Прерванная молитва

Валентина Ульянова
 Эти заметки возникли как ответ на вопрос, заданный кем-то на просторах интернета: «Когда я еду на работу в трамвае, я читаю псалмы и молитвы, которые знаю наизусть. Но когда в окне вижу маленького ребёнка или калеку, то прекращаю читать псалом, молюсь коротко о семье ребёнка или об инвалиде, потом начинаю читать псалом заново, сначала. Может быть надо продолжить читать с того места, где остановился? Или если начал читать, то не прерываться и не глазеть в окно трамвая? Или вообще читать в более спокойной обстановке?»

Читать псалмы по памяти, когда ум не занят другим делом, конечно же, очень хорошо, ведь нам дана заповедь о непрестанной молитве. И если мы отпускаем ум свободно блуждать туда и сюда, то скоро найдётся тот, кто поведёт его за собой куда мы совсем не хотим… На страну далече, во власть наших страстей и бесов. Но и молитву надо совершать с рассудительностью. Посмотрим, что говорят об этом святые отцы.

Св. Феофан Затворник пишет о том, что в молитве должны внимательно участвовать и ум, и сердце: «Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение… Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте».

Св. Игнатий (Брянчанинов) также подчёркивает, как важно внимание при молитве: «Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел - и явно греховный, и праведный по наружности». «Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося, при отсутствии внимания она чужда молящемуся».

Преп. Иоанн Лествичник учит сосредотачивать ум и сердце в молитвенном предстоянии Богу и предостерегает, что развлечении ума при молитве губительно:

«Всегда, а наиболее при соборном псалмопении, должно соблюдать безмолвность и безмятежность, ибо то и намерение у бесов, чтобы смущением и развлечением губить молитву.

Псалмопение во многолюдстве сопровождается пленениями и парениями…

Но кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве будет как столп неподвижный и ничем из прежде сказанных не будет поруган.

Послушник есть тот, кто телом предстоит людям, а умом ударяет в небеса молитвою.

 Во время чтения и пения ум твой да будет занят разумением слышимых слов или определенною молитвою в ожидании ближнего стиха».

Вот так - гибелью молитвы, поруганием от бесов, празднословием и грехом называют святые отцы небрежность при молитвословии. Преподобный Антоний Великий говорит однозначно, что «молитва, совершаемая с небрежением и леностью, - празднословие». Преподобный Никон Оптинский советует тому, у кого остаётся мало времени на совершение правила: «Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят (человек), творяй дело Господне с небрежением. (Иер. 48, 10)».

Поэтому, где бы мы ни совершали молитву, нам надо приложить всё старание, чтобы слышать слова молитвословий внимательным умом и сочувствующим сердцем. Кажется, что тогда озираться по сторонам и заглядываться в окно мы не будем…

Вместе с тем, бывают случаи, когда прервать молитву не грешно, для другой ли молитвы, или для помощи ближнему.

Преп. Иоанн Лествичник пишет: «При сравнении зол должно выбирать легчайшее. Например, часто случается, что, когда мы предстоим на молитве, приходят к нам братия, мы бываем в необходимости решиться на одно из двух: или оставить молитву, или отпустить брата без ответа и опечалить его. Но любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая».

О преп. Паисии Святогорце читаем: «Мерилом слов и поступков старца является, как и всегда, мерило рассуждения. В нижеследующих главах мы увидим, что в одном случае отец Паисий не прерывает молитвы, сколько ни стучат нетерпеливые паломники в клепальце у калитки его кельи, крича: «Кончай молиться, Геронда, Бог не обидится!» а в другом — выезжает в мир, потому что его отсутствие на народной демонстрации протеста может быть неверно понято и принести вред Церкви».

Если мы среди своей молитвы помолимся о ближнем, которого Бог послал нам навстречу, уверена, Он не осудит и не отвергнет эту молитву. Если чтение псалма ради этого прервалось, то можно продолжить его с того самого места, а можно и начать сначала. Последнее обязательно в том случае, если псалом читался рассеянно, и не оставил чувства осознанной молитвы.