город Нижний новгород

Леонид Ейльман
Город Нижний Новгород.

Мой город просыпается, когда ещё качается
Одна звезда на Волги утренней воде.
Спешит на смену жаркую и солнце яркое
Поскольку начинается рабочий день.
Юрий Визбор.



Еще недавно этот город назывался Горьким. Наверное такое название было ему дано в память о трагической судьбе писателя Горького, Первого Председателя ВЦИК Свердлова, знаменитого летчика Чкалова и многих других горьковчанах, погибших в ГУЛАГАХ, на фронтах второй мировой войны. Этот город был выбран местом ссылки для Андрея Сахарова неслучайно.
Мне предстояло работать на знаменитом автомобильном заводе ГАЗ в качестве руководителя темы безоблойной штамповки конической шестеренки дифференциала заднего моста грузовика. Был ли я специалист по штамповке? Увы! Этот процесс я знал весьма поверхностно. Меня выручил потомственный кузнец Савин.Штамп для этой работы создал он, а я пытался его внедрить в кузнечном цехе. Надо сознаться, что это мне не удавалось из-за тарельчатых пружин. После каждой штамповки они прекращались в диски и теряли пружинные свойства. Оказалось, что кузнечный пресс развивает слишком мощный удар. Заменить этот пресс на другой заводское начальство не хотело. Выхода из создавшегося положения я не видел и поэтому решил познакомиться с городом поближе. Я пошел на проспект Гагарина к дому 214, где в то время жил академик Сахаров. Около окон его квартиры стоял милиционерская машина. Подъезд был старательно заплеван жителями таким образом выразившие свои верноподданические чувства. Я не решился постучать ему и навязывать этому человеку свое восхищение его мужеством. Это сейчас там музей. Я бродил по зданию заводоуправления автозавода и нашел музей завода. На стенах этого музея были развешены фотографии прославленных руководителей завода.
Директор завода- Лившиц Александр Маркович руководил заводом в 1942- 1943 годах войны, когда завод 25 раз подвергался бомбовым ударам. Главный механик Яков Ильич Дамбург срочно восстанавливал разбитое оборудование. На заводе собирались истребители аиркобра или BellP-39, на котором летал Покрышкин.В Горьком было налажено производство истребителя деревяного низкоплана с убирающимся шасси конструкторского бюро Поликарпова И-16 c американским мотором wright R-1b20 Cyclone. На заводе собирались танки поддержки пехоты: Valentine фирмы Vikkers. Всего было послано нам 3782 танка, изготовленных в Канаде. Этот танк стал прототипом танка 34.
Уникальность завода ГАЗ в том, что он дитя индустрилизации страны в начале традцатых годов, как и сталинградский, харьковский, магнитогорский заводы. Эти заводы были построены американцами в разоренной коллективизацией стране. Наивные молодые американские инженеры были уверены, что строят счастливое будущее человечества:эру глоболизации. Увы! Когда они собрались вернуться домой, то попали в ГУЛАГ.Американские фирмачи гнались за дешевой рабочей силой, считая что рынок сбыта в их руках, а он определяет уровень жизни производителя товаров. Руководство страны заинтересовано в благосостоянии народа. Увы! Ошиблись! Заводы стали прозводить военную продукцию, не нужную мировому рынку.