Скифы - имя собирательное ч. 10

Николай Мринский
До них дошли слухи о безобразиях, творимых Царскими скифами. Было решено наказать их, а заодно расширить свою территорию проживания за счёт пустующей теперь европейской части Великой равнины. Сарматы, по своему происхождению не отличались от скифов. И те, и другие говорили на одном языке и вели практически одинаковый образ жизни. Отличие было в женщинах - скифские занимались, скажем так, чисто домашними делами и в мужских участия не принимали, в то время как сарматские женщины ездили верхом, охотились и воевали вместе со своими сородичами-мужчинами. Сарматка не могла выйти замуж, пока не убьёт в бою врага. Так ли это было на самом деле или это очередная выдумка богатых воображением греков - доподлинно неизвестно. Единственная скифская могила женщины-воина была найдена в 1928 г. под Тифлисом. Захоронение датируется III в. до н.э., но отнести его к какому-либо конкретному скифскому племени эксперты не смогли. Скифянки любили красиво одеваться. Одежду для себя и детей они изготовляли сами, применяя мех, кожу и материю. Кроме того, одежда расшивалась замысловатым и красивым рисунком. В войлочных передвижных жилищах поддерживалась чистота. Не ленились женщины намазывать своё тело зельем на целые сутки, которое изготавливалось из толчённой древесины разных пород деревьев. Кожа от такой процедуры становилась чистой и ароматной. Сарматы были весьма многочисленны и представляли собой союз крупных племенных объединений во главе с языгами, роксоланами, сираками, аорсами и аланами.

Они были сильны в военном отношении и имели тяжёлую (панцирную) конницу. Это позволило сарматам быстро укрепиться в степях Восточной Европы. Сираки и аорсы стали господствовать в предкавказской равнине, в дельте Дона и в Прикубанье, а языги и роксоланы, перейдя Дон, закрепились в степях Сев. Причерноморья. Столкновения, в виду расовой идентичности, не носили длительного кровопролитного и ожесточённого характера и быстро сменились союзническими и торговыми связями. Более того, сираки и аорсы практически сразу слились с скифскими племенами меотов. Процесс этнической и культурной ассимиляции роксолан и языгов также был запущен со скифами Сев. Причерноморья и Приднепровья. К 346 г. до н.э. напор сарматов заставил скифов переправиться через Дунай и аннексировать территорию Добруджи, которую классические авторы стали называть «Малой Скифией». К 339 г. до н.э. скифы продвинулись в земли Македонии, чем навлекли на себя гнев Филиппа Второго Македонского. Он дал скифам бой в местечке недалеко от Дуная и одержал победу, но такой ценой, что дальше воевать не было сил. Филипп пошёл на перемирие, однако скифы не придерживались мирных соглашений. Спустя 3 года А. Македонский послал против них карательную экспедицию во главе со своим наместником во Фракии Цепирионом. Его войска были разбиты наголову, а он сам погиб в сражении. Скифы, прежде чем вернуться в свои пределы, установили на Балканах аванпосты, платившие им дань. А. Македонский ещё раз пытался наказать скифов.

Находясь в индийском походе, он выслал часть своих войск в сторону Семиречья, где жили сакские племена. Летописцы полководца утверждают, что в первом бою саки проиграли, однако это было не так. Македонцы только прошлись вдоль границы Сакии, и так и не найдя возможностей вторгнуться на её территорию, ушли на соединение с главными силами своей армии. Ко II в. н.э. скифская государственность ещё существовала, но уже большую часть бывшей Скифии не редко называли Сарматией. Среди сарматов особенно усиливаются аланы. В начале III в. н.э. в Сев. Причерноморье, с берегов Балтийского моря, пришли племена готов (германская группа племён). Готы, возглавив большое племенное объединение из числа народов Восточной Европы, разрушили Горгипию и Танаис, а затем обрушились на Боспор. Завладев его флотом, они разграбили Афины и Коринф. Вторжение готов сильно ослабило Боспорское царство, но ещё больший урон был нанесён скифам и сарматам. Скифы потеряли политическое господство в Сев. Причерноморье, свои степи и значительную часть населения, которое либо погибло, либо было вытеснено в северные районы. Вероятно, некоторые племена скифов вошли с готами в союз, поскольку Дескипп, живший в III в. н.э. пишет: «Скифы, называемые готами, большой массой переправились при Декии через реку Истр и подвергли, между 249 и 251 гг. по Р.Х., опустошению, подвластную римлянам страну». Вторжение готов сильно опустошило степи Кубани, Дона и Сев. Причерноморья и здесь появились племена болгар.

Этот же период характеризуется расцветом культуры юго-восточных славян в Приднепровье, с главным центром славянской культуры г. Киевом. В 375 г. киевляне разгромили готов, при этом князь Бус был убит готским вождём Виниором. Юго-восточные славяне появились также и в Причерноморье. Иордан, живший в VI в. н.э., делит славян на антов и славян, занимавших крайний юг между Днестром и Дунаем: «Прокопий Кесарийский, бывший сенатор и префект Византии, рассказывал, что к северу от готов, обитавших по берегам Дона и Азовского моря, жили анты». Вторжение гуннов в IV в. н.э., как считают историки, привело к великому переселению народов: «Германцы, славяне, угры и тюрки не только перемешались с прежним населением Европы, но вытеснили его, образуя новые народы и новые этнические массивы. Этнографическая карта Европы существенно изменилась и в основных своих чертах сохранилась до наших дней». Гунны, налетевшие как вихрь, уничтожили и разграбили множество народов. Разбиты были готы и большая их часть ушла в пределы Римской империи. Восточные готы были подчинены гуннам, а часть их осталась на территории Таманского п-ова. Боспорское царство также подверглось разорению гуннами и прекратило своё существование. Гунны двинулись на Запад, в Европу, поставив в свои ряды алан и скифов. По-видимому, часть скифов слилась с гуннами, так как Приск Понтийский, живший в V в. н.э. указывает, что римские послы, посетившие вождя гуннов Атиллу, были поражены той близостью, которая существовала между гуннами и скифами.

Сам Атилла, придерживался скифских обычаев, а скифы играли видную роль в правлении Атиллы и его предприятиях. Могущество мощного племенного объединения гуннов во главе с царём Атиллой постепенно слабело и к середине V в. н.э. распалось после битвы на Каталонских полях в 451 г. Уже в 528 г. н.э. римляне с помощью готов изгнали гуннов из Боспора и к середине VI в. н.э. Причерноморье, Приазовье и часть предгорий Западного Предкавказья именовалась землями болгар. В то же время крепнут славянские племена. С конца V в. н.э. важнейшим фактором в историческом развитии Восточной и Юго-Восточной Европы были войны антов и целого ряда племён юго-восточных славян против Византии. В этот период на Балканах юго-восточными славянами, при активной поддержке местного населения, было ликвидировано рабовладельческое хозяйство. Но крепнут не только славяне, растёт и могущество хазар, некогда покорённых гуннами. Уже в VI – VII вв. н.э. хазары подчинили своей власти Сев. Кавказ, Дон, Сев. Причерноморье, Дон и Приазовье. Они покорили все встретившиеся им народы, в том числе славян, болгар и обложили их данью. Первые упоминания в русской истории о славянах относятся к III в. н.э., скифы же исчезают с исторического горизонта, и уже в VI в. н.э. о них нет нигде упоминаний. В отношении происхождения юго-восточных славян в официальной истории сказано: «Северное Причерноморье, которое античные авторы называли Скифией, было заселено пришельцами из-за Волги и Дона – кочевыми восточно-иранскими племенами скифов, а также оседлыми земледельческими племенами.

Часть этих оседлых, не скифских, племён, были предками славян». Автор «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.А. Щербина придерживался иного мнения, он писал: «Можно положительно утверждать, что славяне, как арийцы, были коренными обитателями в стране (Скифии), и что отдельные их отрасли, как киммерийцы, скифы, разные виды меотов, анты и пр. непрерывно следовали одни за другими в исторической связи вплоть до Тмутараканского княжества». В первых упоминаниях о юго-восточных славянах отмечается, что они обитали в районе среднего Дона и Днепра, то есть в северных районах Скифии. Именно здесь, согласно легенде о первом человеке Таргетае, располагались земли старших его сыновей Липоксая и Апроксая, заселённые сколотскими родами авхатов, катиаров и траспиев. Известно также, что именно в эту местность уходили скифские племена, теснимые понтийскими войсками при царе Скелуре, а также во времена правления его сына Полака. Здесь им оказывали радушный приём, здесь они набирались сил, черпали людские ресурсы и отсюда же вновь обрушивались на ненавистных эллинов. Будучи народом свободолюбивым и воинственным, скифы не могли быть полностью уничтожены и покорены кочевниками-завоевателями, по крайней мере, подвижная часть населения, как и во времена Скелура и Полака, должна была уйти на север Скифии. Видимо, так оно и было, поскольку в западной Европе скифы не появились.

Именно в этот период в исторических документах отмечаются сведения о славянах, живущих в северных районах Скифии, чьи обычаи, внутренняя организация и даже внешний вид и одежда идентичны скифским. То обстоятельство, что скифы были, якобы, иранского корня, не может являться препятствием, чтобы считать скифов предками юго-восточных славян, поскольку славяне относятся к арийской расе. Арийцами называли себя индусы и иранцы. К этой расе относят также литовцев, греков и другие народы Европы именно благодаря сходству их языка с индусами, иранцами и славянами. В то же время, согласно Ведической традиции, земли Сев. Кавказа, Приазовья, Дона, Сев. Причерноморья и Днепра были заселены около 25 тыс. лет до н.э. Все народы и племена, заселявшие эту территорию, назывались древними русами, в том числе киммерийцы, меоты, скифы и другие народы, вплоть до образования Киевской Руси. В заключении отметим, что каждый народ проходит свой собственный исторический путь. Что касается скифов, их путь был длительным - более тысячи лет. Долгое время скифы являлись главной политической силой на территории, находящейся между Дунаем и Доном. Изучением этих племен занималось множество выдающихся историков и археологов. Исследования не прекращаются и по сей день. Можно надеяться, что человечество получит новые сведения о том, какими были скифы.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию; - М.: Наука, 1989. - 192, [16] с. - (Страницы истории нашей Родины).
2. Скржинская М.В. Скифия глазами эллинов. - СПб.: Алетейя, 1998. - 304 с. - (Античная библиотека).
3. Зайцев Ю.П. Неаполь скифский (II в. до н. э. - III в. н. э.): Монография. - Симферополь: Универсум, 2003. - 212 с.
4. Граков Б.Н. Скифы: Научно-популярный очерк. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - 200 с.
5. Черников С.С. Загадка золотого кургана: Где и когда зародилось скифское искусство. - М.: Наука, 1965. - 192 с. - (Из истории мировой культуры).
6. Смирнов А.П. Скифы. - М.: Наука, 1966. - 200 с. - (Из истории мировой культуры).
7. Хазанов А.М. Золото скифов. - М.: Советский художник, 1975. - 144 с.
8. Кузнецова Т. Краткая история скифов. / Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т.М. Кузнецовой. - М., 1992. - С. 3-14.
9. Раевский Д.С. Мир скифской культуры. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 600 с.
10. Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Евразийская империя скифов. - М. : Вече, 2007. - 400 с.
11. Греки и варвары Северного Причерноморья в Скифскую эпоху. Под редакцией доктора исторических наук К. К. Марченко. Издательство «Алетейя», Санкт-Петербург, 2018 г.
12. В. Ф. Гайдукевич «Боспорское царство» Москва, Ленинград, 1949 г.

2019-2021 гг.