Краткий анализ романа Мастер и Маргарита Булгакова

Андрей Яценко
Предисловие

Уважаемый читатель, автор продолжает исследования литературных произведений, начатые в «Анализе рассказа «Дачники» А. П. Чехова», «Мистификации истории с куклой Франца Кафки» и в «Анализе сказки Красная Шапочка». Своей очереди ждут «Вий» Н. В. Гоголя, «Государство» Платона, «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Одиссея» Рафаэля Сабатини, «Хоббит или Туда и обратно» Д. Р. Р. Толкиена, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.

Эпиграф-предостережение неслучайно предваряет краткий анализ романа. Набив руку на исследовании школьных и вузовских учебников, автор вновь обратился спустя несколько десятилетий к анализу литературных произведений.
При исследовании отдельных фрагментов может возникнуть множество объяснений. Практика показывает, что для многих представляет сложность объединение двух, трех, четырех и т.д. фрагментов в систему так, чтобы отдельные элементы не противоречили бы друг другу. Приведение множества дробей к единому знаменателю требует применения законов и правил формальной логики. В то время как большинство ошибочно полагает, что собственный здравый смысл и есть логика. На деле правила и законы мышления были изложены Аристотелем несколько тысячелетий назад. И только они стали вторым краеугольным камнем науки, стремящейся к получению объективного знания. Да, лишь формальная логика помогает соединить множество фрагментов в непротиворечивую причинно-следственную цепь.

При анализе романа просьба в качестве объяснения причин не использовать формулировку — автор так захотел. Михаил Булгаков признается великим писателем и сомнительно, что за десять лет и при его таланте он произвольно лепил текст от балды. Если исследователю непонятна причина того или иного действия, нужно честно в этом признаться, и не прикрываться авторским самодурством, принижая глубину текста произведения.

Также при анализе просьба постараться не выходить за рамки содержания романа, погружаясь в биографию Михаила Булгакова. Исследование жизненного пути и взглядов автора — дело хорошее, но не в этот раз. Выход за рамки романа в биографию писателя является иным признанием сложности понимания текста как такового и попытка найти ответы на трудные вопросы о темных местах в романе за его пределами — в биографии писателя.

Автор «Краткого анализа» в целом согласен с основным взглядов, высказанным на роман «Мастер и Маргарита» богословами Андреем Кураевым и Дмитрием Першиным. Тем не менее, мы расходимся в ряде второстепенных деталей, и автор дополняет их концепцию второй главной целью. В итоге Воланд во время пребывания в Москве преследовал и успешно осуществил обе задачи.

Указывая на необычного героя в романе — всезнающего автора, мы бы не хотели, чтобы уважаемый читатель сделал поспешный вывод, как многие исследователи. Повествователя не следует сразу же отождествлять с писателем. Мы полагаем, что всезнающий автор есть еще один, пусть и необычный, герой в романе Михаила Булгакова. Да внешне может показаться, что он подыгрывает нечистой силе. Но исследование обращения писателя к «Фаусту» Гете в третьей части «Краткого анализа» в пункте «Две матрешки» показывает, что за этой прелестной формой, в каждом из своих фрагментов, скрываются редкие отсылки к иному.

Работа называется «Краткий анализ». Хотя автор много лет настраивался на ее написание, однако, полагает легкомысленным считать, что за один заход он сможет исследовать весь роман от начала и до конца. Термин «анализ» представляется автору более подходящим как воспринимаемый нейтрально в отличие от «критики», которая в массовом сознании скорее ассоциируется с выявлением недостатков, чем со всесторонним и спокойным рассмотрением.

В тексте анализа все выделения сделаны нами. Используется сокращение названия романа «Мастер и Маргарита» — МиМ. В тексте у цитат не указаны ссылки на главы и страницы. Автор полагает, что с помощью функции «поиск», можно найти все цитаты в электронном тексте романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1984. Текст был напечатан в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями, сделанными под диктовку писателя его женой, Е. С. Булгаковой.

Содержание

Предисловие
Часть 1 От частного к общему
Глава 1. Сказка от сатаны
Глава 2. Мастер и Маргарита
Глава 3. Воланд и Фаусты
Глава 4. Бог, автор и Маргарита
Глава 5. Противоречия в романе
Заключение первой части
Часть 2 От общего к частному
Послесловие

Заключение первой части

Мы согласны с оценкой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» как «седьмым доказательством существования бога» (богослов Андрей Кураев) в рамках «прелестного романа» (профессор Александр Ужанков).

На протяжении всего произведения от эпиграфа до эпилога нечистая сила прельщает героев, и задача читателя определить, где и в чем заключается обман. Главное прельщение состоит в том, что на протяжении всего романа героям, а, следовательно, и читателям, обещается, что все завершится хорошо. Под этим прикрытием нечистая сила реализует в сознании героев романа подмену евангельской истории на ершалаимскую.

По нашему мнению, Воланд прибыл в Москву, чтобы провести Великий бал у сатаны и распространить свой взгляд на Иисуса. Ослабление православия и пропаганда в стране Советов атеизма не устраивает нечистую силу. С отрицанием веры в бога отрицается и существование дьявола.

Для решения первой цели ему была необходима королева и место проведения бала. Смерть Михаила Берлиоза частично решила вторую задачу. И выселение второго жильца Степана Лиходеева завершило освобождение жилпрощади.

Маргариту Николаевну выбрали на роль королевы бала. Но из-за ее наследственного характера для получения от нее согласия пришлось провести операцию в два этапа. Сначала Маргариту Николаевну за год до появления Воланда в Москве доводят до готовности самоубийства и сводят с бывшим историком, пишущим роман о Понтии Пилате. В романе она обретает смысл, а к мастеру испытывает страсть. Затем после того как Маргарита попалась на крючок, ее лишают и романа, и мастера. Теперь мастера доводят до сумасшествия, и в страхе он избавляется от романа. И затем его забирают органы по ложному доносу Алоизия Могарыча, желающего завладеть квартирой мастера. В январе органы освободили мастера, но любя Маргариту и не желая сделать ее несчастной, он укрывается в психиатрической клинике. Тем еще больше приносит страданий возлюбленной. И вот теперь она готова хоть черту продать душу, чтобы узнать что-нибудь о мастере. И дает долгожданное согласие стать королевой на Великом балу у сатаны.

Для решения второй цели Воланд также проводит двухходовую операцию. Сначала он помогает историку выиграть по облигации достаточную сумму, чтобы оставить семью и работу и сесть за написание романа о Понтии Пилате. Так появилось произведение, содержащее в себе взгляд Воланда на фигуру Иисуса как Иешуа Га-Ноцри. Этот роман сейчас планировался не к распространению в стране, а к прельщению Маргариту Николаевну. И эту задачу он выполнил, став смыслом ее жизни. А через полгода с содержанием романа по частям ознакомился поэт Иван Бездомный. Сначала от Воланда, и затем из сна в психиатрической клинике. Он был выбран сатаной в продолжатели дела мастера. Вероятно, по ряду причин, в том числе и потому, что он так же как и дьявол представлял себе Иисуса как реального человека. Формально же договор был заключен не между Воландом и Иваном Николаевичем, а между мастером и Иванушкой. Последний стал его учеником и продолжателем в написании о нем. После отбытия Воланда из Москвы в жизни Ивана Николаевича наступили значительные положительные перемены. Он стал профессором в институте истории и философии. Судя по его карьерному взлету, можно предположить, что проводя «правильные взгляды» он станет и академиком, и директором института. И бывший маргинальный взгляд на Иисуса как реального человека оттеснит с официальных позиций другой о мифичности личности Иисуса. Реализация задачи подмены Иисуса на Иешуа Га-Ноцри еще не завершена, но, несомненно, успешно осуществляется.

Успешная реализация двух целей Воланда показывает его силу, но главное служит «седьмым доказательством существования бога». Если дьявол есть, то есть и бог. И по тексту романа разбросаны немногочисленные указания на иную силу большую, чем нечистая.

И так как в задачу Воланда входит прельщение, обман людей для заполучения их бессмертных душ, то и роман от эпиграфа до эпилога имеет форму «прелестного романа». Каждый элемент прельщения является обманом. И обманом представляется обретение «покоя» мастером и Маргаритой в вечном приюте в аду.

Послесловие

Уважаемый читатель, вы ознакомились с «Кратким анализом романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова». Здесь мы предложили свой взгляд на содержание романа. Нам он представляется более целостным и обоснованным.

С иными взглядами вы можете ознакомиться в «Приложении». Там осуществлен разбор глав из школьных и вузовских учебников, посвященных «Мастеру и Маргарите». Наличие в них лакун, ошибок и натяжек подтвердило правильность нашего решения об анализе романа.

Побочным результатом нашего исследования стала работа «Противоречия в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова». Здесь приведены те фрагменты, которые противоречат друг другу в романе. Тем не менее, выявленные противоречия, нисколько не умаляют гениальность произведения, а, наоборот, еще более привлекают к нему читателей.

Если вас заинтересовали исследования литературный произведений, то автор предлагает другие работы:
«Анализ рассказа «Дачники» А. П. Чехова» в сборнике «Вера в слово,
«Мистификация истории с куклой Франца Кафки» в сборнике «Последствия чтения»,
«Анализ сказки Красная Шапочка» в сборнике «Красная Шапочка».
Все они размещены на ЛитРес.Самиздат. https://www.litres.ru/andrey-viktorovich-yacenko/

А пока автор желает вам приятных размышлений над прочитанным и до новых встреч!

Список используемых источников
1. Публицисты
Екатерина Шульман «Мастер и Маргарита: Шесть первых чтений (неполитическое)»
Давид Эйдельман «Тайны «Мастера и Маргарита»: Почему Мастер не заслужил Света?»
Давид Эйдельман «Так говорил Воланд» в программе «Магия смысла»
Давид Эйдельман «Фауст Гёте и Мастер Булгакова»
Дмитрий Быков МИХАИЛ БУЛГАКОВ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 1966
Открытый урок с Дмитрием Быковым. Урок 6. Булгаков. Роман для Сталина
Максим Сергеев «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова

2. Филологи
ACADEMIA. Александр Ужанков. Спецкурс «Мастер и Маргарита».
Александр Ужанков. Лекция «Мастер и Маргарита»
Александр Ужанков «Роман закончен, но не завершен» — о «Мастере и Маргарите» // Час Speak
ACADEMIA. Евгений Яблоков ««Мастер и Маргарита» как роман об истине»
Илья Иткин «Лингвистические особенности романа «Мастер и Маргарита»»
Бенедетти А. Миф о Фаусте в романах «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и «Доктор Фаустус» Т. Манна.
Доро Д. Фаустовский «код» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

3. Философы
 ««Мастер и Маргарита»: две традиции прочтения». Георгий Михайлович Цеплаков ведущий литературного клуба «Суть времени» в Екатеринбурге
"Мастер и Маргарита" Булгакова с Андреем Баумейстером в 4-х частях

4. Богословы
МАСТЕР И МАРГАРИТА. часть 1. дьякон Андрей Кураев
МАСТЕР И МАРГАРИТА. часть 2. дьякон Андрей Кураев
ACADEMIA. Спецкурс «Мастер и Маргарита». Андрей Кураев
Лекция Андрея Кураева «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?»
Иеромонах Димитрий (Першин) «О романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»
Вып. 44. Иеромонах Димитрий. Мастер и Маргарита. Часть 1
Вып. 45. Иеромонах Димитрий. Мастер и Маргарита. Часть 2
М.М. Дунаев Булгаков «Мастер и Маргарита» (Часть 1)
М.М. Дунаев Булгаков «Мастер и Маргарита» (Часть 2)