Кафе

Денисова Кристина
1.

- Знаете, может в это сложно сейчас поверить, но когда-то у меня было все. Я был очень успешным.

Глядя на этого мужчину - грязная рваная одежда, запутанные волосы, заросшее немытое лицо - поверить в его слова действительно сложно.

- Да, было время… Но я все потерял. Я сам все испортил.
Он сделал несколько жадных глотков воды из мутного стакана. Так пьют люди, которые знают, насколько ценен каждый глоток, потому что завтра его может не быть.

- Расскажите о вашем прошлом, - сказала я, не узнавая свой голос. Он предательски дрогнул, я очень надеялась, что мой собеседник этого не заметит.

- Вам правда интересно? Ну да, вы же тут новенькая. Молодые девочки, только закончившие университет, всегда полны иллюзий и желания изменить мир. Что ж, это неплохо. Слушайте, доктор, я расскажу вам свою историю.
Когда мне было лет двадцать пять, я был влюблен. Я действительно любил эту молодую женщину, которую я всегда звал своей маленькой девочкой. Она была вашего возраста, доктор.

Я вздрогнула. Его слова отражались дрожью в моем теле, но я должна оставаться спокойной, ведь я же психотерапевт, мне еще и не такое придется услышать.

- Мне не пришлось долго добиваться взаимности, девочка сама влюбилась в меня по уши,- продолжал бездомный, то и дело останавливаясь, чтобы сделать глоток воды, - Она, ее звали Мария, училась на последнем курсе, а я пытался открыть свой бизнес. Да, я всегда был целеустремленным и верил, что достигну своих целей. Я до ужаса не хотел работать на какого-нибудь дяденьку, получая копеечку, которой не хватит ни на квартиру, ни на красивую жизнь для моей девочки. Поэтому вместе с парой моих бывших однокурсников мы решили открыть свое кафе.

Мы нашли неплохого повара, тоже, конечно, знакомого, кто же согласится работать в совсем новом предприятии за гроши без гарантий. Мы, конечно, верили в свой успех, но понимали каков риск. Затем наняли двух продавщиц-официанток, студенток.
Наша идея заключалась в том, чтобы сделать такое место, где бы друзья и влюбленные могли встретиться за чашечкой кофе с булочками, но где также можно было перекусить во время рабочего дня. Что-то вроде парижских кафе. Но оказалось, что никто не хочет идти в незнакомое место. Богатые ужинали в дорогих элитных ресторанах, а те, кому приходилось экономить, кафе и рестораны совсем не посещали, предпочитая есть дома. Поток посетителей был очень мал, сарафанное радио не работало, а денег на рекламу у нас, безусловно, не было.

Работники менялись часто. Они быстро понимали, что вряд ли их зарплата скоро увеличиться, а на ту, что мы могли им предоставить, жить было сложно.
Когда Машенька закончила учиться, мы сняли маленькую однокомнатную квартирку. Денег было мало, и жили мы очень бедно, экономя абсолютно на всем. У нас была очень скромная свадьба. Мы расписались в загсе, немного, спокойно и экономно, отметили с друзьями. Маша не жаловалась. Она любила меня и верила в меня, верила, что однажды все измениться. Но время шло, а бизнес не процветал.

Вскоре мы узнали, что Машенька беременна. Это был счастливейший момент! Но на ребенка нужны деньги, а мы еле сводим концы с концами. Я был в панике! Как обеспечить будущее ребенку, как дать ему все, не имея ничего? У меня было 9 месяцев, чтобы что-то придумать.

Как я уже говорил, я открыл кафе с двумя однокурсниками… которые затем меня предали. Мне казалось, что бизнес вот-вот должен пойти в гору, что сегодня-завтра все изменится, и придет успех! Но когда мне больше всего нужна была поддержка друзей, они ушли, бросили меня одного с забегаловкой, которая приносит одни убытки.

Я был почти в отчаянии, уже подумывал бросить эту идею, забыть о своей мечте, устроиться на обычную работу, как все, и получать хоть маленькую, но стабильную зарплату.

Как-то в кафе зашел солидный мужчина в дорогом костюме, туфли вычищены до блеска, модная прическа, и вид очень серьезный.  В тот день я сам стоял за кассой и обслуживал немногочисленных посетителей, так как у продавщицы Верочки был выходной, а заменить ее пока было некому.  Я сразу же удивился, такие клиенты к нам не заходят!

Мужчина заказал себе обед и чашечку кофе. Пока я носился по кухне, пытаясь проследить, чтобы все было идеально, мужчина сел за столик в углу и внимательно рассматривал кафе. У нас было 5-6 столиков, стены цвета персика украшали дешевые картины, вид в целом можно было назвать уютным, хотя могло быть и лучше.

Я принес мужчине кофе, как можно дружелюбней улыбаясь и чуть ли ни в ноги ему кланяясь, и собирался вновь бежать на кухню, как он вдруг заговорил со мной низким бархатным голосом:

- Это ваше кафе?
- Да, - неуверенно сказал я.
- Я сразу понял потому, как вы старательно меня обслуживаете. Наемные работники очень редко так стараются, - он усмехнулся. И смотрел на меня надменно, не убирая с лица ухмылки.

Я хотел обиженно уйти, но почему-то не мог сдвинуться с места и только большими глазами смотрел на странного господина.
- Вкусный кофе, - сказал мужчина с улыбкой, и было видно, что ему действительно кофе нравится, - Как вы его готовите?
- У нас новая кофемашина из Франции. Один знакомый помог…
- Ах, ясно, - перебил мужчина с той же загадочной улыбкой, - ну что ж, скоро будет готов мой заказ?

В общем, мужчина был доволен обедом и, уходя, оставил очень большие чаевые! Я был вне себя от счастья. По дороге домой купил моей Машеньке огромный букет цветов, она тогда была уже на 6 месяце. Она поругала меня за трату денег, но по глазам и улыбке, которую она пыталась скрыть под надуманным раздражением, я видел, как она была рада. В ту ночь я долго не мог уснуть, все думал, что все это неспроста, может наконец-то все изменится! А когда все же заснул, видел во сне таинственного господина, который все расспрашивал про мой кофе и загадочно улыбался.

В дверь постучали. Я словно очнулась от сна. Коллега напомнила мне о времени, нужно было заканчивать и брать следующего.

- Завтра приходите снова, и расскажете, что было дальше.
- Ну не знаю, доктор, у меня столько дел завтра, - он засмеялся хрипло, смех перешел в кашель, - Так уже и быть, приду к вам.      
Оставшись на минуту одна, я прошлась по кабинету, стараясь прийти в себя. Вновь забежала та же коллега.
- Как первый рабочий день? - весело спросила она.
- Нормально. Надо привыкнуть.
- Вначале всегда непросто. Не унывай!

Домой из приюта для бездомных возвращалась я уставшая, разбитая. В голове крутилось много вопросов.
Перед сном выпила бокал вина, но это не помогло мне уснуть. Смотрела в потолок и слушала тишину. Под утро заснула тревожным сном, который прерывался каждые 10 минут, пока наконец не прозвучал оглушающий звон будильника.

2.

На следующий день мое настроение было довольно паршивым. Хотя бы от того, на улице было холодно, сыро, ветрено. Рижская осень.

Заходя в приют, я все еще чувствовала себя как-то неловко. Поэтому, стараясь ни на кого не смотреть, я быстренько прошла в свой кабинет и спряталась там, как в пещере. Но одиночество было не долгим – пора было начинать работу.

Бывший бизнесмен пришел ко мне в конце рабочего дня, последним, когда я была уже немного измотана. Я вздрогнула, увидев его – все же пришел. Без прелюдий попросила его продолжить свою историю.

- А зачем вам это знать, доктор? Вам правда интересно меня слушать?
- Интересно.
- А я думал, вы тут должны меня переубедить, заставить изменить свою жизнь, найти работу вместо того, чтобы подохнуть бомжом. А может мне нравится быть свободным!?
- Не волнуйтесь, я не буду вас ни в чем переубеждать.
- Почему нет? Другой доктор, который был тут до вас, пытался.
- Значит, мои методы отличаются. Я здесь для того, чтобы выслушать вас.    
- Странно как-то. Ну ладно, в общем-то, мне все равно. Я буду говорить, а вы – слушайте или нет – дело ваше.
Странный мужчина пришел снова через несколько дней. На этот раз заказал только кофе.
- Присядьте, пожалуйста, - сказал он мне, указывая на стул напротив себя, когда я принес ему чашку кофе. Я, не задумываясь, сел. Несколько минут мужчина молча пил кофе, затем наконец заговорил.
- Меня зовут Владислав. Уже много лет я занимаюсь ресторанным бизнесом, помогаю владельцам раскрутить их заведения. Скажите, вы… как вас зовут?
- Евгений, - тихо сказал я, с дрожью в голосе. Сердце билось очень быстро, казалось вот-вот выпрыгнет и убежит от меня куда подальше, в другой город, в другую страну, улетит в космос.
- Евгений, вы не думали открыть ресторан вместо этой… этого кафе?
- Честно говоря, нет...
- Я ищу новый проект, а это место мне кажется интересным. Хорошее расположение – есть потенциал. Здесь, конечно, нужно все переделать. Представьте себе, итальянская или, к примеру, французская кухня, красивые столики со свечами, официанты во фраках, минибар у стойки, стены мы перекрасим, сделаем новый пол, зал побольше. Самые богатые люди города будут ужинать только у вас, и только по записи, так как свободный столик будет найти невозможно.
Мои глаза загорелись, сердце забилось еще сильней, если это было возможно. Запинаясь от волнения, я промямлил:
- Я не знаю… я… мне надо подумать, наверное.
- Конечно-конечно. Подумайте. Я приду завтра.

Когда Машенька родила мне девочку, перестройка кафе шла полным ходом. Владислав оказался профессионалом, сделал все быстро и качественно, и действительно совсем скоро вместо моей забегаловки появился ресторан, такой, о котором он говорил: с официантами, столиками, свечами и главное посетителями! Я не успел опомниться, как о ресторане заговорил весь город, как об открытии года. Меньше чем через год, чтобы поужинать, действительно нужно было вначале позвонить и забронировать столик.

Деньги полились рекой, и я тратил-тратил, и легко забыл, что такое экономия. Вначале тратил на Машеньку, на нашу дочурку, мы переехали в большую квартиру, закупались в дорогих магазинах, я купил крутую машину…

Делами занимался в основном Владислав.  Я только подписывал бумаги, которые то и дело он мне приносил, объясняя необходимость новых распоряжений.

- Что же было дальше? – тихо спросила я, так как мой собеседник вдруг замолчал.
- Дальше… дальше я почувствовал, что значить быть успешным. Я все тратил деньги на новые побрякушки, но мне было мало. Мне становилось скучно, и хотелось развлечений, новых впечатлений. И тут мне опять-таки помог Владислав. Он показал мне места, где можно оставить все деньги, которые у тебя есть с собой, на дорогие алкоголи, на дешевых женщин, на средства, от которых мутнеет сознание. Затем места, где можно поставить сто, а выиграть тысячу, потом проиграть две, отыграться, проиграть вновь. А затем опять алкоголь, женщины и наркотики. Потом снова игры, деньги. Я перестал различать день и ночь, я не появлялся дома, забыл о том, что у меня есть жена и ребенок. Я не видел, как у дочери растут зубы, как она делает первые шаги, не слышал ее первого слова, не учил читать. Не видел, как стареет Машенька. Нет, не из-за времени, а из-за волнений обо мне, из-за незнания жив ли я или валяюсь под деревом без дыхания. Не видел, как она тихонько плачет, укачивая дочурку, как слезы капают на детское одеяльце.

Я потерялся. Возможно, я даже не был трезвым ни минуты, ведь просыпаясь на какой-то чужой квартире или на диване бара, первым дело я вдыхал белую дорожку, а потом завтракал коньяком.

Очнулся я в один весенний день, когда вернулся домой, а там – никого. Маша с ребенком уехала в другой город, к родителям. Конечно, я пытался связаться с ней, найти ее, но ее родители просили оставить их, затем начали угрожать… В общем, я снова запил. Все началось снова, только теперь я прикладывал больше усилий, чтобы забыться, забыть то, что я потерял. Круговорот пошлости, грехов и похоти привел меня на улицу. Я пропил все, а что не пропил, то проиграл. Рестораном заправляет Владислав, он теперь официальный владелец.

А девочек моих я так больше и не видел. Дочурку-то, Леночку, я только и помню, когда она только родилась, совсем малюточка была, и спала все время. Спокойная была девочка, почти совсем не плакала. Все спала невинным детским сном и сладко так улыбалась. Вы что плачете?

Я и сама не заметила, как по щекам текут слезы. Как не профессионально. Смотря на этого человека, который выглядит гораздо старше своих лет, я вспоминала свое детство. Вспомнила, как мама всегда плакала, когда я спрашивала «а кто мой папочка? где он?». Вспомнила, как папу всегда заменял дедушка. Как мама, так долго болея душевно, заболела физически. Вспомнила похороны мамы. Как бабушка случайно проговорилась, что мой отец, возможно, жив. Как я начала поиски. Как я оказалась здесь.

- Прием окончен, - сказала я, утерев слезы, - завтра вас примет другой врач.