Древние тюрки, на построенных ими транспортных сре

Гахраман Гумбатов
Древние тюрки,на построенных ими транспортных средствах,четыре тысячи лет тому назад двинулись осваивать новые пастбища на Востоке
В Википедии  написано: "В 3500 до н. э.: В Месопотамии изобретена колёсная повозка ... 2000 до н. э.: Индо-арийцы построили колесницу". Википедия. Хронология транспортных средств.
Российские авторы    Кисленко А.М., Валиахметов И.А.   в книге "ДРЕВНЕЙШИЕ КОЛЕСНИЦЫ СТЕПЕЙ ЕВРАЗИИ" пишут: " Двухколесные повозки известны на Ближнем Востоке с III тыс. до н.э. Правда на изображениях из Шумера дисковые колеса, а в качестве тягловой силы — полуослы и онагры (модель квадриги из Тель-Аграба, «Штандарт из Ура»). Судя по изображениям на сирийских печатях и моделям из Месопотамии, колесо со спицами использовали уже в XIX–XVII вв. до н.э. В Египет колесничный комплекс с востока привнесли гиксосы в XVIII–XVI вв. до н.э., переняв их от индоевропейских народов Евразии. В Греции были известны повозки, запряженные быками, а вот колесницы появляютсяздесь не ранее XVI века до н.э. Ахейцы заимстовали колесницы уже в совершенном виде. Изображения колесниц встречаются на стелах Микенских шахтовых гробниц и фресках из Тиринфа. Археологические находки в китайской провинции Аньян говорят о знакомстве с колесницами в эпоху Шан, хотя в настоящее время их относят к финалу этого царства (XIV–XIII вв. до н.э.)".
На Южном Кавказе древние тюрки соорудили четырехколесную повозку (араба) в 4 тыс. до н.э. Древние тюрки в 6 тыс. до н.э., одомашнив овцу, козла и  быка, собаку и освоив отгонное скотоводство, в течение последующих 2 тысячелетий не покидали свою прародину – юго-западное побережье Каспия. Затем, когда тюркская общность возросла, древние тюрки соорудив  двух и четырехколесную повозку (араба), в которые были запряжены волы (ёкюз), в поисках новых пастбищ, двинулись в северном направлении вдоль западного побережья Каспия. Видимо, в южном направлении не было территорий пригодных для скотоводства. Продвигались они медленно и только за тысячелетие они достигли северного Прикаспия. В конце IV тыс. до н.э. часть древних тюрков, покинувших свою историческую прародину в поисках новых пастбищ, переселились на территорию Кумо-Манычской впадины. Здесь, они создали степную курганную культуру (ямная культура). В дальнейшем новые поколения древних тюрков для освоения новых пастбищ приступили к освоению всей Евразийской Степи.     Археологи в курганах Южного Кавказа и Евразийской степи находят идентичные повозки.          
       Б.Б.Пиотровский появление первых повозок на Южном Кавказе связывает с зарождением в регионе яйлажного (отгонного) скотоводства. В книге «Археология Закавказья с древнейших времен до I тысячелетия до н. э.» он пишет: «Памятники энеолита дают нам возможность проследить не только численный рост скота в Закавказье, усиление его роли в хозяйстве, но и качественное изменение поголовья в сторону увеличения мелкого рогатого скота. Это изменение состава стада было, по-видимому, связано с изменением самой формы скотоводства, которое начало постепенно принимать полукочевой характер. Пастбища на территории поселения и поблизости от его не могли уже удовлетворять кормовой потребности, и скот приходилось угонять на пастбища, удаленные от места жительства. Естественно, что эта форма скотоводства связана с численным увеличением менее прихотливого и легче передвигающегося мелкого скота, а также с появлением собаки… Использование горных пастбищ предоставляло в условиях того времени неограниченные возможности для роста скотоводства, количественного увеличения стад… Крупный рогатый скот в могильниках Закавказья встречается чаще в последний период бронзового века. Так, в курганах на побережье оз.  Гёкча (Севан)  были обнаружены целые костяки быков.
Быки в то время были основной тягловой силой. Они впрягались в повозки, служившие для перевозки тяжестей.  В Википедии есть статья об азербайджанском селе Ордакли ( в годы советской власти армяне переименовали в Лчашен), где написано: " Древнее городище ...содержит культурные слои от 3-го тысячелетия до н. э. до средневековья. Среди раскопанных погребений имеются  Вэпохи средней бронзы. Большинство артефактов относится к развитой бронзе. В курганах обнаружены 4-х и 2-х колёсные деревянные повозки и боевые колесницы). В Большой советской энциклопедии есть информация о найденном  в  кургане у озера Гёкча  древних  повозках :"Среди раскопанных погребений имеются захоронения 3-го тысячелетия до н. э. Открыты также комплексы эпохи средней бронзы. Большинство памятников Л. относится к развитой бронзе (2-я половина 2-го тысячелетия до н. э.). В курганах обнаружены 4- и 2-колёсные деревянные повозки и боевые колесницы. Найдены изделия из бронзы: модели колесниц, удила, фигурки животных (лев, олень, бык, козёл и другие) и птиц, мечи с ножнами, боевые топоры, зеркала, медный котёл; золотые украшения и фигурка лягушки; серебряные чаши; изделия из дерева (ложки, миски, столики и др.)."
Схожую с повозской из Ордакли С.И.  Руденко нашёл также в древнетюркском кургане на другом конце общирного тюркского мира на Алтае, в 5 кургане в Пазырыке в 1948 году  (Бастырык на азерб. "усыпальница"). Российские исследователи  Д.Ю. Гук и  Н.Н. Николаев в статье "Повозка из Пятого Пазырыкского кургана" пишут: "Основу найденной четырёхколёсной повозки, по мнению С.И. Руденко, составляла оригинальная решётчатая платформа. «Повозка эта на резных колонках была, видимо, крытая, но конструкция этого покрытия ещё не разобрана». Отмечалось, что «в повозку запрягалась четвёрка коней, из них — пара в дышло, со своеобразными рогатками и пара с боков на постромках, от которых сохранились вальки». Не исключалось, что «помимо такой упряжи практиковалась ещё запряжка в оглобли, одна из которых сохранилась». Предполагалось, что повозка использовалась в погребальной процессии и была накрыта «огромным войлочным ковром», который затем был вместе с ней «брошен в могильную яму» ( На котором изображён европеоидный кавказский  тюрок 2 тыс .до н.э, представшим в потустороннем мире перед небесным божеством-Гумбатов Гахраман).
В списке предметов, нуждающихся в реставрации, составленном А.А. Иессеном 29 июля 1952 г., первым пунктом указана: «Колесница деревянная из 5-го Пазырыкского кургана на Алтае (IV в до н.э.), представляющая собой сооружение размерами 3;3;2,6 м (не считая дышла), составленная из многих частей, найденная в кургане в разломанном, перерубленном и расчленённом виде». А.А.Иессен достаточно точно описал состояние, в котором находилось транспортное средство, найденное в Пятом Пазырыкском кург. Используя имеющиеся детали и фрагменты повозки, её предстояло собрать заново.
Предполагалось, что повозка использовалась в погребальной процессии и была накрыта «огромным войлочным ковром», который затем был вместе с ней «брошен в могильную яму».
Впрочем, тот факт, что она могла ездить, не ставился под сомнение ни С.И. Руденко, ни М.П. Грязновым. Правда, передвигаться на этом транспортном средстве в условиях горного ландшафта было весьма непросто. К сожалению, ответить на вопрос, указывают следы износа на интенсивность или продолжительность использования повозки, нельзя. Нет оснований серьёзно рассматривать предположение С.И. Руденко о том, что на повозке прибыла китайская принцесса, отданная замуж за пазырыкского вождя (Руденко 1953: 235). Во-первых, транспортные средства, которыми пользовались в Китае, не сопоставимы с алтайской повозкой. Во-вторых, китайская традиция, независимо от того, идёт речь о колеснице, повозке или телеге, была ориентирована на создание одноосных транспортных средств.
Другой тезис С.И. Руденко о том, что повозку использовали в погребальной процессии, развил Г.Н. Курочкин. Он пришёл к выводу, что «сильная изношенность погребальных дрог»  указывает на то, что «тело покойного долго возили за пределами Алтая, в районах, входивших в сферу культурных и политических контактов алтайской элиты скифского времени».
 Отмечая, что подобная практика описана Геродотом у причерноморских скифов, Г.Н. Курочкин считал допустимым экстраполировать этот обряд на пазырыкское население Алтая.Затруднение вызывает одна деталь. Рост мужчины погребённого в Пятом Пазырыкском кургане на момент смерти составлял 1,75-1,76 м (Баркова, Гохман 2001: 84). Длина шатровой конструкции, куда мог быть уложен покойный, не превышает 1,6 м. Этот размер обусловлен размером ивового настила, перекрывающим ; верхней рамы повозки. С.И. Руденко считал, что около четверти длины рамы, где настил уложен в поперечном направлении, занимало место возницы (Руденко 1953: 234). Реконструкция, выполненная под руководством М.П. Грязнова, позволяет говорить о том, что он согласился с доводами С.И. Руденко. Вместе с тем, если предположить, что шатровая конструкция, которая сохранилась фрагментарно, была выполнена заподлицо с верхней рамой повозки, в ней можно разместить мумию вождя. Коней в этом случае вели под уздцы, а убранство повозки, действительно могли составлять фигуры птиц и тёмный войлок. Однако, как показывают расчёты, погребальный шатёр для временного размещения тела вождя даже отдалённо не напоминал сооружение, изображённое на графической реконструкции. Скорее всего, это была конструкция типа чума (алачыга -Гумбатов Гахраман) или обычный навес, для возведения которого использовали только шесты и большой войлочный ковер (Гук, Николаев 2011).  Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Книга 2. CПб: ИИМК РАН, «Периферия». 2012. С. 454-457.
В прошлом веке (1908 год) в этой же местности у села Адыйаман, на юго-западном побережье оз. Гёкча был раскопан курган, в котором была обнаружена массивная деревянная повозка, богато украшенная резьбой, в которую были запряжены четыре быка. Колеса этой повозки представляли громадные деревянные диски».
      Л.И. Авилова в статье «Древнейшая история дорог и транспорта по данным археологии» пишет: «В степном Причерноморье в эпоху раннего бронзового века (III тыс. до н.э.) повозки получили широкое распространение. Современная методика раскопок курганов позволила зафиксировать  многочисленные случаи помещения повозок в погребальные камеры. Такие находки известны в степях Восточной Европы: в Прикубанье (курганы у станиц Лебеди, хутора Останний и др.), в Калмыкии, на Нижнем Дону. Оси повозок были неподвижными. Колеса по-прежнему изготовляли из трех толстых досок, в центре была выступающая массивная ступица. Конструкция кузова была гораздо более сложной, чем у первых ближневосточных телег: основой служила рама из массивных продольных брусьев и более легких поперечных…Племена, оставившие эти курганы, были скотоводами и вели подвижный образ жизни, совершая сезонные перекочевки вместе со своими стадами. Поселений со стационарными домами у них не существовало. На повозках скорее всего устанавливали конструкции типа кибиток, состоявшие из легкого деревянного каркаса, покрытого войлоком».
           Российский исследователь Елена Избицер в статье «Повозка из погребения 32 Большого Ипатовского кургана и одноосные степные повозки эпохи средней бронзы» пишет: «Конструкция повозки из погребения 32 Большого Ипатовского кургана уникальна… Основное ее отличие это дышло А-образной формы. Дышла степных повозок имеют форму рогатки. Дышла А-образной формы характерны для горного ландшафта. В Закавказье повозки с дышлом А-образной формы, современные погребению 32, известны из Триалетского могильника (Bor;alu, Южный Кавказ-Г.Г.), а более поздние и повозки, и колесницы из могильника Лчашен (;rd;kli, Южный Кавказ-Г.Г.). Анализ дерева конструкции из по-гребения 32 также указывает на территорию Кавказа или Предкавказья. Впервые в степном погребении найдена повозка, не только изготовленная, но и использовавшаяся в горной местности. Если повозка в погребении 32 была двухколесной, то это первое свидетельство существования двухколесных транспортных средств в конце III тыс. до н. э. на Кавказе. Конструкция из погребения 32 Большого Ипатовского кургана на сегодняшний день уникальна и представляет собой новое и любопытное свидетельство, указывающее на связи между районами степи и Кавказа в эпоху средней бронзы».
        Советский исследователь П. М. Кожин  в статье «К проблеме происхождения колесного транспорта» пишет: « Во второй половине III тысячелетия до н.э. существует, если не формируется, особый региональный тип грузовой горной повозки, сохраняющейся и поныне: это повозки с запряжкой быков, состоящие из платформы-помоста, движущейся на четырех колесах. Особенностью этих повозок является конструкция дышла. Оно состоит из двух массивных, значительной длины брусьев, скрепленных друг с другом под острым углом. К этому углу крепится ярмо, а противоположные, расходящиеся под углом концы брусьев с помощью массивных деревянных шкворней прикреплены к продольным боковым лежням станины кузова таким образом, что передний конец этого треугольного дышла может подниматься и опускаться, оборачиваясь на шкворнях. Сам факт "доживания" подобного типа грузовых повозок до наших дней свидетельствует об очень удачном решении в них основных конструктивных задач, о наиболее полном соответствии между повышением грузоподъемности повозки и ее конструктивной простотой, позволяющей изготовлять эти экипажи в условиях простейших сельских мастерских, а также об удачном применении быков как тягловой силы».
     М.В. Андреева в статье «К вопросу о роли повозки в погребальном обряде восточноманычской катакомбной культуры» пишет: «Принятые сегодня хронологические рамки манычской культуры - конец III - начало II тыс. до н.э. На территории Калмыкии и Ставропольского края зарегистрировано 28 комплексов с повозками, лишь 2 из которых следует относить к довосточноманычскому времени (конец ямного - раннекатакомбный период). Повозки помещались на дно (реже на заплечики) камер-ям или входных шахт катакомб. Уникален случай расположения повозки в камере катакомбы в Центральном Ставрополье. В могилу помещались как целые повозки, так и отдельные части, например колесо, закрывающее вход в камеру. К настоящему времени в памятниках Калмыкии и Восточного Маныча найдено в 2 раза больше повозок, чем в курганах Ставропольской возвышенности».
  Российский исследователь У.Э. Эрдниев в статье «Кавказ и калмыцкая степь в эпоху Бронзы» пишет: «Накопленные в последние годы археологические материалы неопровержимо свидетельствуют о хорошо налаженной связи между населением Кавказа и племенами Калмыцкой степи эпохи бронзы. Встреченные в степных курганах каменные ограды (кромлехи), сооруженные вокруг могильных ям, и каменные ящики, в которых погребены покойники, поразительно сходны с кавказскими. К этому выводу нас приводят многочисленные бронзовые и медные вещи, становившиеся к этому времени средствами обмена между племенами Северного Кавказа и нижневолжских степей. По всем данным, Кавказ снабжал древнее население степных районов цветными металлами и металлическими изделиями, часть которых, возможно, изготовлялась самими степняками…Колесный транспорт Калмыкии однотипен с кавказским не только по конструкции, но и по наличию у колес массивных круглых ступиц. В обеих областях колеса изготовлялись либо из трех скрепленных штифтами брусьев, либо, если судить по их глиняным моделям, из цельных сплошных кусков древесины. По мнению лесоводов, повозки, найденные в степях Калмыкии сделаны из бука, который произрастает вблизи степей только на Кавказе. Такое резкое заметное влияние Кавказа на судьбы степной этнической общности, экономической основой которой было скотоводство, объясняется тем, что на Северном Кавказе очень рано сформировалась мощная энеолитическая и бронзовая культура, сложившаяся, в свою очередь, под влиянием стран Древнего Востока».
Лингвистический анализ подтверждает значимость колесного транспорта в культуре тюркских народов.
Арба:
Тюркские языки:
Южный Кавказ: азерб. – araba;
Передняя Азия: тур. – araba;
Восточная Европа (Северный Кавказ): кум. –arba, карач.-балк. – arba, ногай. – arba;
Восточная Европа: крым.тат. - araba, гаг.- araba;
Восточная Европа (Прибалтика): караим. – araba;
Восточная Европа (Поволжье): чув.-urapa, татар. - arba, башк. – arba;
Средняя Азия (юг): туркм.- araba, узб. - arava,  кирг. – araba;
Средняя Азия (север): каракалп. - arba, каз. – arba;
Центральная Азия: уйг. – arba;
Сибирь (юг): алт.-abra, шор.- abra, хак.- хацаа, тув.- -, тоф.- тэргэ;
Сибирь (север): якут. – тэлиэгэ;
Кавказские языки:
лезгинский – araba*, удинский- araba *, хиналугский - araba *.
Финноугорские языки.
Восточная Европа (центр): венгерский- kosara,
Восточная Европа (Прибалтика): финский- vaunun, эстонский - korvi,
Восточная Европа (Поволжье): марийский- ты;гасорва;; мордовский- krandaz, удмуртский-urobo*;
Индоевропейские языки:
Европа (северо-запад): английский -bullock cart, французский- chariot;
Европа (центр): немецкий- Warenkorb;
Европа (юг): итальянский- carrello;
Восточная Европа (центр): румынский - cosul, украинский- гарба*;
Восточная Европа (Прибалтика): польский- кoszyka, литовский- krep;elis;
Восточная Европа (Кавказ) осетинский- у;рдон;
Центральная Азия (юг): персидский- arrabe*, тадж. -ароба*, хинди- bailag;;;;
Центральноазиатские языки:
китайский- sh;utu;ch;, монгольский- sags, тунгусский- тэрган;
Этимологический словарь Фасмера: русское арба -  «длинная четырехколесная телега» заимствована из тур., крым-тат., кыпч., азерб., чагат. araba «телега».
*-заимствования из тюркского языка.
Значение слова Арба по словарю Даля:
Араба ж. у народов турецк. и татарск. племени: повозка, телега различной постройки. у русских татар, это русская же крестьянская телега. в новорос. и таврич. крае, большая, громоздкая телега с верхом, о четырех косящатых колесах. на кавк. и в астрах. такая же двуколая. В арбу впрягаются где лошади, где волы, буйволы, верблюды.