41. Широка река, глубока река...

Косолапов Сергей
 Вымь (Емва) - река, правый приток Вычегды; Русское название реки - Вымь и коми  - Емва имеют в основе хант. емынг (йэмынг) 'священный' с последующей   переработкой: утратой суффикса ынг, добавлением протетического в русском названии и термина ва 'река' в названии на коми. (Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001).

   Село Усть-Вымь расположено на месте впадения реки Вымь в Вычегду, откуда и получило свое название по месту географического нахождения – устье Выми. В свое время Усть-Выми принадлежало значительное место в развитии экономических отношений Коми края, поскольку именно через него проходили торговые пути, и изначально село являлось неким центром (сегодня бы сказали – логистическим центром) по перевозке грузов.
   Очевидно, что удобное географическое расположение - одно из тех обстоятельств, на которые не мог не обратить внимание Стефан Пермский, основав в Усть-Выми свою епархию. Таким образом, благодаря своему удобному расположению, село стало отправной точкой и перевалочной базой для торговых и промысловых экспедиций и изысканий, отправляемых на Урал и в Зауралье, а также развития торговых и товарно-денежных отношений не только всего Коми края, но и прилегающих к нему земель.

   Водный транспорт во все времена был и остается самым рентабельным видом транспорта в России, поскольку имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими, в том числе низкую себестоимость перевозок. А если рассматривать водные речные артерии в средние века, как дороги, то очевидно, что развитой инфраструктуры сухопутной дорожной сети тогда еще не существовало и, поэтому, водный транспорт являлся самым доступным видом транспорта средневековой России.
   Это особенно важно для слабоосвоенных районов, которым был в то время Коми край. К тому же водный транспорт, всегда имел огромное преимущество по перевозке крупногабаритных грузов и большую пропускную способность перевозок. Все эти рассмотренные факторы, сведенные воедино, позволяют говорить о том, что развитие водного речного транспорта в определенном экономическом районе или конкретной местности ускоряет освоение и развитие этого района.

   В шестидесятых годах Вымь была сплавной рекой, по которой осуществлялся молевой сплав леса.
   А вот в семидесятых годах я уже не помню, чтобы на реке были установлены боны, может, если только в самом начале десятилетия.
   А вот паровозы, как на фото выше, я еще застал. В самом начале семидесятых они еще очень активно использовались, как на грузовых перевозках, так и на пассажирских. Впрочем, я уже сказал об этом в предыдущей главе, так что перейдем к речным суднам Выми и Вычегды.

   В семидесятых годах двадцатого века Вымь была еще судоходной. По ней и по Вычегде каждодневно курсировали теплоходы и быстроходные катера на воздушной подушке «Заря». Встречались и более интересные экспонаты, как колесные теплоходы или колесные буксиры. Несмотря на солидный возраст, они продолжали свою жизнь на реке.
 
   Дно реки каждый год чистилось и углублялось по фарватеру. Тысячи тонн грунта намывал земснаряд, который ежегодно работал напротив Усть-Выми. Таким образом, производилась добыча песка для строительной и дорожной отрасли, а также велись дноуглубительные работы по фарватеру реки.

   Ширина Выми у моста составляет примерно около 400 метров. Переплыть реку в семидесятых - было не только предметом гордости и споров пацанов, выросших на реке, но и пунктом преодоления себя. В первый раз я переплыл реку уже в классе девятом, наверное. Плыл я в одиночку, вначале довольно легко примерно до середины реки. И тут не очень далеко от меня прошел какой-то катер. От поднявшейся волны я сбился с ритма, да еще хлебнул воды. В голову сразу же ударили невеселые мысли: «Ну, все, приплыл…» Сил, которых еще недавно, казалось бы, было много, вдруг стало не хватать. Плохо, когда человека в таком состоянии охватывает паника. Как-то мне все же удалось отплеваться, успокоиться и потихоньку плыть дальше. Когда у противоположного берега руки стали задевать дно, я встал, пошатываясь от усталости, выбрался на берег, упал на песок и долго лежал. Борьба с течением отняла у меня много сил. Все-таки плыть поперек течения реки гораздо тяжелее, чем в стоячей воде или в той же реке купаться у берега. Обратно плыть я уже не решился – пошел на свою сторону пешком через мост.

   Фото: Вымь в 60-е годы. Видны сплавные боны. И поезд, который тащит паравозик! Фото из семейного архива Колычевых

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/30/1175