Духовные писатели Завражья

Резепин Павел Петрович
      Литературное прошлое кадыйского приволжья насчитывает больше десятка имен. К примеру, священника Спасо-Преображенской церкви села Столпина (29.06.1856-20.11.1877) Дмитрия Андреевича Покровского (1834-20.11.1877) (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2382. Л. 12 об.-13; Ф. 200. Б/ш. Д. 185. Л. 81), автора рукописной «Беседы в первую неделю св. Четыредесятницы» (ГАКО. Ф. 130. Оп. 11. Д. 1808. Л. 8-11 об.). Или, подобно Павлу Александровичу Флоренскому (1882-1937), уроженца села Борисоглебского и священника Никольской церкви села Хороброва (1897-1904) и Богородицерождественской церкви Пречистенского погоста (1904-?) Николая Дмитриевича Скворцова (19.07.1873 – не ранее 1917) (ГАКО. Ф. 130. Оп. 11. Д.2118. Л. 35 об.-36), автора корреспонденций в Костромских ЕВ о закладке и освящении нового храма в Хороброве (Костромские ЕВ, 1901, № 17, ч.н., с. 490-491; 1907, № 22, ч.н., с. 721-723).
      Младший товарищ Флоренского, уроженец села Борисоглебского и сын причетника Христорождественской церкви Прокопия Васильева Флегонт Прокопьевич Благовещенский (1818 – не позднее 1880) (Резепин П.П. «Деды отошедшие» // Энтелехия.- Кострома, 2002.- № 4.- С 113-119) был краеведом. По окончании Костромской духовной семинарии (1838) он служил сам лектором греческого языка (01.09.1838), затем дьяконом костромской Петропавловской церкви (26.09.1839), а после вдовства стал послушником (30.04.1851) и – под именем Филумена – пострижеником ) (19.08.1856) Николаевского Бабаевского монастыря Костромского уезда (ГАКО. Ф. 130. Оп. 13. Д. 25. Л. 14 об.-15) , историческое описание которого под инициалами I.Ф. (Иеродиакон Филумен) опубликовал в Костромских ГВ (Костромские ГВ, 1858, № 8-11, ч.н.). Игнатием (Брянчаниновым), впрочем, он был переведен в Троицкий Кривоезерский монастырь, находившийся в нескольких верстах от его родины, и также оставил о нем исторические записки (Исторические записки о Троицкой Кривоезерской общежительной пустыни, Костромской епархии. Составлены из подлинных монастырских бумаг в 1861 г. той же пустыни иеродиаконом Филуменом.- М., 1862), которые его современник и сподвижник Михаил Яковлевич Диев в своем словаре охарактеризовал как «труд дельный» (Титов А.А. Материалы для биобиблиографического словаря. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии (по рукописи костромского ученого протоиерея М.Я. Диева «Ученые делатели Костромского Вертограда»).- М, 1892.- С. 41).
      И, наконец, о писателях Завражья, а точнее, Немды, как именовалось некогда это село. Сын пономаря Космодемьянской церкви села Космодемьянского Кинешемского уезда Костромской губернии Василия Иванова (ГАКО. Ф. 200. Оп. 3. Д. 586. Л. 793 об.), выпускник Костромской духовной семинарии (1846), затем священник Владимирской церкви села Ведрова Макарьевского уезда (20.04. 1847) и благочинный 2-го (17.07.1854) и 3-го (30.01.1863) макарьевских благочиннических округов Александр Васильевич Невский (1822-14.12.1893) (Некролог // Костромкие ЕВ, 1894, № 1, ч.н., с. 17-27) в продолжение семи лет состоял священником Макариевской ружной церкви села Немды (18.10.1855-23.09.1862) и пяти лет (19.11.1857-04.101862) – законоучителем Завражского удельного училища, за что удостоился золотых карманных часов «с таковою же цепочкой» от Департамента уделов (17.04.1862) (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 3211. Л. 28 об.-39 об.; Ф. 432. Оп. 1. Д. 3748. Л. 20 об.-27 об.).
      Впоследствии он служил священником и ключарем костромского Успенского кафедрального собора (04.04.1876-14.12.1893) и являлся членом Костромской духовной консистории (21.03.1867), а также епархиальных попечительства о бедных духовного звания (07.01.1867-11.07.1869), комитета Императорского Православного миссионерского общества (1877-1893) и почетным членом Александровского (1888-1893) и товарищем председателя Федоровско-Сергиевского (30.12.1890-14.12.1893) братств, протоиреем (24.04.1873) и кавалером всех служебных наград до палицы включительно и ордена Святого Владимира IV степени (1884), то есть личным дворянином (ГАКО. Ф. 121. Оп. 1 Д. 7705).
      Его перу принадлежат рукописные «Книга о таинствах духовно-нравственного чтения» (ГАКО. Ф. 179. Оп. 3. Д. 39. Л. 1-18) , «Книга костромского Успенского кафедрального собора для внесения особенных обрядов при богослужении» (КИАМЗ. КОК. 23928) и печатные «Слово в день перенесения мощей Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского и тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича» (Костромские ГВ, 1888, № 18, ч.н., с. 497-500), «Слово в день праздника явленной чудотворной иконы Богоматери Феодоровской и восшествия на Всероссийский престол Благоверного Государя Великого Князя Михаила Феодоровича» (Костромские ГВ, 1892, № 7, ч.н., с. 161-168), некрологи епископу Костромскому и Галичскому Игнатию (Рождественскому) (Костромские ГВ, 1883, № 27, ч.н.; Московские ведомости, 1883, № 160) и пр. Как член Костромской духовной консистории он был также одним из составителей всех консисторских справочников (Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе.- Кострома, 1871; Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии.- Кострома, 1879; Алфавитный список церквей Костромской епархии с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо.- Кострома, 1879; Утвержденные Святейшим Правительствующим Синодом штаты приходских церквей Костромской епархии, с указанием положенного при них состава причтов и приложением руководственных правил по введению сих штатов в действие.- Кострома, 1890).
      Одна из дочерей Александра Васильевича и Елизаветы Ивановны (1827-29.01.1880), похороненных на костромском Лазаревском кладбище (Русский провинциальный некрополь, М., 1914.-Т. 1.- С. 598), Серафима (1852-04.02.1908) (ГАКО. Ф. 56. Оп. 3. Д. 164. Л. 325 об.-326) была женой уроженца села Баран Костромского уезда, священника Троицкой церкви села Чмутова Галичского уезда (20.03.1878), корреспондента костромских периодических изданий (Кое-что о пчеловодстве // Костромские ЕВ, 1895, № 6-7, ч.н.; 1896, № 21-22, ч.н.; К вопросу о преподавании Закона Божия // Костромские ЕВ, 1901, № 4, ч.н.; Пчеловодство Шунгенской волости, Костромского уезда // Материалы по описанию пчеловодства Костромской губернии.- Кострома, 1906.- Т. 1. Вып. VIII.-С. 191-257; С. Сельцо за Воржею // Поволжский вестник- Кострома, 1913, № 2486) Николая Ивановича Виноградова (1851-1919) (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 3695. Л. 45 об.-46) и матерью замечательного краеведа Николая Николаевича Виноградова (10.11.1876-08.01.1938) (Люди и судьбы: Биобиблиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917-1991).- СПб, 2003.- С. 100).
     Другая дочь Екатерина (1848-?) была женой уроженца села Георгиевского Макарьевского уезда, священника Спасо-Преображенского собора Галича (03.11.1866) и Воскресенской церкви Ветлуги (25.10.1871-15.06.1910), корреспондента костромских периодических изданий (Отец Владимир П. Ястребов // Костромские ЕВ, 1897, № 6, ч.н; 50-летний юбилей священства настоятеля Макариевской церкви села Хмелевиц священника В. Либерова // Костромские ЕВ, 1906, № 1-2, ч.н; Письмо в редакцию // Костромской листок, 1901, № 7) Ионна Александровича Зарницына (1845-28.11.1911) (ГАКО. Ф. 130. Оп. 11. Д. 1860. Л. 12 об.-14; Ф. 432. Оп. 1. Д. 2460. Л. 63 об.) и матерью доктора медицины (1914), профессора Омского медицинского института (04.07.1921-10.01.1931) и автора книг по физиологии (Новый способ добывания содержимого тонких кишок при помощи «капсулы с губкой».- Казань, 1910; Значение антитриптической пробы кровяной сыворотки для распознавания злокачественных поражений пищеварительного тракта.- Казань, 1911; Условность положений физиологии по некоторым вопросам желудочной секреции в приложении к клинике.- Харьков, 1926) Петра Ивановича Зарницына (26.06.1879-03.09.1959) (Некролог // Омская правда.- Омск, 1959.- 5 сентября; ГАОО. Ф. 14. Оп. 3. Д. 749. Л. 1-2, 4-4 об., 6, 11, 20, 70, 73-73 об., 75-75 об., 93; Ф. 2200. Оп. 2. Д. 714. Л. 1-2).
     А старшая дочь Мария (1847-?) была женой уроженца села Выродкова Костромского уезда, сына дьякона Спасо-Преображенской церкви Василия Никитича Аполлова и священника Макариевской ружной церкви села Немды (26.10.1863-10.08.1885) Ионна Васильевича Аполлова (10.10.1837-10.08.1885) (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2522. Л. 66 об.; Оп. 11. Д. 1943. Л. 93 об.; Оп. 13. Д. 357. Л. 115 об.), известного статьей «Посещение царем Михаилом Феодоровичем и его родительницею Макариевского на Унже монастыря» (Костромские ГВ, 1882 № 11, 13-14, ч.н.) и тремя записанными им и приведенными в книге В.А. Самарянова (Самарянов В.А. Памяти Ивана Сусанина.- Рязань, 1884.- С.88-97) народными сказаниями об Иване Сусанине.
 (15.01.1869-?) и священником Макариевской ружной церкви села Немды (19.10.1886-?) был сын причетника Троицкой церкви села Сигонтина Галичского уезда Василий Васильевич Попов (09.04.1861-?), член-учредитель (21.04.1901) и адресат похвального отзыва (25.04.1901) Костромского общества пчеловодства, состоявший, помимо того, учителем пчеловодства, огородничества и садоводства Завражского земского училища (25.10.1890-?) и заведующим, учителем и законоучителем созданной им Немдинской школы для глухонемых детей (09.10.1899-?)  (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2656. Л.  98 об.-100 об.; Оп. 11. Д. 2118. Л. 116 об.-119), о которой писал и сам (Попов В.В. К вопросу об организации школьного обучения глухонемых детей Костромской губернии // Костромской листок.- Кострома, 1900.- № 134), и другие (Школа для глухонемых // Костромской листок.- Кострома, 1899.- № 102; Немдинская школа для глухонемых // Костромской листок.- Кострома, 1903.- № 102; Школа для глухонемых // Поволжский вестник.- Кострома, 1909 № 820).
     Краеведом, ответившим на анкету губернской ученой архивной комиссии (Костромские ЕВ.- Кострома, 1899.- № 22.- Ч.н.), лексикографом (Архив РАН. Ф. 197. Оп. 2. Д. 85) и корреспондентом Костромских ЕВ (Аполлов А.В. Ввиду надвигающейся опасности // Костромские ЕВ.- Кострома, 1905.- № 24.- Ч.н.- С. 781-784) был и племянник Иоанна Васильевича Аполлова, уроженец села Качалова Костромского уезда, сын дьякона Успенской церкви Василия Васильевича Аполлова, выпускник костромских духовных училища (1882) и семинарии (1889) Александр Васильевич Аполлов (23.08.1867-?), служивший священником Тихвинского собора Макарьева (30.05.1905-?) и законоучителем городских двухклассного училища (01.08.1906-?) и женской гимназии (29.10.1908-?) (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2657. Л. 1 об.-13 об.; Оп. 11. Д. 1946. Л. 69 об.-70 об.).
     Но самым, пожалуй, знаменитым до Андрея Арсеньевича Тарковского уроженцем Завражья был старший сын Иоанна Васильевича Александр (14.08.1864-02.08.1893) (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2387. Л. 105 об.; Оп. 11. Д. 1943. Л. 93 об.), хотя о его недолгой жизни известно немного. Особенно авторам современных энциклопедий и биографических словарей, в которых ни место, ни время его рождения не значатся (Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия.- М, 2001.- Т. III.- С. 65; Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь.- М, 1989.- Т. 1.- С. 97).
      После Макарьевского духовного училища в 1878 году он подал прошение о приеме в Костромскую духовную семинарию (ГАКО. Ф. 432. Оп. 1 Д. 3278. Л. 8-9), однако в предпоследнем классе в 1884 году подал прошение об увольнении и получил свидетельство об окончании пяти классов (ГАКО. Ф. 432. Оп. 1. Д. 3477. Л. 17, 23). Не удалось ему завершить образование и в Кавказской духовной семинарии в Ставрополе, по выходу из которой в 1885 году он был псаломщиком, затем священником в Ставропольской епархии (Кавказские ЕВ, 1885, № 14, ч.о., с. 17). В 1889 году он направил архиерею прошение о снятии сана и приложил к нему исповедь, которые после уговоров, правда, взял обратно, а через три года был не только лишен сана, но и выслан из епархии на родину, поскольку его исповедь в самиздате имела хождение наравне с «Исповедью» Льва Николаевича Толстого, произведения которого Аполлов к тому же читал с амвона.
      Толстой, со своей стороны, отозвался так: «Как я полюбил этого Аполлова. Какое ясное и чистое миросозерцание! Я во всем согласен с его книгой» (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т.- М., 1937.- Т. 86.- С. 238). Толстому, кроме того, Аполлов послужил прототипом священника Василия Никаноровича в пьесе «И свет во тьме светит».
      Сходный образ священника Богоявленского в рассказе «Сын человеческий» и заглавного героя в повести «Жизнь Василия Фивейского» (Афонин Л.Н. «Исповедь» А. Аполлова как один из источников повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» // Андреевский сборник: Исследования и материалы.- Курск, 1975.- С. 99-101) имеется и у Л.Н. Андреева, которому «Исповедь» Аполлова пересказал Максим Горький: «Так, беседуя с ним о различных искателях незыблемой веры, я рассказал ему содержание рукописной «Исповеди» священника Аполлова – об одном из произведений безвестных мучеников мысли, произведений, которые вызваны к жизни «Исповедью» Льва Николаевича Толстого. Рассказывал о моих личных наблюдениях над людьми догмата – они часто являются добровольными пленниками слепой, жесткой веры и тем более фанатически защищают истинность ее, чем мучительнее сомневаются в ней.
     Андреев задумался… А через две-три минуты, наваливаясь на меня плечом, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками темных глаз, говорил вполголоса:
     - Я напишу о попе, увидишь! Это, брат, я хорошо напишу!»
     И, грозя пальцем кому-то, крепко потирая висок, улыбался.
     - Завтра еду домой и – начинаю! Даже первая фраза есть: «Среди людей он был одинок, ибо соприкасался великой тайне» (Максим Горький Леонид Андреев // Литературные портреты.- М., 1959.- С. 171-172).
     При жизни Александра Ивановича Аполлова издавались лишь его «Житие и избранные места из творений преподобного Макария Египетского», остальное вышло в свет позднее (Перестанем курить!- М.,1894; Необыкновенный случай.- М, 1895; Борьба света с тьмою (Ормузд и Ориман).- Крайстчерч, 1898; Христос.- Женева, 1899; Мара // Голос Толстого и единение.- М., 1918.- № 5; 1919.- № 6), а его переписка с Толстым (Аполлов Б.А. Предисловие к письмам Л.Н. Толстого к А.И. Аполлову // Русское прошлое.- М., 1923.- № 3)  была выпущена его сыном, видным гидрологом Борисом Александровичем Аполловым (12.06.1889-26.11.1969) (Самойлов И.В. Проф. Б.А. Аполлов / К 65-летию со дня рождения и 40-детию научно-педагогической деятельности // Метеорология и гидрология.- М., 1955.- № 4.- С. 59-60), которому 26 июля 1907 года посетить Ясную Поляну (Толстая С..А. Дневники: в 2 т.- М., 1978.- Т. 2.- С. 267). В отличие от отца.