Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 116

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

Союз с Короной отразился на княжеской судьбе. Главным действующим лицом стал пан, зарабатывавший на оброчных деревнях. Рассчитывал ли князь Збаражский на второстепенную участь?

Доминирующими становились приоритеты выгоды, прагматические настроения, капиталистический напор.

Личная жизнь тоже не складывалась. Он трижды женился - на женщинах того же круга, что и сам, титулованных, но успеха не имел. Первой была наследница Заберезинских-Радзивиллов, и от нее родился Петр, с которым Стефан связывал большие надежды и даже заблаговременно подыскал ему выгодную партию среди краковских должностных лиц, но сын вскоре умер. Вторая жена - Анастасия, дочь последнего удельного князя Мстиславля, потомства не принесла. Третья – графского происхождения, родила Барбару, но годы жизни Стефана были уже на исходе. Он умер в 1585 году, так и не дождавшись расцвета дочери.

Интересно, как сложилась бы обстановка в междуречье, продли он свое существование. Находясь в Троках, Збаражский, конечно же, общался с дворцовым окружением. Но прислушивались ли к нему?

Его сподвижник, Стефан Баторий, теперь большую часть времени проводил в Короне, а территорию Великого княжества Литовского облюбовал, чтобы построить неприступный замок в Гродно.

В Вильно действовала его канцелярия, где набирал обороты, продвигаясь по служебной лестнице, воспитанник Радзивилла и выдвиженец короля – Лев Сапега. Как относился к панскому роду князь Збаражский, мы не знаем, однако их след в биографии князя значителен.

Во-первых, Суражский замок, который воздвигал на Двине с целью обороны витебский воевода, располагался на землях Сапег, и они не могли не контактировать.

Во-вторых, Стефан занял центральный – трокский пост, когда молодой Лев Иванович осваивал великокняжеские коридоры: участвовал в составлении монарших листов. Комиссарский декрет о дележе Лепельского побережья вышел раньше – в то время Льва еще не знали, но Сапеги уже имели большой вес, и выдвижение властного кандидата из их среды вызревало. А разве могло оно состояться в Великом княжестве Литовском без поддержки титулованной знати?

80-е годы XVI столетия можно назвать послекняжескими в истории Речи Посполитой. Вслед за трокским воеводой ушел из жизни второй Стефан - великий князь и король Баторий.

А выдвиженцем на престол стал представитель северной, герцогской, линии – Сигизмунд Ваза. При нем расторопный Лев Иванович Сапега стремительно пошел вверх, обретая не только канцелярскую мощь, но и собственническую. В 1586 году, в год скоропостижной смерти Батория, он выложил за Лепль 1200 коп грошей и стал обладателем церковного хозяйства в междуречье. Но в большей степени вес его как землевладельца складывался благодаря все тем же Збаражским.

Как это произошло?

Рассказывает историк Вячеслав Носевич:   

«Последней супругой Стефана (Степана) Збаражского была Дорота Фирлей, полька. Потеряв Стефана, она вышла замуж за Льва Сапегу».

Мир тесен! – воскликнет читатель. Магнатские кланы сплетались как ветви лианы, стягивая пространство в единый анклав, но уже под вывеской не Великого княжества Литовского, а под грифом Речи Посполитой, знаменуя новую фазу развития – капиталистическую. 

«Женившись, - продолжает Носевич, - Лев Сапега стал отчимом четырехлетней княжны Барбары – дочери Збаражского (Баси, любовно называла ее мать). А падчерица унаследовала не только титул, но и княжескую собственность. Когда не стало также матери, двоюродные братья Барбары оформили опекунство над ней и выдали замуж за Габриэля Тенчинского, подданного Короны. Прожила княжна недолго, всего 20 лет, и богатства унаследовал супруг. Но Тенчинский не мог воспользоваться имениями - не имел прерогатив в Великом княжестве Литовском, и начал продавать их. Так обладателем княжеского збаражского наследия стал сын Льва Сапеги - Казимир-Леон».

В перечне владений, которые достались Сапегам, есть и южный Збараж, и срединный подляшский Межиреч, и белорусские Молодечно и Нарочь…

Нет только лепельского Белого…

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): белорусский Сураж сегодня.


29.05/21