38. Эх, дороги...

Косолапов Сергей
   Дороги в Усть-Выми были весьма грязными весной и осенью. И это еще мягко сказано.
   Мало этого, до той поры, пока не положили по селу асфальт, можно было вечером спокойно застрять на дороге и утопить там короткие сапоги, в которых щеголяла молодежь, настолько ноги вязли в грязи. Кстати, резиновые сапоги были в это время года самой востребованной обувью. А что? Пошел копать картошку в огороде – надевай сапоги, пошел в лес – тоже сапоги, пошел в магазин – опять сапоги, пошел в кино или на танцы – и снова нужны сапоги.

   Летом, конечно, вся эта грязь на дорогах высыхала, но тогда возникала другая беда – пыль. Стоило какой-нибудь машине проехать по дороге, да еще, если водитель торопился и лихачил, тут же поднимались клубы пыли и долго висели в воздухе.

   Тротуары тогда по всему селу колотили деревянные, из досок. Очень удобно было гонять по ним на самодельных самокатах. В начале семидесятых мы делали такие из досок и подшипников. Самое главное было – найти подшипники подходящего размера и доски, а уж все остальное было делом наших умелых рук. Это было в те годы, когда велосипедов еще было не так много, но с увеличением их количества среди детского населения, изготовление самокатов быстро сошло на нет, так же незаметно, как и началось.

   Асфальт шел до Усть-Выми долго. Весной 1978 года он был у деревни Тыдор и двигался в нашу сторону очень медленно.
   Я тогда в качестве тренировки ездил на велосипеде до Айкино и обратно, так что очень хорошо это запомнил. Но тут, видимо, кто-то вспомнил, что село собирается отмечать большой юбилей – 600 лет, и работам придали новое ускорение. То ли дорожникам дали денег, то ли чего-то еще, но к августу 1980 года дорогу полностью заасфальтировали. Причем, заасфальтировали аж до самого железнодорожного моста. Автомобильного моста тогда еще не было, насыпи к нему ведущей, тоже. А дорога шла через все село мимо магазинов, мимо дома старика Петра Окулова, где поворачивала налево и мимо дома Булатецких, по самому низу – по старой дороге на лугу шла до самого железнодорожного моста. Ездили по этому участку дороги за селом нечасто, весной его заливал паводок, к тому же уложили асфальт в спешке, без дорожной «подушки», и дорога постепенно разрушилась. Единственное, чему послужил этот кусочек дороги от края села до Выми – романтическим вечерним прогулкам влюбленных парочек до реки и обратно.

   Фото: Трактор в грязной канаве на улице Центральной, возле здания почты. Фото 70-х гг.из семейного архива Колычевых

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/29/1396