воротничков". Белые воротнички- это те, кто за счет отличных знаний, безупречной репутации и высоких профессиональных качеств составляют костяк государственного управления. Безусловно, они очень дорожат своим социальным статусом, ибо они высокооплачиваемы, занимаются своим делом и всегда востребованы. В таких странах каждый государственный служащий стремится войти в это сословие.
 У нас же все наоборот. Социальный статус нашего чиновника, особенно за последние 25-30 лет определяются не его знаниями и профессиональными достижениями, а его связями в верхних эшелонах власти, ездит ли он на дорогой машине, живет ли он в дорогом особняке или шикарной квартире, есть ли у него бизнес или живет на заработную плату.

 Все эти годы мы так и не выстроили надежный механизм найма на государственную службу и как результат выходцы из простых семей, которые имеют все необходимые качества, либо не хотят идти на государственную службу из-за низких  заработных плат или не могут устроиться на нее из-за отсутствия нужных связей и блата. Таким образом, в государственной службе находятся "отпрыски" тех, кому и зарплата не нужна.  Продвижение по службе это отдельная тема. Продвигаются либо по блату, либо назначают настоящего профессионала, чтобы система не развалилась, просто он незаменим. Откройте ведомственные телефонные справочники, сами убедитесь в этом. Не хочу сказать, что на государственной службе нет профессионалов, они есть и наверное будут, но они лишь "темные лошадки" и практически не принимают участие в принятии решений. Такая порочная картина сложилась у нас по причине того, что настоящие профессионалы и высококвалифицированные специалисты у нас получают столько же, сколько получают те, которые не имеют этих качеств, но занимают равноценные должности. Таким образом, у нас платят не за квалификацию, а за должность. И пока мы не изменим этот подход, в стране никогда не появятся "белые воротнички".

 И в заключении. Государственный аппарат  это сердце государственной машина, а государственные служащие ее кровь. Чем чище кровь, тем лучше работает сердце, значит тем оно сильнее, а человек здоровее.