Эволюция и инволюция

Евгений Шейнман
Евгений  Шейнман         
               
       Каждому подростку известно, что такое эволюция, но мало кто сможет  ответить на вопрос о том, что такое инволюция.
       Итак, эволюция — понятие, широко известное. Слово "эволюция" восходит к латинскому evolutio "развертываю". Эволюция- это движение вперед, от простого - к сложному, от хаоса - к порядку. Эволюция есть развитие.
       Антонимом к эволюции является involutio (инволюция) - "свертываю", противоположность эволюции. Инволюция - это обратное движение.
       Для европейского ума эволюционные представления о мире ведут свое начало от Ж.Л.Л.Бюффона, Ж.Б.Ламарка. Ч.Лайеля, Г.Спенсера, Э.Геккеля, Ч.Дарвина. Философские подходы к эволюционному учению связаны с именами Спенсера, Гегеля, Канта  (Арманд А.Д).

       Можно представить себе три подхода к понятию эволюции: 1. - отрицание всякого направленного движения в природе и в общественных явлениях; 2. - признание развития мира, в котором последовательно накапливается некое новое качество; 3. - циклическое развитие, когда состояние мировой реальности время от времени закономерно повторяется. Возможно также соединение второго и третьего принципов, тогда  получаем картину эволюции, подобную спирали.
         Первой модели в большей или меньшей степени отвечает сознание первобытных народов. Ход времени для них отмечался лишь сменой дня и ночи, зимы и лета, рождением и смертью соплеменников. День ото дня, год от года повторялись одинаковые события, не меняя ничего в природе и в укладе жизни. Эту позицию сохранила и христианская теологическая догматика. Одноактное сотворение мира, живого и неживого. В качественном отношении все остается и по сей день, как вначале.
              Идея направленной эволюции безраздельно господствует в современном естественнонаучном мировоззрении. Необратимый характер изменениям неживой природы задает второе начало термодинамики, согласно которому рассеяние и деградация энергии в мире не компенсируется ее обратной концентрацией и восстановлением качества. Для живого вещества изменения в одном направлении контролируются дарвиновским законом выживания наиболее приспособленных организмов. Таким образом, в направленной эволюции принимают участие два антагонистических процесса: уменьшение структурированности материи в мире неживого и ее повышение в царстве жизни. В наши дни почти непреложной истиной считается постулат современной науки: мир создан в процессе эволюции, эволюция — это и есть сотворение новых материальных форм там, где раньше существовала лишь неорганизованная материя.
             Принцип эволюционного развития является одним из фундаментальных принципов мироздания. Действительно, весь мир в целом и в каждой своей части существует в постоянном движении, усложняясь и совершенствуясь. Из ничего становится всем, из хаоса формируются все более сложные и совершенные системы (Петр Санников).
            Наряду с эволюцией идут процессы инволюции.
             Это - свертывание, скрученное состояние листьев — (в биологии), а также : 1) обратное развитие — уменьшение, редукция (гл. образом в связи с утратой функции) какого-либо органа в течение индивидуального развития организма; 2) вырождение микробов в неблагоприятных условиях; 3) атрофия органов при патологии и старении; 4) (в математике) такое отображение (инволюционное преобразование) совокупности элементов в себя,  когда  повторное применение возвращает элементы на свои места; примером инволюции такого рода может быть симметрия относительно центра или прямой.
          Процессы "обратного развития" как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет прежние  детские черты.
              Идея двух стадий развития — «развертывающей» и «свертывающей», «прямой» и «обратной» — имеет глубокие философские основания. По существу, это классическая диалектика единого и многого, раскрытая уже Платоном и подхваченная Гегелем. Инволюция по Тейяру де Шардену — то же, что снятие  в диалектике Гегеля. В широко известном изложении «диамата» снятие заменяется близким по смыслу понятием синтез.(Юрий Курикалов.«Звезда», 2020, №2)
             Цикличность исторического развития не противоречит идее инволюции, а логически с ней соотносится. Собственно, развитие и есть чередование эволюции и инволюции. Признание этого позволяет по-настоящему понять, что такое спираль развития — не плакатная схема «железного закона» марксистской диалектики, а образ подъема в процессе чередующегося развертывания и свертывания. Это еще и образ реальной возможности выйти из замкнутого круга, поднимаясь на ступень выше. Однако такой выход не предопределен , как любое преодоление пограничной ситуации. Более того, для конкретного субъекта истории спираль может завернуться вниз, стать «воронкой», черной дырой — путем к гибели.
              Процесс развития мира разделяется на две фазы: диссипации и концентрации, разворачивания и сворачивания, эволюции и инволюции. На этом противопоставлении двух направлений движения Космоса, планетных систем, жизни , человечества основаны крупнейшие религиозно-философские системы Востока.               
                В наше время существует нерешенная научная проблема – как взаимосвязаны между собой противоречивые явления эволюции-инволюции и революции-контрреволюции в целостном процессе развития общества. Эту проблему решали еще классики марксизма-ленинизма, но  ввиду ее сложности и противоречивости полученных результатов, она до сих пор  продолжает занимать умы ученых, идеологов и политиков, вызывая разногласия и дискуссии (Антонович Е.Н.).
                Почему же в этом мире рядом с добром уживается зло? Почему эволюции не бывает без инволюции? А нет ли ситуаций, в которых последняя стимулирует первую, когда инволюция диалектически переходит в эволюцию? Располагаем ли мы точными критериями, с помощью которых мы можем увидеть в том или ином явлении, с одной стороны, эволюцию, а с другой- инволюцию? Иначе говоря, легко ли эволюцию отличить от инволюции? Как, например, нам оценивать с данной точки зрения современную глобализацию? Чего в ней больше - эволюции или инволюции? (Жданиленко В.П, https://vikent.ru/enc/5709)/
                Восточные мыслители понимали инволюцию как поэтапное сокрытие ментального начала в энергии и затем в более грубых видах материи. Чтобы что -то могло раскрыться ,оно вначале должно быть сокрыто, окутано. В процессе эволюции, восхождения оболочки эти раскрываются, отпадают.Западные философы пришли к похожим выводам - потерять гораздо легче, чем приобрести. Деградировать естественнее, чем эволюционировать.  (Петр Санников)..
                Вероятно, эволюция и инволюция -  это две стороны одного процесса развития не только всего живого, а и всей материи.
                В эзотерическом контексте эволюция и инволюция — это сменяющие друг друга процессы, являющиеся частью космических циклов. Когда Вселенная достигает достаточной плотности, индивидуальный дух способен участвовать в эволюции. Инволюция, таким образом, относится к воплощению духа в уже существующей материи, необходимой предпосылке эволюции.
                Приведем другие высказывания в том же духе разных авторов
             Инволюцией или нисхождением называется  Схождение от Абсолютного, Вечного Начала в материальный мир , означает, в буквальном переводе, завёртывание, то есть Дух, Божественное Абсолютное Начало, обвивается, завёртывается во всё большее число оболочек, чтобы, в конце концов, проявиться в материальном мире. Достигнув самой низкой точки, Абсолютное, Божественное Начало в человеке начинает обратный путь из материального мира к Богу Этот процесс восхождения или подъёма называется эволюцией или развёртыванием .(Петр Донов). Каково?               
              Ю. К. Братчиков-Барбарович в своей философии Мироздания так комментирует эту проблему: "Инволюция – это Жертва Духа Своему Творению. Его оболочки становятся все плотнее и плотнее … В итоге, Он присутствует в неактивных формах и ждет, когда его Творение окончательно "упадет" в материю. … Только после этого достижения самых глубин темного дна материи и начинается Эволюция … Понятия божественной Инволюции и Эволюции в корне отличаются от научных воззрений на эту тему : если в божественной Инволюции движение свершается в сторону от простого к сложному, а Эволюция – от сложного к простейшему (то есть, соотвественно, следует  добавить в школьные учебники картинки, изображающие инволюционный процесс, когда человек превращается в обезьяну и так далее вплоть до амёбы и "инфузории-туфельки"), то в научных исследованиях фундаментальной физики, основанной на изучении видимых объектов, этот принцип отметается сходу, без обсуждений, т.к. "этого не может быть".               
                По толкованию  Татьяны Данигны  «инволюция – это «свертывание»,  объединение элементарных частиц. Причина инволюции – частицы с Полями Притяжения. Поглощая окружающий эфир, они, тем самым, притягивают к себе окружающие частицы. Сразу же вместе с процессом инволюции начинается другой процесс – эволюция , т.е. «развертывание», высвобождение объединившихся до этого частиц, их отдаление от конгломерата частиц. Причина эволюции – трансформация объединившихся частиц, приводящая к изменению внешнего проявления их качества. Трансформация – это повышение температуры частицы. Во время трансформации Поля Притяжения уменьшаются и могут превратиться в Поля Отталкивания, а Поля Отталкивания увеличиваются. В данном случае имеет место трансформация гравитацией. И возникающий эффект носит в физике название «дефект масс». Очень важную роль для протекания процесса эволюции играет наличие среди инволюционирующих частиц тех, что формируют Поля Отталкивания. И чем больше будет процент этих частиц, и чем больше величина Полей Отталкивания, тем более выражена, более интенсивна будет эволюция – т.е. тем быстрее частицы будут нагреваться и отдаляться от центра конгломерата частиц, который образовался в ходе их инволюции. Процесс участия в инволюции частиц с полями Отталкивания носит название «Погружение Духа в Материю», или еще по-другому – «Падение Люцифера»(livelib.ru:)
                Палеоанторополог, писатель Александр Белов излагает свой собственный оригинальный, вернее , причудливый взгляд на появление животного мира и человека.      «Дарвин заблуждался — эволюции не было»!.  Он считает, что термин «эволюция» устарел и доказывает, как теория инволюции объясняет происходящие на Земле процессы.  «Мне хотелось бы донести до широкой публики альтернативный взгляд на происхождение животного мира и человека, высказать свои гипотезы о том, откуда мог появляться на нашей планете человек, неоднократно, судя по всему… Неизвестные нам в древности   человеческие существа быстро уходят в состояние одичания, деградируют, приобретают признаки, характерные для древесных обезьян. Постадийной эволюции от обезьяны к человеку не было! Был совсем другой процесс: быстрая деградация, сопровождаемая приспособлением к определенной экологической нише существ, похожих на людей. Этот процесс лично я назвал биологической инволюцией». Белов считает, что  самым главным аргументом эволюционистов – последователей учения Дарвина, является сходство анатомии человека и позвоночных. Однако, по мнению Белова, эволюционисты не замечают, что этот самый аргумент может свидетельствовать в пользу теории инволюции. Он посвятил этому книгу. Есть доказательства инволюции, которые трудно опровергнуть. Других теорий, считает он, объясняющих изменчивость животного, да и растительного  мира, в принципе не существует. . 
                Инволюционный процесс не противоречит фундаментальным законам природы - Второму началу термодинамики (неуклонному уменьшению порядка замкнутой системы) . Деградировать  - естественнее, чем эволюционировать,  деградация происходит сама по себе.
                В науке под словом "эволюция" понимается просто развитие, а слово "инволюция" применяется только в отраслевых научно-исследовательских проблемах, исключающих философские принципы.