Блинной мешалкой наповал Приключенческий рассказ

Людмила Лукьянцева
Приключенческий рассказ

Первая глава

   - Ну, что, Прохор Дмитриевич, - обратился новый лесник Михаил к старшему лесничему Зорину, - рабочий день окончен. - Сегодня Бог нас миловал. Никаких происшествий в тайге и на реке Быстринке. Но, я заметил, что у вас с самого утра отсутствует настроение. Словно, на душе кошки скребут. Кто вам его испортил? Ни те ли, пацаны-хулиганы, которые вам что-то бранное в след кричали?   Правда, я был далеко, не расслышал их слова, но после них вы будто язык проглотили: всю дорогу шли молча. Давайте посидим на нашей любимой опушке, если захотите, то поведаете мне грустные думы. Может, чем-нибудь смогу помочь.
   - Ладно, Миша, давай, присядем и нормальный перекур устроим. Да, хватит мне выкать, давай перейдём на: ты. Знаешь, у меня в жизни до недавнего времени всё было хорошо. А теперь, соседские подростки замучили меня новой отвратительной кличкой. Иду на работу её кричат, иду с работы то же самое. Прозвищ разных у меня много, но они беззлобные, а эта злая, ранит душу. В основном прозвища связаны с моей работой или мирскими делами. Не обижает меня профессиональная кличка – Леший, а также, кличка, связанная с пасекой – Медонос. Зато, что лечу людей травами, правлю кости, называют – Целителем. Соседи просто кличут по отчеству – Митрич.
   С ними я примирился, но кличку, данную местными ребятишками, просто ненавижу. Она обижает меня, подрывает моё достоинство. Вот ведь, треклятая кличка: «Бишь, тебя мешалкой по энтому месту», прилипла ко мне, как банный лист. Надо от неё как-то избавиться.
   - Да, какая странная кличка, откуда она, вообще, взялась?
   - Ты знаешь, помню её происхождение хорошо, сейчас расскажу. Это случилось ранней весной, тогда у меня захворала жена Варвара, в которой я души не чаял. Именно, она подарила мне любимого сына Диму, названного в честь дедушки Дмитрия Ивановича Зорина – продолжила род Зориных.
   Сын наш вырос, окончил школу и поступил в Сельскохозяйственный институт на зоотехника. Дима с детства мечтал разводить породистых лошадей. В том году перешел на четвертый курс, на летних каникулах собрался ехать в экспедицию в Орловскую губернию: знакомиться с орловскими рысаками.   Помню: он позвонил нам и сказал:
   - Родные мои старики, вы простите меня, но летом к вам приехать не смогу. Поеду объезжать орловских рысаков. Вы знаете, мою заветную мечту, наконец-то, она в этом году сбудется. Не грустите, приеду домой на зимние каникулы.
Жену сообщение сына расстроило. Она настолько по нему соскучилась, что перестала спать по ночам. Потом, подумала и поставила ультиматум:
   - Проша, ты, как хочешь, но в конце февраля я поеду в гости к родителям в город, повидаться с ними и с сыном.
   Дмитрий после института жил у них.
   - Ну, что же, Варенька, поезжай, повидайся со своим любимцем. Потом, новости о его жизни и родителей расскажешь.
   - Миша, она уехала, и я завертелся, как белка в колесе. Сам знаешь, в тайге нужно было животных комбикормом подкармливать. Глубокие сугробы всё съедобное прикрыли. Дома скотину нужно вовремя накормить. Тогда понял, что без супруги я, как без рук. В первых числах марта от неё пришло письмо:
   -  Прошенька, так по тебе соскучилась, возвращаюсь назад.
Я, как мальчишка, несказанно обрадовался. Съездил в район на телеграф и позвонил жене:
   - Дорогая, рад твоему возвращению. Пришлю за тобой возничего Петра Тюрина. В сани положу ватное тёплое одеяло. Ты хорошо закутайся, ранняя весна очень холодная. Недаром на Руси говорят: «пришёл марток, надевай сорок порток». Смотри не простудись! Жду к женскому празднику: готовлю к столу медовуху.
   Варвара с извозчиком ехали долго, она всю дорогу придумывала, как им сократить путь.
   - Как же, долго мы едем, так скорее хочется попасть домой. Надо, во что бы то ни стало, сократить дорогу. О, я кажется, знаю, как это сделать. Всё будет зависеть от согласия возничего.
   - Петр Архипович, хочу попросить вас об одолжении: давайте не поедем по прямой длинной сухопутной дороге. Я знаю, что санный путь через нашу речку Быстринку намного короче, поедемте по ледяному речному пути.
   Петр Архипович потом рассказал мне:
   - Прохор, твоя Варя настоящая лиса: ласково уговорила меня поехать по речному ледяному пути, мило улыбалась и медовухи пообещала. Я повздыхал, покачал головой и согласился. Сам знаешь, март есть март: весна потихоньку подточила лёд. У самого берега лошадь провалилась вместе с санями и нами под лёд в глубокую полынью. Варвара окунулась в мартовскую реку по горло: вдоволь, нахлебалась ледяной воды. К счастью, недалеко от нас находились рыбаки, они спасли её, меня и лошадь. Но до дома, всё равно, оставалось ехать пять километров. Я видел, как она дрожала от холода. Все вещи на нас были мокрыми. И тут, не далеко от берега я увидел стожок с сеном.  Слез с саней, набрал побольше сухого сена и укутал её, но оно, как видно, мало помогло.
   - Да, Пётр Архипович, сено не помогло. После того, как моя жёнушка побывала в ледяной воде и сильно перемёрзла, она заболела воспалением легких.
   - Михаил, ты не поверишь, в тот момент я испугался за её жизнь.  Захотелось, чтобы любимая жена скорее выздоровела. Потому начал наряду с медициной, лечить её отварами целебных трав. Ставил горчичники, натирал барсучьим салом, поил прополисом. Каждое утро кормил больную блинами с целебным липовым медом. При этом, строго приговаривал:
   - Ешь, жёнушка, свежие блины, ох, и хороши, просто пальчики оближешь. Да, готовься идти в баньку, буду тебя на полке веничком стегать. Чтобы знала наперед, что мужа надо слушаться и «не лезть поперёк батьки в пекло». Видишь ли, короткой дороги ей захотелось…
   - Ты, пока, молодой лесник, но на будущее возьми себе на заметку, что мёд, прополис, лесные травы и таежный воздух, весьма, полезны для больных воспалением лёгких. Я думаю: именно, они сделали доброе дело. Вскоре, супруга вылечилась и занялась домашними делами.
   Теперь, Варвара каждое утро пекла для меня пшеничные и гречневые блины. Гречку мы сеяли для пчёл, как медоносное поле. Хозяюшка на ночь ставила две квашни: отдельно для пирогов и кислую для блинов. Вкуснее блинов, пирогов и ватрушек, испечённых моей Варенькой, нигде и никогда не ел. И всё-таки моим самым любимым пирогом был большой пирог с тайменем.
   Чтобы Варваре, ослабевшей после болезни, было легче замешивать квашню, сделал ей метровую добротную мешалку. Жена не могла нарадоваться на большую дубовую ложку. Когда подавала мне горячие блины, радостно говорила:
   - Ешь, муженёк, пышные блинчики, ватрушки, да, скажи спасибо мешалке, ею все комочки в пух разбила.
   - Не разбила бы, так я «бишь тебя мешалкой по энтому месту».
Вместо слова бить, говорил по-деревенски «бишь», вместо этому, «энтому». Эта шутливая поговорка понравилась нам обоим.
   Однажды, ранней осенью, жена подозвала меня к окну, из которого хорошо был виден наш сад:
   - Прохор, посмотри, опять в сад забрались подростки. Срывают несозревшие плоды с яблонь, ломают у них ветки. Прогони их скорее. 
   - Ах вы, негодники, - закричал я в открытое окно, -  зачем по чужим садам лазите, ломаете ветки яблонь? Яблоки-то, совсем, не созрели и в конце речи добавил: «Бишь вас мешалкой по энтому месту».
   Среди подростков был наш сосед Семён Грошев, дерзкий хулиган, подслушал эту поговорку, рассказал о ней местной ребятне. Они тут же, применили её на деле. Теперь, когда возвращаюсь с работы, кричат мне в вслед:
   - Эй, «бишь тебя мешалкой по энтому месту», много ли кикимор в лесу напугал? А, может, от медведя драпаешь? Нынче, гармошки-то в руках нет, так ты руки в ноги и бегом со страху домой…
   - Так, Мишаня, поговорка «бишь тебя мешалкой по энтому месту», прилипла ко мне, как липучка, и раздражает неимоверно. Ребятня мне мстит за то, что сообщил родителям об их ночных вылазках в сад. Отцы устроили воришкам порку ремнём, которая их только озлобила против меня. Нельзя сказать, что мы с женой были жадными, нет! Осенью, когда вызревал урожай, я раздавал спелые яблоки целыми корзинами жителям поселка, при этом, говорил им:
   - Дорогие односельчане, откушайте яблок из нашего сада. Плоды очень сладкие и сочные. Особенно, будут полезны вашим детям, так накормите их досыта.
   А вот, сегодня, услышал снова эту кличку-поговорку и очень расстроился.
Надо же, какие злые сорванцы! Припомнили эту поговорку, и случай встречи с бурым медведем, вспомнили и про гармошку.
   - Прохор Дмитриевич, - удивленно спросил стажёр-лесник, - а, что это за случай с медведем и гармошкой? Я о нём ничего не слышал, расскажи, пожалуйста.
   - Не слышал, конечно: ты в это время в армии служил. В нашем лесничестве работаешь всего два месяца. Это страшное происшествие, произошло в прошлом году, и чуть, не стило мне жизни. До сих пор, с содроганием вспоминаю злосчастную встречу с мохнатым косолапым зверем.
   А дело было так: год назад мой младший брат Стёпа пригласил меня на свадьбу.
   - Брат, я знаю, ты давно уже не играешь на свадьбах, гармошка твоя грустит на полке. Дай, ей вспомнить молодость, принести гармонь на нашу с Настей свадьбу, повесели гостей.
   - Хорошо, Степан, завтра суббота, не рабочий день, приду обязательно к вам на свадьбу и повеселю народ. 
   - Рано утром меня разбудила Варя и сказала:
   - Вставай, Проша, уже заря занялась, пора отправляться к брату. Сам знаешь, дорога дальняя идти к брату нужно по таёжной тропе семнадцать километров. Бери с собой любимицу гармонь и отправляйся на свадьбу. Я не смогу с тобой пойти на гулянье: ещё не окрепла после болезни.   Ты, Проша, будь очень внимательным в дороге: не наступи на змею, смотри на деревья, там может прятаться удав. Не дай Бог, тебе встретиться с тигром. Говорят, что охотники видели одного из них в наших таёжных местах. Жаль, что не берёшь с собой ружье, у меня спокойнее бы на душе было. Ладно, иди с Богом. Ночью домой не ходи, утром возвращайся. Дай, я тебя перекрещу и обниму.
   - Ты, Миша, уже молодожён и должен понять мои чувства к Варе. До женитьбы на ней, я был в нашем Таёжном посёлке очень известным гармонистом. Многие девчата вздыхали по мне.  Тогда на гуляньях не только хорошо играл, но и пел. Моя Варенька слыла первой красавицей: зеленоглазая, чернобровая, с длинной, почти до пояса, чёрной косой. Как мне, в то время, казалось, она полюбила меня за игру да за песни. На гуляньях, приплясывала передо мной и пела частушку:
   - Играй, играчок, за работу пятачок,
   Хорошо будешь играть, могу гривенничек дать…
   Когда услышал её частушку, громко рассмеялся, а потом, шепнул ей на ушко:
   - Варюша, разреши сегодня проводить тебя домой. Всю ночь буду тебе петь песни и играть на гармони.
   - Хорошо проводи… Ловлю тебя на слове: будешь петь до самых петухов.
   Песни песнями, а потом она мне призналась:
   - Проша, открою тебе правду: я полюбила тебя за твой добрый нрав. Внушительный рост, плечи в косую сажень. Ласковую улыбку и светящиеся карие глаза. 
   Когда посватался к ней, сразу дала согласие. Вот уже двадцать лет прожили мы, как говорят в народе: «душа в душу». После женитьбы дал Варе слово, что больше никогда не буду играть на свадьбах.  Зачем, в её душе вызывать ревность. Но те свадьбы были чужие, а эта родного брата. Пришлось нарушить данный зарок.
   - Ты, Миша, наверное, знаешь, где находится посёлок Таёжный?
   - Быть там, я не был, но мимо проходил. В первый месяц своей работы преследовал по весне двух браконьеров, нелегально собиравших корень женьшеня. Действительно, он расположен в таёжной глухомани.
   - Вот там, и по сей день, живёт мой брат Степан. Посёлок построен для лесорубов, на машине туда не проедешь. А лошадь было жалко, потому что тропка узенькая, перепутана корнями больших деревьев. Она могла бы ноги себе сломать. В пути трудности в продвижении создавали две речушки, сбегавшие с небольшой сопки. Их переходить нужно было по тонким деревянным мостикам. Тяжесть лошади мостки бы не выдержали. Вот и отправился, восвояси, - пешком.

   Свадьба, как свадьба: много пили, кричали горько, лихо плясали и пели любимые русские песни.  Утихла она только за полночь. Утром, как только забрезжил рассвет, заторопился домой. Не стал, даже, завтракать, забрал гармонь и отправился к жене. Не хотелось надолго оставлять приболевшую Варюшу одну дома. Прошёл половину дороги и почувствовал голод. Свернул в малинник, замеченный мной по пути к брату.
   - Надо же,- удивился я,- малина вызрела, такая сочная и сладкая.- Не знаю почему, но мне всегда больше нравилась лесная ягода.
   Собрал малину в целлофановый мешочек и стал горстями класть в рот. Вдруг, с другой стороны малинника послышался треск ломаемых кустов малины и глухое ворчание.  Я тихо прошептал:
   - Господи, неужели, на медведя напоролся? Этого только не хватало!..
   Стал потихоньку пятиться назад, но было поздно. Прямо передо мной появился во весь рост бурый медведь. Правое ухо у него было разорвано пополам.
   - Друг мой, не знаю: толи, от страха, толи, сработал инстинкт самосохранения, но я мгновенно сорвал с плеча гармонь. Ей попытался заслонить лицо от огромных когтей. Гармошка растянула меха, издала весёлые звуки.   Медведь услышал их, рявкнул и сделал шаг назад. Тогда я, в отчаянии снова растянул меха на всю катушку и заиграл плясовую «Яблочко». Не только играл, но и пел:
   - Эх, яблочко, да куда катишься? Ни туда попадешь, не воротишься!..
   - Дальше, Мишаня, хочешь верь, хочешь не верь: я напрочь забыл слова знакомых песен, помнил только «солёные» частушки. Стал с испугу их орать во всю глотку. Матерные частушки, которых в юности знал в большом количестве, заинтересовали зверя. Внезапно, голос мой осип, я устал петь, но как только замолчал, зверь зарычал и начал ко мне приближаться. И тут, я лихорадочно решил:
   - Мне надо не только петь, но потихоньку двигаться к посёлку.
   И тогда, напевая очередную частушку, стал приплясывать.  При этом,   шаг за шагом начал отступать в сторону родного дома. Медведь, зачарованный музыкой, шагал за мной, но не нападал. Таким манером, в течение получаса я дошёл до края леса, оглянулся и увидел свой дом, стоящий на отшибе.
   Моё пение услышал верный пёс-волкодав по кличке Вихрь. С громким лаем он ринулся ко мне навстречу.  Косолапый увидел огромного пса, несущегося скачками к нам. Заревел, опустился на все четыре лапы и помчался, что было мочи, в таёжные дебри.
   - Напарник, думаю ты меня не осудишь, но за это время я пережил страшное напряжение, потому в полном изнеможении опустился на землю и безутешно заплакал. Как лесник, хорошо знал, что бы с со мной произошло, если бы не играл на гармошке. Зверь просто заломал бы меня, как тростинку, потому что я вторгнулся в его владения.
   Вихрь не стал преследовать медведя, а радостно лизал моё лицо, солёное от слез лицо. Выражал, таким образом, свою преданность. Когда я понял, что всё страшное позади, успокоился. Посидел ещё немного на зеленой траве. Затем поднялся, погладил собаку по голове и дрожащим голосом произнес:
   - Спасибо тебе, мой верный Вихрь, подоспел в самый раз. Ты и гармошка спасли мне сегодня жизнь. Да, «Бишь меня мешалкой по энтому месту», вляпался я нынче в медвежью историю, кому расскажешь - не поверят.
   Поведал о встрече с косолапым другу Василию Калинину, а тот другим соседям. Вскоре, о медвежьем концерте знали все жители посёлка. Кто-то подсмеивался надо мной, а кто-то ещё больше зауважал. И только, злые мальчишки, чтобы мне насолить, ударить побольнее по моему сердцу, использовали данный случай и поговорку, как насмешку.
   - Ладно, Миша, не буду больше горевать, как-нибудь, всё само собой уладится. Что-то мы засиделись, давай-ка, пойдём в посёлок, по домам. Завтра, при обходе тайги, расскажу тебе новые истории.

Глава вторая
 
   Как всегда, в семь часов, хранители леса встретились на любимой опушке, поздоровались и пошли осуществлять лесные обязанности.
   - Прохор Дмитриевич, ты вчера обещал рассказать истории из своей лесной жизни, расскажи, что-нибудь, интересное. Про зверей, птиц и красоту таёжной природы. Я работаю недавно и мало видел чудесного в здешней тайге.
   - Скажу тебе, парень, так: я всегда честно выполнял рабочие обязанности не по принуждению, а по зову сердца, потому что любил малую родину душой. Разогнать тоску, избавиться от обиды, мне помогала работа. Должность лесничего требовала от меня охранять природу и обитателей тайги. Родился и вырос я в благодатном Уссурийском крае, расположенном к югу от реки Амура и к востоку от реки Уссури. Уссурийская тайга поражала меня разнообразием растительного и животного мира. Природа в родных местах была просто сказочной: наряду с малиной, голубикой, клюквой росли целебные растения – женьшень, элеутерококк. Пройдешь несколько шагов вперед, обнаружишь кислицу с дерном. Здесь же, встретишь орешник, ели и кедры.
   Особенно любил таежные просторы после дождя. Иногда от красоты захватывало дух, и я кричал вслух:
   - Любимая тайга, какой в тебе сегодня славный воздух! Духмяный, сладкий, дышишь, не надышишься. Как же, ты, хороша, матушка- тайга!
   В мокрой тайге воздух, напоен ароматом разных цветов. Запахами – хвои, смолы, гнилушек, зеленых, бурых мхов, грибов и ягод. Этот воздух незабываем!.. Мне никогда не проходила в голову мысль, покинуть родные места и уехать в цивилизованный город. Каждое время года здесь, по-своему, удивляло и радовало душу. Знаешь, в апреле – начале мая, на горных сопках расцветают сиренево-розовые рододендроны, изумительные по своей фантастической красоте. Они напоминают морские волны с розовым оттенком. Волны, скатывающиеся сверху вниз.  Я, как малый ребёнок, удивлялся и восклицал:
   - Чудо, какое чудо, Мать-земля, твоя сказочная красота, вызывает в моём сердце неописуемую радость! Жаль, что Варенька не видит дивные чудеса.  Ничего, я обязательно её будущей весной приведу на сказочное место.
   Восхищённое сердце продолжало замирать от неописуемого восторга, когда на сиреневые сопки опускалось оранжевое пламя заката. Солнце, пройдя по временной ленте, заканчивало дневную работу: озаряло изумрудные просторы трав, цветов, деревья – оранжевым цветом.
   - Мне, Мишаня, начинало казаться, что я нахожусь на волшебной, незнакомой планете.  В такой момент присаживался на тёплый валун, нагретый добрым светилом и до слёз наслаждался маревом, которое дарили небеса.
   В том же мае, доводилось наблюдать за новым необыкновенным природным явлением: как в рассветном лесу, постепенно ожившем от долгого зимнего сна, разворачивались молоденькие «улитки» папоротника. Чудилось, что за чарующим таинством наблюдал не только я, а весь лес и его жители. Раскрытие зеленых улиток приветствовали овсянки, камышёвки. Всех громче пел, вернее, шумел, как деревянная трещотка, токующий большой погоныш. Слабой трелью откликался его меньший собрат – погоныш-крошка. К общему звучанию подключались цикады и сверчки.
   Тогда, я вступал с ними в контакт: доставал губную гармошку, с которой никогда не расставался, и отдавал должное родной природе. Играл любимый вальс «Амурские волны». В этот момент, птицы, сверчки и цикады на время затихали, как будто невидимый дирижер поднимал палочку вверх и призывал   мир к молчанию. Когда музыка заканчивалась, делал новый взмах: пение и стрекотание меньших братьев продолжалось с ещё большей силой.
   Скоро, с тобой подойдём к ещё одному необыкновенному месту: к горной речушке «Каменке». Когда заканчиваю обход таёжных владений, моя умиротворённая душа становится чистой, будто заново рождённой. Мне в такие минуты требуется общение с чудной, звонкоголосой рекой, несущей прозрачные воды всему окружающему миру. Каменка рада напоить всех живительной влагой и наделить мощной энергетической силой.
   А вот, и любимая речушка, давай, сделаем на берегу перекус, но сначала умоемся благодатной водицей.  Во время завтрака посмотрим на её игрища - бег по каменному ложу. Вроде, небольшая речушка, а, как богатырь играет с валунами. Шуршит ими по дну, словно мелкой галькой. Её вольная струя, не боится уступов, разбивается фонтанами брызг о его стенки. Попадает под скалы и, наконец усмиряется, образует глубокий затон с прозрачной водой, где стайками, вальсирует рыба.
   Когда пойдём назад, остановимся у реки и удочкой половим рыбу, крючки у меня в сумке, Удилище срежем на берегу, кругом ива растёт. Лопатка есть - червей накопаем. Хочу сегодня Варю порадовать уловом. Принесу ей тайменя для пирога, для ухи любимых линьков и щурёнка, а для копчения вкусную форель. Будет, дорогая женушка, мною довольна.
   - Всё, Миша, перекусили, пора и честь знать, пошли дальше. Нам с тобой ещё десять километров тайги нужно осмотреть.
   - Ты, Прохор Дмитриевич, меня сегодня сильно удивил тем: насколько хорошо знаешь и любишь родную природу. Главное, рассказывать умеешь, как настоящий писатель.  Мне до твоих знаний и опыта расти да расти. Счастливый ты человек, я сегодня понял, что работа лесника интересная и полезная. Как и ты влюбился в таёжные пейзажи и её обитателей. Да, скажи, что, в твоей работе не было сложностей и опасных моментов?
   - Как, Михаил Николаевич, не было? Были неприятности, которые чуть-было не лишили жизни. В Уссурийских краях встречался с хищными животными: медведем, тигром, леопардом, волком и коварной рысью.   Видел огромного удава и более мелких змей.  Но, хуже все зверей, был человек – браконьер.  Я вырос на лоне природы и каким-то шестым чувством определял добрый человек передо мной или нет. У добрых людей глаза сияют особым ясным светом, и речи у них особые: о детях, о любимых, о красоте природы. И душа у них светится внутренним светом, а у злых в ней зияет кромешная тьма.
   Много крови попортили мне эти нелюди, пока тебя к нам не прислали. Когда прохожу по злопамятным местам заново, с гневом и болью вспоминаю тех негодяев. Вот, и сегодня в памяти всплыл один ужасный случай:
   - Прошлым летом, Миша, захватил я трёх мужчин за нелегальным сбором корней женьшеня. Ни уговоры, ни ружье тогда не помогли. Один из   браконьеров оглушил меня прикладом карабина сзади. Лежащего в беспамятстве на земле, избили так, что живого места на теле не было. Потом, положили на тигриную тропу, надеясь, что стану добычей тигра. В тот день мою жизнь спасла женщина – собирательница трав. Я и, по сей день, благодарю Бога, за посланную помощь.
   Два раза был ранен браконьерами из винтовки, но тайга, каким-то образом, спасала меня от смерти. Я стал верить в то, что мне помогает хозяин тайги - главный лесной дух. Когда уходил из леса домой, шептал:
   - Владыка тайги, спасибо тебе, зато, что помогаешь мне в работе, охраняешь меня от людского зла. Даю слово, что буду вместе с тобой, до последнего вздоха, верно служить могучей вечной тайге.
   Но, что это только о плохом рассказываю, были и такие случаи, которые требовали моей помощи, и, если всё проходило благополучно, то я безмерно радовался.
   - Однажды, Михаил, я спас от смерти молодую косулю, которая была на сносях.  В конце мая привёз в тайгу на лошади, запряжённую в телегу, соль для лосей и косуль. Разместил в специально приготовленном месте и отправился домой. Когда выехали на лесную дорогу, вдруг увидел, что параллельно с телегой по обочине в высокой траве кто-то бежит скачками. Так бегают от преследования косули. До меня добежать бедняге осталось два метра, но движение прекратилось. Животное упало и послышался хрип. Я хлопнул по дороге бичом, раздался звук, похожий на выстрел. Трава вновь зашевелилась, но в обратном направлении. Значит, преследователь оставил косулю в покое и ретировался.
   Я, сломя голову, ринулся на место, куда упала косуля. Она лежала и дрожала всем телом. Когда осмотрел её, то увидел кровавый след на холке. Я очень люблю этих беззащитных животных. Стал гладить её по крупу и успокаивать:
   - Милая, хорошая моя, успокойся, беда уже позади. Главное, шея твоя цела, а рану от укуса волка, мы залечим.
   - И тут, Николаевич, началось самое страшное: косуля начала рожать. Ножки вышли, а дальше силёнок у моей спасительницы не хватило. Пришлось превращаться из лесника в ветеринара. Хорошо, что медицинская аптечка была всегда со мной. Сначала снял с себя белую исподнюю рубаху, расстелил рядом с будущей матерью. Потом достал перчатки, спирт, обработал руки и вытащил косулёнка из её утробы.  Он был живой и доношенный. Я взял его на руки и положил у мордочки мамаши. Сработал материнский инстинкт: молодая мать приподнялась и стала его вылизывать. Я был так доволен, что из моих глаз хлынули слёзы радости. Маму и сынишку отвёз на попечение к Варе, она с большой любовью ухаживала за чудными животными. Уже через три месяца мы выпустили здоровых животных на волю.
   - Ты знаешь, Миша, я до сих пор, горжусь этим поступком. Но и об опасностях в дикой тайге забывать нельзя и тебе о них всегда советую думать. Недаром, на Руси слыла пословица: «Бережёного - Бог бережёт».

Глава третья
 
   После встречи с браконьерами, с медведем, я теперь, отправляясь в лес, настраиваю себя на осторожность. Но, совсем недавно, опять подвергся нападению хищников.  Незадолго до твоего вступления в должность, меня, почти, на сутки пленила матёрая волчица, потому что очень близко подошел к её логову. К своему стыду, тогда пришлось ретироваться: забраться от неё на высокую старую березу. Сидел на толстой ветке и размышлял вслух:
   - «Вот «бишь меня мешалкой по энтому месту» попал, так попал.  Варвара тревожиться будет, если домой не приду ночевать. Ладно, как-нибудь ей сложившуюся ситуацию объясню: ведь, на работу ушёл, а не на свиданку.
   От заката до самого рассвета просидел тогда на дереве. От нечего делать играл на заветной губной гармошке русские народные песни. Волчица задрала голову и тоскливо подвывала под мой аккомпанемент. Трое волчат, услышали тоскливый вой матери и начали поскуливать какие-то детские мелодии.
   - Тогда, Михаил, я сделал новое умственное заключение: что не только медведь, но и волки любят музыку: вон, как распелись. Мясом не корми, дай только повыть. Утром самка отправилась на охоту, я спустился с березы и пошёл по своим делам.
 
   - А теперь, дорогой попутчик, расскажу тебе про другую, более трагическую историю с рысью. Эта огромная, хищная кошка, чуть было, не повредила мне сонную артерию на шее. Спасло меня тогда просто чудо.  А случилось это прошлым летом. С утра наметил себе при обходе проверить любимый кедровник на присутствие браконьеров. Время сбора кедровых шишек пока не наступило, но уже стали появляться сборщики-варвары. Эти негодяи бензопилами спиливали могучие кедры. Потом, с упавших деревьев собирали без особого труда молочные шишки. Ради наживы губили вековой кедровник. Я зашел на делянку, но людей не обнаружил. И все-таки, где-то рядом слышался пронзительный звук бензопилы.
- Вот злодеи, - подумал я, - опять спиливают молодой кедрач, а, ведь, кедры пополняют наш мир мощной целебной энергией. Долго, не стал раздумывать, достал когти, которыми пользуются электрики. Надел на сапоги и полез на мощный кедр, чтобы с высоты увидеть браконьеров.
- Я в тот момент, Миша, не знал, что на облюбованном мною кедре, в дупле жила молодая матёрая рысь. Когда до неё остался один метр, она решила защитить законный дом и прыгнула на меня сверху. К счастью, у меня на шее висел толстый моток веревки. Рысь успела до крови полоснуть когтями по моей лопатке, но, потеряла равновесие, не удержалась и свалилась со спины на землю. Упала в колючий валежник, приземлилась, как все кошки на лапы, вскочила и стремительно бросилась бежать.
  Я не ожидал нападения хищника: повис мешком вниз, головой параллельно дереву. Если бы не железные когти, надетые на сапоги, полетел бы с десятиметровой высоты вслед за рысью. Такое падение грозило мне неминуемой смертью: я просто сломал бы себе шею. Пришлось обнять дерево руками и ящерицей сползать вниз. Опять на ум пришла любимая поговорка:   «Бишь меня мешалкой по энтому месту», совсем, в зверька ленивца превратился, а, может, в улитку, но ничего моя должность, и не такое предполагает.
 
   Чтобы, как-то обезопасить себя от несчастных случаев, я перестал тихо ходить по лесным тропинкам. Вынимал из куртки губную гармошку и играл на ней, как можно, громче. Зачем?  Затем, чтобы звери и птицы знали, что по лесу идет их защитник, и уступали мне дорогу.
   - Но, Михаил, как мне показалось, обитатели леса, вовсе, меня не боялись. Когда они слышали музыку, наоборот, вылезали наружу со всех уголков лесного дома. Мне стало понятно, что музыка облагораживает не только человеческую душу, но и души таёжных обитателей.
 
Глава четвёртая

   - Ладно, Мишаня, сегодняшний день подошел к концу, возвращаемся в посёлок и по домам.  Ну, наконец-то, показались наши родные пинаты. Слушай, или что-то странное творится с моими ушами, или в посёлке что-то произошло. Прислушайся, в нём, вообще, не слышно никакого шума, смеха ребятни, скрипа колодезного журавля, даже собаки не лают.
   - Да, Прохор Дмитриевич, ты прав, стоит такая тишина, словно, все повымерли. Мне даже стало, как-то не по себе. Знаешь, я, пожалуй, побегу к своей Настёне. А ты иди к жене Варе.
   - Хорошо, расходимся, - тревожным голосом пробормотал Прохор, - и быстрым шагом направился домой.
   – Вот тебе новости: дверь на веранде почему-то закрыта. Варя не встречает меня, она даже заперта на щеколду изнутри.  Неужели, что-то случилось?
   - Варвара, открой дверь, что так рано заперлась на щеколду?
   - Прошенька, это ты? Сейчас открою, заходи быстрее и закрой двери на засов.- Родимый мой, я так боялась за тебя, думала, что уже больше не увижу…
   - Да, что случилось, объясни толком, Варя? Почему в посёлке стоит пугающая тишина? Хватит слёзно причитать, отвечай!
   - Знаешь, дорогой, три часа назад в деревню заявился большой бурый медведь. С рёвом набросился на собак, кобеля Ваньки Седого убил одним ударом лапы. Наш Вихрь сорвался с цепи, помчался к друзьям на помощь. Разъяренный зверь разметал соседских собак и двинулся ему навстречу. Калитка наша была открыта, двери в сенцы тоже. Пёс понял, что одному с огромным медведем не справиться, быстро повернул назад и пулей влетел в сенцы. Я еле успела закрыться на щеколду.
Медведь ломился в двери, но открыть их не смог.
   Потом, направился в сад к ульям и стал крушить пчелиные домики со страшной силой. Добрался до мёда, лапой его выгребал и ел.  Я наблюдала за хозяином леса в окно.  Увидела, как разбуженные пчёлы, накинулись на него и неистово кусали. Он долго от них отмахивался, а потом ринулся бежать в лес. Косолапый не ушел далеко… Я слышала его жуткий рёв, потому переживала: вдруг ты встретишься с ним. Мне, кажется, это был твой прошлогодний любитель музыки.  Правое ухо у него было надорвано. Ты мне сам об этой метке в прошлом году рассказывал. Мишка жителей сильно перепугал. Они разбежались по домам, даже собак в сенцах закрыли.

   -  Да, жена, раньше такого не случалось, чтобы медведь добровольно к людям в «гости» приходил. Только в неурожайные годы в тайге появлялись в деревне шатуны. Тогда начальство давало мне лицензию на отлов опасного животного. Чудеса и только! Ведь, в этом году с урожаем всё в порядке: малины вдоволь, брусники хоть пруд пруди, орешник уродился, грибов целое море. В реках, озерах полно их любимого лакомства – рыбы. Что же, произошло с медведем по кличке Рваное Ухо, почему он здесь появился?
   - А может, мать, он пришел на звуки гармони? Её игру в прошлом году топтыгин слушал в течение двух часов. Уж, не играл ли, кто-нибудь на ней из наших мужиков?
   - Как же, Проша, не играл – играл!.. Друг твой, Василий Калинин, справлял дочери пятнадцатилетие, у меня и попросил твою тальянку. После обеда начали гулять, так и играли до прихода медведя. Увидели опасного зверя: перепугались, закрылись и дома сидят.
   - Так вот в чём дело… Теперь, понимаю, почему мой провожатый спутник сюда заявился. Вспомнил музыку и вновь пришел послушать. Собаки лаем и своим нападением его разозлили. Видно, когда-то одна из них порвала ему ухо, вот и мстил: наделал бед. Самое страшное, медведь узнал про ульи, попробовал мёду. Скоро от пчелиных укусов опомнится и опять придет его отведать. Вот попомни мои слова, Варя, так и случится. Надо, что-то предпринимать: он и на людей может наброситься.
   - Да, батюшка медведушка, «бишь тебя мешалкой по энтому месту», задал ты мне задачку. Через два дня наступит Святая Троица, людям нужно будет идти в лес за ветками березы и цветами, а они не пойдут: побоятся. Что же, за праздник без лесной зелени в домах. Нужно собрать поселковый Совет и решить, как поступить с лесным любителем музыки?
   Совет собрался на второй день. Каждому представителю от семьи, было предоставлено право высказать своё мнение по поводу мер к нежданному гостю.
   
   - Я предлагаю медведя отстрелить, - твёрдо заявил на Совете возничий Пётр Тюрин.- Пока ты, Митрич, сделаешь запрос на его отлов, пока придёт лицензия, зверь может многое натворить. А вдруг, дело дойдет до смертоубийства? О своей шкуре, а ни о его надобно заботиться…
   - Мне, сказал Прохор собравшимся, - такое решение ни по душе, жалко медведя. Ведь, в прошлом году при встрече с ним, он меня не тронул. И, вообще, медведь любящий музыку, редко встречается в природе. Охотники, а их в нашем лесничестве двенадцать человек, могли бы выстрелом усыпить его, а, потом, его просто передали в другое дальнее лесничество. Оттуда он точно сюда бы не вернулся. Он уже четыре дня здесь, а они видите ли боятся зверя. Сидят себе по домам и семечки щелкают. Конечно медведь сильный зверь, это вам не безобидная белка.
   - А, я думаю, Прохор Дмитриевич, - вступил в разговор председатель правления Доронин Иван Никитич, -  все-таки жизнь и здоровье людей дороже всего на свете.  - Ставлю вопрос на голосование: кто поддерживает отстрел животного, поднимите руки. Итак, большинство – за.
   - Значит, охотники, даю вам задание: убрать отстрелом медведя от нашего посёлка и части окружающей его тайги.

   - Да, идите вы все в «баню», - прошептал про себя Прохор. -  Молодого лесника Михаила даже слушать не стали. Он, ведь, тоже был против отстрела несчастного зверя. Ладно пойду домой, Варя, поди, уже вся извелась, хочет поскорее узнать: какое мы решение приняли. Приняли, но только не в пользу безвинного животного.

   - Проша, ну как прошло заседание совета, что решили насчёт медведя?
   - Ничего, Варя, для косолапого хорошего нет, решение принято: отстрелить.
   - Да, ты, Прохор, правду ли говоришь? Мне мишку искренне жалко.
   - И мне, жёнушка, жалко, как мог заступался, но ответ один: жизнь людей дороже медвежьей. Я согласен, что жизнь людей дороже, но можно принять и другие меры. Помнишь, я тебе говорил, если косолапый отведал мёда, то от посёлка не уйдёт. Я возвращался домой и слышал, как он ревёт от боли. Пчёлы, как видно, изрядно покусали его нос и морду. Гнев медведя безграничен, я предложил охотникам выстрелить в него снотворным, чтобы не убивать, а усыпить. Но эти двенадцать человек, которым дано задание его отстрелить, боятся идти в лес.      
   Если он не уйдёт до Троицы, а до неё остался всего один день, или его не отстрелят: то опасность, действительно, нависнет над людьми. В посёлке много верующих: они точно не захотят оставаться без зелёного праздничного убранства в домах. На свой страх и риск пойдут на окраину леса за цветами и ветками берёзы. Вот там медведь их и подкараулит. Сама знаешь, как озлобленный зверь с ними поступит. Страшно представить такую встречу. 
   - Варя, и тебе я строго тебе запрещаю идти в лес за зеленью. Сиди без меня дома, пса на улицу не выпускай. Двери держи на щеколде. К нам за мёдом он может прийти в любую минуту.

Глава пятая

   - Проша, я не могу сидеть всё время взаперти, завтра утром мне нужно идти к старшей сестре матери, чтобы помочь ей поставить квашню к празднику, а потом напечь разной стряпни. Аксинье Федоровне исполнилось в этом году восемьдесят лет. У неё сильно болят ноги, она не может долго ходить. Идти край как надо, правда, страшновато. Дом-то тёти находится на другом краю поселка. 

   - Варвара, просыпайся, уже светает, давай вдвоём управимся по хозяйству, а потом, в полдень, я провожу тебя к Аксинье Фёдоровне. На всякий случай возьму с собой ружьё, Бог его знает, что у Хозяина тайги на уме. Встреча с ним в этот раз не предвещает ничего хорошего.
   - Правильно думаешь, дорогой. А мне, нужно взять любимую дубовую ложку-мешалку, чтобы вымешивать квашню.
   - Считаю, что нужно Вихря в дорогу взять с собой, если что, он первым учует зверя.
   -  Да, жена, ты домой вечером не возвращайся, переночуй у Аксиньи Федоровны. Кто знает, вдруг, Рваное Ухо захочет опять забраться к нам на пасеку, чтобы откушать меда. Утром, часов в девять, мы с Вихрем придем за тобой.
   - Хорошо, муженёк, заночую здесь, не тревожься за меня. Сам дома на ночь хорошо запри двери, Вихря запусти в сенцы.

   - Здравствуй, дорогая тетя Аксинья, я уже пришла. Будем готовится к Святой Троице. Ты ни о чём не беспокойся, отдыхай я всё сделаю сама. И тебе и нам угощенья на целую неделю хватит. Итак, в первую очередь замесим тесто, потому что нужно ждать его трёхразового подъёма.  А потом, буду готовить твой любимый студень.

   -  А, ты, тётушка, пока отдохни, тесто не скоро поспеет, я же, наведу порядок в доме. Помою окна, полы, цветов нарву в палисаднике, да расставлю в баночках по всему дому. Сразу праздником повеет. До темноты, поди, успею.
   - Варенька, давай поедим, налей нам с тобой супчика со щавелем, вчера вечером сварила. Да, манник из духовки вынь, знаю, он тебе нравится. Чай с лимонником я с утра заварила.
   - Ну, вот, тетя Аксинья. наелась досыта, манник твой просто объедение. Пора и мне за печево приниматься. Тесто я уже три раза обминала, время печь пироги, ватрушки, да, не забыть блинов нажарить.  Пока тесто готовилось, я и студень приготовила, остынет поставлю его в погреб.
   - Ой, время- то сегодня так быстро летит, не заметила, как и ночь наступила. Ладно, выну сейчас последний лист с ватрушками и начну жарить блины. Когда вся стряпня немного приостынет разделю её на части: тёте и нам с Прошей.  Слава Богу, кажется все дела переделала. Что-то я немного пристала, прилягу на два часика, отдохну, да студень в погреб отнесу.  Посмотрим, какая там за окном погода? Откуда-то взялся густой туман, не зги не видно.  Ну да, что мне туман в доме под крышей. Всё отдыхаю…
   - Варя, окно прикрой, ветер сильный поднялся, ставней хлопает, ещё стекло разобьётся.
   - Сейчас, закрою, я хотела полежать немного, а на часах уже три часа ночи. Окно я закрыла, пойду студень в погреб отнесу. Часть студня я тебе в кастрюльке в холодильник поставила, чтобы ты утром поела. С собой его для Проши двухлитровую банку взяла. Стряпню тоже разделила пополам. Все сыты будем.
   - Варя, не боишься одна в погреб в четыре часа ночи идти, а, вдруг, медведь нападёт.
   - А откуда вы знаете о нём?
   - Милая, земля слухами полнится, чай не в городе, а в посёлке живём.
   - Как сказать, вроде, страшновато, но он скорее к нам домой придёт: мёда из ульев попробовал. Проша говорит, что Совет постановил его отстрелить. А мне, его до слёз жалко, он мужу при встрече с ним ничего дурного не сделал. 
Понравилась ему в прошлом году игра на гармони, вот и пришёл заново послушать, а тут, собаки на него скопом навалились. Да, ещё наш Вихрь им на помощь прибежал. Потом, пёс понял, что не справится с таким гигантом и бросился наутёк. Медведь за ним, в дом попасть не смог, разворошил все улья. Вот пчёлы его и покусали. В дальнюю тайгу не ушёл, бродит в леске за посёлком, от боли ревёт благим матом. Злой, разъярённый, даже охотники побоялись идти его отстреливать, ждут, когда зверь утихомирится.  Но, я думаю, сюда он не пойдёт, потому что твой дом на нашей улице крайний.  Ой, что-то я заболталась, целый час прошёл. Так, всё, я пошла в погреб.
   Вернулась из погреба, вытащила из печи выпечку, через полчаса снова подошла к окну и посмотрела на улицу.
   - Ура, туман стал рассеиваться, на небе кое-где видны перья раскрывающихся крыльев алой зари. Не буду ждать мужа, сама пойду домой. Пока дождусь его прихода, стряпня остынет, все печеное вкуснее «с пылу да с жару». Я уже разделила приготовленную праздничную закуску пополам, сложила свою снедь в плетеную корзину. Пойду попрощаюсь с тетей, скажу, что оставила ей половину наготовленной стряпни на столе в кастрюле, накрытой белым вышитым рушником. Да, чуть не забыла забрать с собой подарок мужа: блинную мешалку. Ну, кажется, пора идти домой.
 
   Туман рваными хлопьями поднимался в небо, но в низине, где стоял дом Зориных, был еще довольно плотным, тянулся над землей молочной рекой.
   - Странно, почему- то опять на улице не слышно лая собак, наверное, спят в сенцах домов. Слава Богу, вот и наш дом показался.  А, что это за видение? Почему на нашей бревенчатой изгороди находится чужой человек в ночное время? Жаль, что стоит ко мне спиной, не признаешь кто?  Держится крепко руками за ветку вишни и глядит к нам в ограду.  Что ему надо, почему не вошёл в калитку?
Может, это соседский хулиган Семен Грошев опять надумал нарвать плоды зеленой вишни, а потом, из трубки обстреливать детей?
   Такой шальной подросток, каждое лето лазит в соседние сады «за пульками», а потом донимает кознями малышей. Ладно, я сейчас тихонько подкрадусь к тебе, паршивец и рассмотрю ты ли это?   Ничего не видно, фигура расплывается в клубящемся тумане. Смотри-ка, какой наглец, наклонился и хочет спрыгнуть в нашу ограду.
   А в ограду-то зачем? Видно, решил ещё крыжовник обобрать!.. Ну, сейчас я тебе покажу! Ах ты, поганец этакий! «Бишь тебя мешалкой по энтому месту!» - получи от меня подарочек дубовой ложкой к праздничку, - и со всей силы шлёпнула предполагаемого подростка блинной мешалкой пониже спины. -Надо же, вроде, не сильно ударила, а он, что-то непонятное рявкнул и, как подкошенный упал к нам во двор. Ой, что я натворила, пойду в ограду, может, ему нужна моя помощь. Эй, Семён, вставай, что развалился, как на кровати? Не нужно было по чужим садам лазить. Ушибся что ли? Дай, посмотрю, где болит? Господи, какой ужас! Да, это ни Семён Грошев: передо мной лежит огромный бурый медведь и у него разорвано правое ухо.
   Женщина страшно испугалась своего открытия, подскочила к двери, стала бить в неё ногами. На стук с ружьем выскочил Прохор, увидел белое, как снег, лицо жены, и спросил:
   - Варя, что с тобой, кто тебя так напугал?
   Язык Варвары, словно окаменел, говорить не могла, только трясущейся рукой показывала во двор. Прохор спустился с крыльца, прошел пять шагов, наткнулся на что-то огромное и теплое. Наклонился и обнаружил у своих ног знакомого медведя, который был мёртв. Вся дорожка от вишни и до крыльца была залита жидким медвежьим помётом.
   - Я, наконец, понял, что произошло с тобой Рваное Ухо. По-видимому, от внезапного испуга с тобой случилась медвежья болезнь: разрыв сердца. Варя в твоей смерти, вовсе, не виновата. Лёгкой  оказалась твоя погибель. Больнее и мучительнее была бы она от нескольких пуль охотников. И, все равно, косолапый друг, мне тебя неимоверно жалко. Пойду Варвару успокою.
   Вернулся к жене, сидевшей на крыльце, и спросил её:
   - Милая, как ты? Пришла хоть немного в себя? Говорить можешь?
   Варвара машинально закивала головой.
   - Тогда расскажи, что случилось с медведем? Почему лежит в нашем дворе мертвым?
   - Прошенька, на свою беду решила, тебя не дожидаться и пошла на рассвете домой. Туман над улицей почти весь рассеялся, а у нашего дома был ещё плотным. Но я всё-таки сумела рассмотреть человека, который стоял на нашей бревенчатой ограде. Правда, он стоял ко мне спиной и лица его не было видно. Тогда, подумала, что это наш соседский парнишка Сёмка захотел оборвать вишню и сделать из неё пульки.  Когда он собрался прыгнуть к нам в ограду, захотела наказать хулигана и шлёпнула твоей блинной мешалкой по заднему месту.  Это я грешная убила медведя, Проша! – сказала и опять горько зарыдала.
  - Варя, да, не расстраивайся так, ты не виновата в его смерти.  Блинная мешалка спасла тебе жизнь. Сегодня Бог рассудил: кому жить, а кому уйти из жизни. Страшно подумать, ведь, ты сейчас могла стать его жертвой. Значит, такова медвежья судьба. Мне тоже от всей души его жалко. Благодаря тебе, люди снова смогут спокойно, без страха за свою жизнь, ходить по земле.
   Утром обитатели посёлка узнали, кто и как избавил их от страха, а, может быть, и от беды. С тех пор, никто уже не употреблял поговорку «Бишь тебя мешалкой по энтому месту», как насмешку. Случай с медведем сплотил жителей между собой, все стали относиться друг к другу добрее.

   













.