42. Я помню мост высокий, длинный...

Косолапов Сергей
  В семидесятых годах прошлого столетия автомобильного моста через Вымь еще не было. До того, как его построили и открыли в 1994 году движение, пешеходное сообщение с левым берегом реки осуществлялось только по железнодорожному мосту, сданному в эксплуатацию вместе с железнодорожной веткой Микунь-Сыктывкар в 1960 году. Нет, зимой, конечно, была еще дорога через реку по льду, но это же непостоянно.

   А вот по железнодорожному мосту круглогодично ходили все: школьники из Вогваздино и Студенца, те, кто приехал на «Заре» или теплоходе до Вогваздино и дальше надо было попасть в Усть-Вымь, те, кому надо было ехать в Сыктывкар, а для этого выйти на шоссе Ухта-Сыктывкар в Вогваздино, те, кто приехал на поезде, который не останавливается на перроне Усть-Выми, а только на станции «Усть-Вымь» в Вогваздино и так каждый день.

   В моем самом раннем детстве мы часто ездили из Коквиц в Усть-Вымь и обратно на теплоходе или быстроходной «Заре» именно через Вогваздино, и мне не раз приходилось переходить через реку по этому мосту, вызывавшему в малолетней моей душе необъяснимую робость и даже страх. Он вызывал у меня чувство огромного волненья, я деревенел и цепенел, глядя на воду с высоты сквозь решётку шпал, и было трудно сделать шаг своими ватными ногами.
   Уже много лет спустя, хотя, казалось бы, все уже забыто, я написал стихотворение «Мост» (http://proza.ru/2012/03/19/445). Интересно, но получив на него много откликов знакомых и друзей, которые прочли его в книге "Камень сокровенный", оказалось, что далеко не я один испытывал такие чувства.

   В середине семидесятых некоторые ребята постарше ныряли с этого моста в реку, а кое-кто даже не просто с настила, а с самой верхней фермы. Имена этих смельчаков не помню, но доподлинно знаю, что это было. Лично у меня таких желаний никогда не возникало. Вымь я переплывал неоднократно, а вот с моста в воду не нырял, врать не буду.

   Кстати, для тех, кто не знает, этот железнодорожный мост позже стал известен в кинематографии. Именно здесь была снята в 1990 году сцена побега из поезда в фильме «По прозвищу «Зверь».

   Мост наш конечно, красавец! А какой обзор открывается с него! Залюбуешься! Тут тебе и Усть-Вымь, и Красная гора, и сама река Вымь во всю ее ширь! А посмотришь вдаль – видно Ванвиздино, как на ладони.
 
  Фото: железнодорожный мост через Вымь. Фото 2016 года из семейного архива Поповцевых.

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/30/1186