Евдокия

Елена Сазонова 3
   
 
   Воспоминания отца
   /о своей маме Евдокии Ивановне /
      События 1914 года.

       Июньский день начинался с пением жаворонков. Они первыми встречали солнце, поднимающееся из-за горизонта. Утренняя заря отступала. Нагретая прошедшим жарким днём и охлажденная ночной свежестью, земля парила. Роса, покидая свою ночную прохладу, медленно, небольшим туманом
поднималась вверх и исчезала. Чистый небосклон обещал жаркий день. Воробьи чирикали под карнизами соломенных крыш, делая углубления для своего гнездования. Красный диск солнца поднимался,  постепенно бледнел и уменьшался, все больше и больше освещая западный небосклон, затянутый
лёгкой дымкой. Эта дымка напоминала людям о начавшейся войне с Германией, о постоянной тревоге за своих близких. Взоры их были обращены туда-на запад, откуда ждали нерадостные вести, с тревогой потерять навсегда своего кормильца.

       Евдокия проснулась, как только чуть забрезжил рассвет. В страхе от виденного сна, с похолодевшим сердцем, она кинулась к маленькому сыну. Лёня полураздетый лежал на деревянном топчане, приспособленном  для кровати  детям, закинув правую ручку на шею  сестрёнки Фроси. Она так-же,
как и он спокойно спала, улыбаясь чему-то виденному во сне. Чуть видимый лёгкий румянец выделялся на спящем бледном лице маленького Лени, он мирно посапывал носиком. Вся комнатушка бедного жилища была освещена первыми солнечными лучиками ползущими по потолку. Евдокия стояла у кровати и долго разглядывая сына, поняла, что это был сон, страшный сон. Ей приснилось, что она потеряла последнего сына- маленького Леню. Как это произошло, где и когда, она тщательно пыталась вспомнить, но не могла.
Убедившись, что дети спокойно спят в обнимку, Евдокия облегченно вздохнула и присела на кровать. Но, ужасный сон, который её так напугал,не выходил из головы.
     - Неужели я и этого сына не уберегу, как не уберегла Колю с Ваней?-подумала Евдокия. Она вспомнила смерть своих малюток. Все её мысли были с ними. Сколько было пролито слез, сколько было потеряно надежд на лучшее будущее. Ни её материнская любовь и тепло, ни бессонные ночи, не помогли им. Дифтерия унесла их туда, откуда нет возврата. Евдокия пыталась отогнать неприятные мысли. Она понимала, что не виновата в их смерти, детский организм без врачебной помощи не мог справиться с такой страшной болезнью, в деревне не было ни врача, ни фельдшера. И все-таки обвиняли её. Сколько упреков от мужа, а сейчас его нет, он на войне. Жив ли? Как она будет
жить одна, с тремя детьми? Третьего она носила под сердцем.
Кто это будет дочь или сын? Все равно, он будет третим.

     -Дунька, вставай ! Хватит нежиться !
Крик свекрови "Васюси" /такое ей дали прозвище в деревне за её неразумную болтовню / вспугнул Дунькины грустные мысли и вернул к действительности. Об ушедших из жизни надо помнить, но сейчас надо было побеспокоиться о живых. Евдокия подошла к кровати, где спали дети. Жалко было будить дочьку.
     -Апрося, доченька проснись!
Дочька неохотно потянулась и опять закрыла глаза, ей так хотелось спать, но перечить маме она не могла. Вдруг раздался резкий голос свекрови, как гром среди белого дня:
     -Дунька ! Ты что, не слышишь! Пора собираться в поле ! - голос свекрови набирал силу.
     -Я сейчас, мама, только разбужу Апросю.
     -Дочька милая, вставай!  Мне в поле пора, тебе смотреть за Леней. Не забудь покормить его когда проснётся, молоко и хлеб на столе накрыты полотенчиком и сама не забудь покушать. Фрося приоткрыла глаза:
     -Мама, я слышу, не волнуйся.
Хотя было раннее утро, она знала,что вся ответственность лежит на ней,как на старшей из детей. Евдокия быстро оделась и вышла на улицу. Она слышала, как
"Васюся" выпускала корову и овец со двора, ругая её и Анну - жену старшего сына Ильи, на чем свет стоит. От её крика и от хворостины, которой она размахивала, куры разлетелись по всему двору, а петух взлетел на плетень и кукарекал во все горло, гордо задрав голову.

       Две снохи - Евдокия с Анной вместе запрягали лошадь. Ехать до поля было недалёко, оно небольшое, но для их семьи достаточное. Неуклюжая соха плохо врезалась в засохшую землю. Первое опахивание картофеля не ладилось. Лошадь, мотая своей косматой головой, послушно шла за Евдокией, а Анна своими крепкими женскими руками держала соху, как в тисках, направляя её между борозд. Она старалась не подрезать, подросшую уже наполовину, ботву.
       Какие-то неясные предчувствия, вдруг,охватили Евдокию, сердце томилось, волновалось в ожидании чего-то. Это он, тот - третий, напоминал о себе, наполняя ее тело нежной истомой. Он резко выпрямился и головкой упёрся в стенку живота ,отчего живот у Евдокии, как будто, стал больше. Сердце у Евдокии на мгновение замерло, остановилось.
     -Мы тебя очень ждём,- порадовалась в душе Евдокия.
       Солнце нещадно палило, усиливалась духота. Дышалось тяжело.Пенье жаворонков и щебетание птиц затихло. Только грачи мерно расхаживали по бороздам, блестя своими вороньими с отливом перьями. Они то и дело перелетали, обгоняя друг друга, и каждый из них хотел быть первым в борозде, чтобы  первым насладиться червяком.
     -Пошла !- кричала Анна на лошадь.
Подгоняя лошадь, Анна торопила и Евдокию, а ей хотелось хоть на миг остановиться и отдохнуть. Закончить опахивание картофеля необходимо было до обеда. Они знали, один летний день, кормит год, а год обещал быть тяжелым. Чувствовалась усталость и у лошади. Она уже плохо реагировала на выкрики Анны, которая продолжала её подгонять.

     Работа отгоняла навязчивые мысли, ненадолго успокаивала их сердца. И все-таки тоска, нет да нет, впивалась в их сердца острым ножом. Две замужние и одинокие бабы, вся тяжесть мужских работ  и уход за детьми ложились на их плечи. Горе не обошло и Анну, троих детей у неё забрала скарлатина. Много пролилось слез, забота об оставшихся шестерых живых заслонила горькие воспоминания.
       Свекровь своих снох не баловала, нередко поднимала на них руку и порой кричала:
     - Ах, вы паскуды,ах вы дуры!
И некому было за них заступиться. Муж Евдокии на войне, муж
Анны работает в городе Туле.
     -Гуляет, очевидно, с городскими бабами,- думала Анна.
Подобные слухи доходили до неё.
     - А я вот в поле с сохой и дома шестеро детей. Илюша-старший сын пасёт скот. Пашка с Гришкой и Петькой дома, любят купаться в пруду, не утопли бы. Грудной Ваня на руках у дочки Даши. Всех надо накормить, всех обстирать, да и в поле управиться надо,- размышляла про себя Анна.
Груди Анны набухали от молока,- надо бы покормить Ваню, да как уйдёшь, если работа не окончена и Пашки с Дашкой нет, они должны принести обед и Ванюшку,- мысли о детях её волновали постоянно, особенно о маленьком Ванечке, которому ещё не было годика.
        Евдокия завидовала Анне и её детям.  Шестеро детей у неё росли  крепкими и здоровыми.
    
         А солнце поднялось уже в зенит. Мухи стали беспокоить лошадь, её хвост заработал быстрее и тревожнее. Картофельные листья стали блекнуть. Хотелось укрыться в тени под деревом.
     - Дунь, а Дунь, давай отпрягай лошадь,- кричала  Анна,- в такую жару опахивать нельзя, надо подождать дождя, видишь какая земля сухая. Без дождя может все посохнуть. Распрягли лошадь, спутали и пустили пастись на лужайке, а сами пошли умываться к роднику. Умывались долго, потом набрали в ведро воды и дали лошади. Она жадно пила прохладную родниковую воду.
     - Аннушка, тебе твой пишет или нет?
     - Чего ему писать, разве в городе ему скучно? Да он же и писать не умеет, а просить других, чтоб написали, стыдится. Вот поэтому и не пишет. А может нашёл себе голубу, да черт с ним, лишь бы домой живой вернулся.
     - Мой тоже давно не присылал письма. Мы с дочкой каждую неделю ему пишем, я диктую, а дочка пишет. Адрес на конверте
пишет мой брат Тимошка. Он у нас грамотный, много книжек читает,хорошо пишет. Наверно будет ученым.
     -Дунька, а ты слышала, что Алимовой Катьке похоронка вчера пришла. Ох она и ревела! Тяжело ей будет с тремя маленькими ребятишками и дом у них остался недостроенный, не видать ей радости. Лошаденка плохая, да и корова не лучше. Из нужды в нужду будет залазить.
И когда эта проклятая война закончится?

       Муж Евдокии вернулся с войны инвалидом.
Читайте произведение "Ефрейтор"


       Первая Мировая война /28 июля 1914г. - 11 ноября 1918г./ -один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Война послужила прологом и детонатором ряда крупнейших революций, включая Февральскую буржуазную и Октябрьскую социалистическую 1917г. в России
и Ноябрьской в 1918г. в Германии. В результате войны прекратили своё существование четыре Империи.


Воспоминания отца - Думчева Алексея Алексеевича  1912 г. рожд.




Маленький и хилый Леня (Алексей Алексеевич ) прожил долгую жизнь-88 лет.
Немало трудностей пришлось ему испытать по жизни. Пройти всю Великую Отечественную войну. Пережить недостатки и болезни. Самое главное-сохранить до конца своих дней чистый ум и доброту.