Из походного дневника-5-1

Сергей Романов 4
Вид на перевал Пай-Ерский.
Слева гора Пай-Ер, справа-- вершина "1330"

Пай-Ер. Три дня и одна ночь

Маленькое предисловие

Гора Пай-Ер (1472 м) – высшая точка Полярного Урала.
В сезоне 1994 года я заложил пятерку от станции Сивая Маска, расположенной практически точно на широте Северного полярного круга, вдоль ГВЛ Урала на север до полустанка Полярный Урал, расположенного на железной дороге Сейда – Лабытнанги почти точно на водораздельной границе Европа – Азия. Протяженность – 200 с небольшим километров. Продолжительность – 3 недели. Предполагались восхождения на три вершины: гору Скальная (1178 м, Войкар-Сыньинский горный массив) и два Пай-Ера – Западный (1472 м) и Восточный (1369 м), оба в Собском горном массиве.

Увы, к концу марта моя предполагаемая группа растаяла полностью. Как многие помнят, наверное, время на дворе тогда текло весьма (с)мутное. Большая часть россиян превратилась в «миллионеров», а меньшая в реальных миллиардеров. Все цены катились на двух, а то и трех дополнительных нулях, а колбасы краковской для похода, как ни старался, я добыть так и не смог.
А пойти хотелось – ужасно! Я пребывал в очень приличной форме, и было обидно бездарно терять сезон 48-го года своей жизни.
 
Ведь «беловика»-то в нашем земном коловращении не предусмотрено, правда?

Поэтому решение мое было почти запрограммировано – идти одному. Хоть и без колбасы. Вместо нее я купил на рынке довольно хорошего сала. Плюс сухари, сухое молоко, овсянка, гречка, супы в пакетиках, чай, какао, сахар, шоколадные конфеты, витамины и – как главный источник животного белка – две 250-граммовые жестяные банки говяжьей тушенки.

Впервые в жизни я шел в зимний поход с тушенкой!

Вы представляете, каково это  «работать» с ней на морозе, имея в качестве источника тепла только примус «Шмель»?
Даже в 1967 году (не самом сытом году моей Родины), в своем первом лыжном походе (Северный Урал, Денежкин Камень) мы каждый день, на перекусе, рвали и грызли молодыми зубами законную пайку (35 г) копченой колбасы. (О сладость воспоминаний!)

Все вышеперечисленное так опустошило мой кошелек, что, купив билет до Сивой Маски, я стал всерьез опасаться, а хватит ли денег на обратную дорогу? Наконец настал день отбытия – 2 апреля 1994 года. Я сел в «родную» электричку Рязань – Москва, достал записную книжку и начал писать. А пишу я в походах всегда. Трехдневный фрагмент из дневниковых записей моего одиночного лыжного похода я и предлагаю вниманию читателей.
                ***

18.04.94 г. Monday. Понедельник.
4.30. День 15-й.
Примус уже шумит. Буду варить гречку. Проснулся в 3.00. До четырех продремал. Спал тепло. Снилось обычное многолюдство. Главный сон – я с какими-то чехами реставрирую какой-то музей. Мощный музей. Чехов несколько – профессор и какие-то молодые. И говорят они, конечно же, по-чешски, а я всё понимаю. Всего две недели в снегах, а уже по-чешски заговорил! Нет бы английский вспомнился. Всё-таки и учил я его долго и впитал изрядно и говорил в конце курса довольно сносно, так нет – чешский! Вот такая белибердовая, комбинация усталого тела, сонного мозга и  морозного заполярного кислорода.

5.25. Позавтракал. Гречка с тушенкой (0,5 ложки), чай сладкий с сухарем. Стандарт. Сейчас «священные» 10 минут – и буду собираться. А мысли все уже о доме…
***
7.58. (7.03) 55 мин. Пульс 140.
Итак, почти час, и все в гору, в гору, в гору. Вспотел. И потому с удовольствием умылся снегом, вытерся чистым платком (а в запасе еще два!) и посмотрелся в зеркало. Нос у меня, конечно, – ужасный! Весь в струпьях отмершей кожи. Такой же и лоб. Правда, несколько меньше. Здравый смысл говорит – не трогай эти струпья, под ними молодая нежная кожа, в которую тут же безжалостно вцепятся солнце, мороз и ветер, струпья – защита. Когда придет время, сами отшелушатся. А рука – как заколдованная! – тянется и отдирает, отдирает, отдирает… до крови…

День сегодня – отменный! (Третий день подряд). Легкий морозец, солнце и полное безветрие. Недаром вчера солнышко так чисто и красиво садилось. Интересно, сколько мне еще будет везти?
Впереди, на севере, на границе зрительной Ойкумены, вижу хребты Енгане-Пэ, Манита-Нырд и, кажется даже, Большой и Малый Пайпудынские. А у меня под боком – Пай-Ер. Мыслями мне нравится улетать на станцию, домой, в баню… А ноги тем временем идут как бы сами: раз-два, раз-два, раз-два… Наверное, я музыкален, ибо неплохо держу ритм движения. Я и сам ощущаю это, и ребята раньше говорили. Вот такие дела.

По дороге вокруг холма-скалы Пай-Ер-Мыльк впервые в этом походе увидел зайца. Был он против света, далеко, – почти черный скачущий комок. И тут я вспомнил про зайцев белых, про которых когда-то написал. И подумалось мне: «Не пора собирать в кучу «белые» мои опусы?»
***
8.55. (8.25) 30 мин. Пульс 136.
Полчаса – сугубо в гору. Левая лопаточка аж «закипела»… Но все равно – хорошо! А спускаться к озеру придется, видимо, на кошках.
***
9.48. (9.15) 33 мин. Пульс 125.
Удачно обогнул самую вершину холма Пай-Ер-Мыльк. Вышел на перегиб борта долины озера Кечпель-То. (фото) Просматривается путь вниз на лыжах. Как раз выше водопада на ручье, что вытекает из озера. Сам Пай-Ер, его «пила» и перевал Пай-Ерский – как на ладони. С перевала путь на гору крут, а почти на самом верху, перед относительно плоской вершиной, просматриваются две мощные скальные «вертикалки». Впрочем, может быть они легко обходятся.
Солнце – ослепительное! Буквально съедает кожу и глаза. Сейчас буду снимать панораму на слайды.
***
10.45. (10.15) 30 мин. Пульс 138.
Ох, сейчас расплавлюсь… Ну и жара в этой «тарелке»! Закрыто со всех сторон, и ни ветерка. Желание одно – снять все одежды и искупаться в снегу. Я так и сделаю, если к обеду ничего не переменится. А уж спальник подсушу точно.
Сейчас пойду на последний предобеденный переход.
***
11.45. (11.08) 38 мин. Пульс 98.
Все, пришел. Место вроде бы неплохое. Рядом с озером. Надеюсь на ледовую воду. Почти прямо от палатки есть ход на «пилу» Пай-Ера. До перевала тоже недалеко, хотя идти надо на лыжах.

Умотался я капитально. Третий день по 4,5-5 часов чистого хода.
Поставил котелок в 12.50, а в 13.05 уже вода. Вот что значит лед. Залез в палатку, а там – «ташкент»! Снял анорак, снял ботинки, откинулся на секундочку и… заснул… И вдруг во сне услышал чей-то незнакомый тихий голос: «Закрывай!» Проснулся, полез в котелок – вода кипит.
13.40. Похлебал пшеничного супчика. Дрянь. На будущее – лучше не брать его. Заварил больше двух кружек чая. Жду, когда чуть остынет. Какой-то чаек получился на этой ледовой воде? В палатке жарко. Хочется прохлады. О, относительность наших ощущений!
***
15.00. Проснулся. В палатке попрохладнело. Исчезло изматывающее чувство жары, от которой хотелось выбежать и нагишом поваляться в снегу. Сейчас уже не хочется. У меня больше полукружки отлично заварившегося чая, прохладного, терпкого. Пью с наслаждением и конфетой «Кофейной».

Надо обустраиваться. Поставить стенку. Наколоть и привезти впрок льда. А потом хорошенько отдохнуть для завтрашних трудов. И одного только я прошу у Природы – чтобы завтра была погода. Пускай не такая роскошная, как сейчас, но с видимостью.

17.30. Ну вот, у меня все готово. Лагерь сделан «по уму». Вещи просушены (даже полотенце). Через полчаса можно варить ужин и ложиться, чтобы завтра проснуться пораньше. Единственное непрочитанное, что у меня осталось, это «Медицинский справочник туриста». Буду на ночь «читать» его. Даже свечку новую достал.

В обед съел сала, закусив его чесноком. Снова, как в начале пути, хочется пить. Несколько раз сосал ледышки, приготовленные на ужин. Воды сегодня будет много. Не почистить ли мне зубы? Время от времени нужно творить «роскошь» собственными руками. (Ха-ха).

Только бы завтра была погода!

Судя по солнышку, которое собирается опускаться за гребень горы «1330», по тишине и по морозцу, думаю, что будет мне удача. И если все пройдет хорошо, можно завтра же двинуться дальше. (Но это планы уже наполеоновские). После обеденного сна, когда взглянул на Гору, стала она проще, внятнее, доступнее. Это, конечно, чистая психология, но тем не менее. Ну что ж, надо готовить ужин, свои любимые блюда: «овсянка-сэр» и «какао-сагиб».

18.00. Вода готова. Молоко разведено. Сейчас буду запускать овсянку. Приготовил баночку из-под витаминов для записки на вершине. Если взойду, положу записку и витаминку, и напишу: «Кушайте на здоровьичко!»
Сегодня закончилась вторая 1,5-литровая емкость с бензином. Осталось еще 1,5 литра. За глаза!
18.35. Поужинал полностью. Кажется, даже слегка перепил какао и чая. А сейчас еще и зубы вычищу. «Гулять» так «гулять»!
18.55. Полностью готов ко сну. Зубы сияют. Душа в предвкушении завтрашнего. 15 полевых дней апреля за спиной. Впереди еще 5-6.
19.25. Полистал медсправочник. Ну его на фиг! Лучше посплю. И пусть мне приснится Никитка…
***