Глава 43. Марко

Нина Кирпичникова
Элена вышла из поезда на вокзале Milano-Centrale. Пройдя железнодорожную платформу, она вошла внутрь здания и теперь уверенно продвигалась в лабиринте коридоров и эскалаторов. Миланский вокзал чем-то напоминал ей Витебский в Санкт-Петербурге, хоть и построен он был в другое время и в другом архитектурном стиле. Оказавшись на парадной лестнице в просторном зале с высокими, словно летящими, потолками, Элена Маркони как будто перенеслась в эпоху начала двадцатого века.

Элена приехала к Марко. После нескольких дней, проведенных с Паоло, она почувствовала растерянность. Слишком быстрое сближение испугало ее. С таким трудом налаженная спокойная жизнь дала трещину, и что с этим делать, она не знала. Сегодня, проснувшись рано утром, она, повинуясь внезапному порыву, поехала на вокзал и села в поезд Venezia Santa-Lucia — Milano-Centrale. Уже в пути позвонила, чтобы предупредить о приезде. Ей необходимо было с кем-то поделиться, а Марко был единственным по-настоящему близким ей человеком в Италии. При этом ее бывший муж всегда был прагматиком, твердо стоящим на земле. Она чувствовала потребность хотя бы ненадолго вырваться из затянувших ее венецианских фантазий, и прибиться к твердому берегу реальности. Через два с половиной часа она была в Милане.

* * *

Марко ждал ее в кафе на площади Duca d’Aosta, ее внезапный приезд озадачил его. Элена вошла в кафе. В глубине за столиком она увидела Марко, который махал ей рукой, и почувствовала, что вернулась домой.

— Eccola qui! Ciao, mia cara!*— воскликнул он, обращаясь одновременно и к бармену, и к входящей Элене. — Наконец-то! Я заказал тебе салат. Сейчас принесут.
— Привет, Марко, — Элена устало опустилась на стул.
— Что с тобой? Ты похудела. Или не выспалась? Что случилось? И что ты делаешь в Венеции? — в голосе Марко слышалась искреннее беспокойство. Элена была тронута его заботой.

Сколько раз Элена порывалась приехать к нему, но представляла его холодный равнодушный взгляд и останавливала себя.

— Прости, что дернула тебя. Марко, мне нужна твоя помощь. Мне непонятно то, с чем я столкнулась.
— Какой разговор, конечно! Мне кажется, ты могла бы обратиться ко мне гораздо раньше. Судя по твоему виду, ты по уши в проблемах!

Официант принес поднос с салатом и кофе.

— Benvenuto a Milano, signora!
— Grazie mille!**

___________
* Вот она! Привет, дорогая! — итал.
**  Добро пожаловать в Милан, синьора! — Большое спасибо! — итал.

              * * *

Переехав десять лет назад в Италию, Элена никого здесь не знала. Марко стал для нее всем: он учил ее языку, объяснял тонкости миланской жизни, опекал ее, как отец, руководил ею. Она долго смотрела на мир сквозь призму его взглядов и суждений, не принимая сама никаких решений.

Они жили в старинном квартале Милана, все улицы которого носили имена итальянских композиторов. Их квартира находилась на улице Паизиелло. «Музыкальный квартал», как именовали его сами жители, располагался в относительно тихом районе Милана, недалеко от центра. Во всяком случае, деловой район небоскребов — «Миланский Дефанс» — был на другом конце города.

Марко ездил на работу. Он был научным консультантом нескольких крупных миланских музеев, в числе которых — знаменитая Амврозианская библиотека, читал лекции по истории искусств в Миланском государственном университете.
 
А Элена сидела дома и усердно учила язык: смотрела по телевизору фильмы и новостные каналы, зубрила слова. Иногда гуляла по городу, стараясь почаще спрашивать дорогу у случайных прохожих, чтобы попрактиковаться. Ездила по окрестным маленьким городкам — побывала в Вероне, Бергамо, Кремоне… Вскоре она настолько продвинулась в итальянском, что могла читать специальную литературу и смотреть научные передачи по YouTube. Она пробовала ходить вместе с Марко на его лекции, но поняла, что стесняет его своим присутствием…

* * *

…Они сидели в небольшом, но довольно людном кафе напротив здания вокзала. Элена смотрела на Марко, на своего родного, любимого Марко, и он казался ей очередным сном. Много раз представляла она эту встречу. Долго не могла поверить в то, что их разрыв окончательный. Постепенно училась жить без него. Мучительно отрывала свою душу, корнями проросшую в него… И вот, теперь она удивлялась собственному спокойствию. Напротив нее сидел добрый знакомый, но чужой человек. Ее сердце не рвалось больше к нему навстречу.

Марко — невысокий полноватый мужчина сорока четырех лет, с выразительным, но не очень красивым лицом (сравнивая его с Паоло, Элена отдавала предпочтение последнему, который на фоне Марко был красив как Аполлон). Глубоко посаженые глаза, вечная скептическая складка возле тонких губ. Марко был интересным собеседником. Этим он и покорил в свое время Элену.

Они познакомились в Санкт-Петербурге на Международной конференции, посвященной русско-итальянским культурным связям. Июнь. Белые ночи. Романтические ночные прогулки. Марко неплохо говорил по-русски. Он рассказывал ей историю дворцов и памятников, мимо которых они проходили. Элена словно заново знакомилась со своим родным городом — многое из того, что рассказывал ей Марко, который занимался историей и архитектурой Санкт-Петербурга, было ей неизвестно. «Да это ходячая энциклопедия!» — думалось ей.

Общение продолжилось по электронной почте. Марко вдохновил Элену начать учить итальянский, и в своих письмах постепенно перешел на родной язык. Друзьям и коллегам она все уши прожужжала о своем итальянском друге и была страшно горда, что такой знаменитый итальянский профессор состоит с ней в переписке… А потом он приехал снова. Пришел к ним домой и, к полному изумлению Элены, сделал ей предложение…

* * *

— Элена, — тихо позвал Марко. — Что-то ты не здесь.
— Извини, — спохватилась она, и, задумчиво перемешивая вилкой салат, начала свой рассказ.

Она постаралась ничего не упустить. Ее сны, звонок Паоло, приезд в Венецию, работа над расшифровкой дневника и неожиданный итог, к которому привело их совместное исследование.

С тех пор как они с Паоло занялись разгадыванием тайны дневника, Элена словно жила в другом мире. То, что раньше являлось в снах, теперь стало ее реальностью. Погрузившись в переплетение тайн, снов, загадок, она потерялась. Нескончаемый венецианский карнавал увлек ее в свой водоворот. И теперь она, Элена Маркони, сама себе казалась маской, за которой прячется другая женщина.

* * *

…Рассказ давно закончен. Марко подозвал официанта, расплатился и взял Элену за руку.

— Пойдем.

Они идут по улицам Милана хорошо знакомым ей маршрутом, неумолимо приближаясь к главному Миланскому собору — Duomo. Марко молчит. Ну что ж, его молчание — тоже отзыв. Марко никогда не разделял ее порывов. Ему непонятен азарт разгадывания какой-то старинной рукописи, неинтересна охота за сокровищами. Но ведь она и приехала именно затем, чтобы Марко опустил ее на землю, подсказал, как вернуться в обычную жизнь. Потому что сама Элена уже забыла туда дорогу.

Наконец, Марко заговорил. Удивительно! Впервые за годы их совместной жизни Элена слушала и не соглашалась с ним. Его советы и упреки отскакивали от нее. Теперь, перестав быть зависимой от него, она наконец-то почувствовала жизнь во всей своей полноте…
 
              * * *
И вот она стоит перед Duomo. Рядом с ней — Марко. Любуясь острыми, словно вспарывающими небеса шпилями и башенками собора, Элена внезапно почувствовала покой и гармонию в душе. Здесь, в Милане провела она десять счастливых лет с любимым мужчиной, который сейчас держал ее за руку. Она знает, что скоро сядет в обратный поезд и Марко не будет пытаться ее удержать. У каждого из них теперь своя жизнь. Но это больше не ввергает ее в отчаяние. Откуда-то пришел голос: «Разлуки нет. Расстояние, смерть — иллюзия. Общение с любимыми никогда не прекращается. Стоит протянуть руку, и мы соединимся».

      * * *

Вечером Марко провожал Элену на поезд. Она возвращалась в Венецию. Вердикт его был таков:

— Все это полный бред! Элена, ты же историк! Это мешанина фактов и вымысла. Думаю, что Паоло придумал всю эту историю, чтобы тебя заполучить. Он всегда был немного с тараканами. Так что не бери в голову! Наслаждайся Венецией, потом спокойно возвращайся домой в Рим. Все образуется.

Поезд мчался по Ломбардии. Вглядываясь в темноту за окнами, Элена улыбалась. Зная Марко как убежденного скептика и материалиста, она еще более утвердилась в том, что вся эта история — правда. Решение уже созрело, и теперь она с нетерпением ждала возвращения.